12. Добро и зло. Нравственный выбор личности.
Добро и зло:
Это оценочные категории сознания, которые в обобщенной форме означают:
положительное, т.е. благо;
отрицательное, предосудительное;
в поступках и мотивах людей, в явлениях общественной жизни.
2 точки зрения на причины возникновения добра и зла:
эти понятия связывались с человеческими потребностями и интересами, желаниями, с наслаждением и страданиями, счастьем и несчастьем человека ------доброе – все то, что приносило наслаждение счастья, удовлетворяло желания;
злое – то, что порождало несчастья и страдания.
вторая трактовка выводила понятия добра и зла из божественного веления или разума и отклонений от них:
добро – веление бога;
зло – дьявола.
Добро – это то, что может служить предметом удовлетворения человеческих потребностей, стремления его чувственности или духа.
Под добром мы понимаем все то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности человека, совершенствованию общества.
Это - отношения доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему; это и движение за демократическое общество, правовое государство, за права и свободы каждого гражданина, за нравственное возрождение самого человека, за его подлинное счастье.
Зло – все, что возбуждает в нас неудовольствие или отвращение, или вообще оценивается нами отрицательно и противополагается благу.
Это – безнравственное, антигуманное, недоброе.
Зло находится там, где человека унижают, оскорбляют, где к нему относятся как к вещи, с помощью которой можно извлечь выгоду.
Понятие зла охватывает все отрицательные явления: насилие, обман, подлость, воровство, жестокость, предательство, доносительство …
Виды зла:
физическое зло – это все, что причиняет человеку страдание (болезнь);
моральное зло – это нарушение велений нравственного закона, вызывающее наше осуждение;
социальное зло – несоответствие общественной и государственной организации идее справедливости (неравномерное распределение благ между социальными группами);
метафизическое зло - несовершенство, необходимо вытекающее из природы бытия вообще и природы человека в особенности.
Человек постоянно сталкивается с ними в повседневной жизни, постоянно совершая моральный выбор, который определяется множеством причин как объективных, так и субъективных.
Важно с детства формировать твердые моральные принципы, представления о хорошем и плохом, добре и зле. Эти принципы помогут человеку сохранить себя и не причинять вред, как отдельным индивидам, так и обществу в целом.
Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличить добро и уменьшить зло.
Оценивая какое-либо явление, действие, поступок мы выражаем свою моральную оценку по-разному:
хвалим, соглашаемся, одобряем;
порицаем, критикуем, не одобряем.
Оценивая окружающий мир, мы что-то в нем изменяем и, прежде всего, самих себя, свою позицию, поведение, мировоззрение – в этом и состоит моральный выбор.