logo
+ БЕНЬЯМИН

Дополнительная литература

Вальтер Беньямин (Walter Benjamin, 1892—1940)

Немецкий мыслитель Вальтер Беньямин по праву может считаться одной из ключевых фигур в процессе переосмысления художественной культуры XX века, одним из создателей соответствующего концептуального языка.

Вальтер Беньямин родился в семье антиквара и торговца предметами искусства. После окончания школы он изучал философию, германистику и историю искусства в университетах Фрайбурга, Брайсгау, Берлина и Мюнхена. В 1919 году Беньямин защитил диссертацию на тему "Понятие критики искусства в немецком романтизме". Однако вследствие близости к марксистским кругам ему не удалось сделать академическую карьеру. Ведя жизнь свободного литератора и литературного критика, он работал в Берлине и Москве. После прихода к власти нацистов Беньямин эмигрировал в Париж, откуда после оккупации Франции в 1940 собирался выехать через Испанию в США, уже эвакуировав туда большую часть архива. На пограничном пункте испанские власти отказали группе беженцев, к которой принадлежал Беньямин, во въезде; и тогда 26 сентября 1940 года философ покончил жизнь самоубийством.

Интерес к творчеству Беньямина, трагически погибшего в безвестности, устойчиво растет с середины пятидесятых годов — времени публикации двухтомника его избранных произведений. Причем работы Беньямина до сих пор не утратили ни общекультурного, ни специальнонаучного значения.

Востребованность творчества Вальтера Беньямина, работавшего на пересечении того, что сейчас называют эстетикой повседневности и социологией искусства, объясняется тем, что "новая вещественность" и вписанность в повседневность искусства ХХ века столь очевидно демонстрируют свою непроницаемость для классической эстетики и искусствоведения, что задача поиска принципиально иных парадигм их интерпретации и нового концептуального языка для их описания становится первоочередной.

Беньямин одним из первых разрушил односторонность традиционной эстетики и выступил за расширение эстетической проблематики, тематизировав такие проблемы, как неограниченные возможности технического репродуцирования, исчезновение онтологических и социальных границ между копией и оригиналом, разрушение "ауры" произведения искусства, изменение восприятия реальности в эпоху господства визуальных текстов.

Формы существования фотографии, киноискусства (а затем и телеискусства и рекламы) настолько отличны от традиционных форм бытия изобразительного искусства, что, с точки зрения классической эстетики, они не могут даже претендовать на статус "искусства". Эти формы художественной практики нуждаются в специфической художественной критике, которая бы анализировала не только способы и формы авторского самовыражения, но и место произведения искусства в социуме, заданность его культурной ситуацией и техническими возможностями общества.

Именно анализу данной проблематики посвящена статья Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости (1935), пожалуй, наиболее известное из сочинений Вальтера Беньямина. В определенном смысле его можно рассматривать в качестве итога многолетних поисков Беньямина в области истории культуры и эстетики.