logo
Лекция 1

Основы делового этикета

Нередко этику подменяют термином этикет. К этому подталкивает не только сходство слов, но и связь этих понятий. Однако на самом деле эти слова сблизились сравнительно поздно.

Слово «этикет» заимствовано из французского языка. Французское слово etiquette имеет 2 значения: 1) ярлык, этикетка, надпись и 2) церемониал, этикет – и в свою очередь заимствовано из голландского – sticke («колышек», «шпенек»). Первоначально оно обозначало колышек, к которому привязывалась бумажка с названием товара, позднее и сама бумажка с надписью. На основе значения «надпись» развилось понимание «записка с обозначением последовательности протекания церемониальных действий» и «церемониал». Еще в начале XX века слово «этикет» могло обозначать в русском языке «ярлык, наклеиваемый на бутылки и обертки товаров, с обозначением названия фирмы, торговца и производителя», однако закрепилось с этим значением все же слово «этикетка».

Структура этикета по содержанию регулируемого поведения включает в себя:

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

Таким образом, этикет – это свод правил поведения, принятых в определенных социальных кругах. В переносном значении – форма обхождения, правила учтивости, нормы вежливости в словах и в поступках, принятые в данном обществе. Основной смысл этикета в деловых отношениях определяется как правила поведения людей в области бизнеса и деловых контактов. Он определяет взаимоотношения между начальником и подчиненным, между сотрудниками компании и клиентами, а также включает правила ведения деловой переписки, умение вести телефонные переговоры, обмениваться визитными карточками и многое другое. Можно сказать, что деловой этикет это внешнее выражение внутренней моральности и культуры человека.