logo
Главные требования к этике управления

3. Главные требования к этике управления

Хотя некоторые деловые люди придерживаются строгих моральных ценностей в повседневной жизни, динамика деловой жизни требует от них иметь дополнительные крепкие моральные принципы.

В каждой профессии рождаются свои моральные «искушения», моральные «доблести» и «потери», возникают определенные противоречия, вырабатываются своеобразные способы их разрешения.

Необходимость повышения качества этического сознания особенно очевидна в свете изменений в организации современного бизнеса.

Любой менеджер часто сталкивается с необходимостью принимать такие решения, которые ставят перед ним сложные этические проблемы, и в таких ситуациях менеджер не властен изменить что-либо: он вынужден принимать решения, в результате выполнения которых неизбежно пострадают люди; ему приходится идти на сделки, в которых приходится выбирать между равно необходимыми материальными ценностями и следованием устоявшимся моральным принципам; он оказывается в таком положении, что интересы его организации и цели работы входят в противоречие с личными нуждами конкретных служащих или потребителей. Менеджмент: Учеб. Пособие. - М.: ИНФА-М, 2008.

Отношение руководителя к подчиненным влияет на всю специфику этики управления, во многом определяет её нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения. Можно выделить главные требования к этике управления:

· стремление превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения;

· при возникновении проблем и трудностей, связанных с недобросовестностью, выявление ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками;

· При невыполнении сотрудником вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично;

· замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам. Соберите всю информацию по данному случаю. Выберите правильную форму общения. Делайте ваши замечания один на один;

· критика действий и поступков, а не личности человека;

· укрепление у подчиненного чувства собственного достоинства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения. Не нужно лениться лишний раз похвалить сотрудника;

· привилегии, применяемые к руководителю, должны распространяться и на других членов коллектива;

· доверие сотрудникам и признание собственных ошибок в работе;

· отношение к сотрудникам как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми мерками;

· соблюдение принципа распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение;

· выбор правильной формы распоряжения, учитывая, прежде всего два фактора:

1. ситуацию, наличие времени для нюансов;

2. личность подчиненного: кто перед вами - добросовестный и квалифицированный работник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу.

Так, как субъектами этики управления являются менеджеры - управляющие, определим им основные этические обязанности:

1. руководители должны быть образцом нравственного поведения. Они должны жить в соответствии с ценностями, способствующими процветанию возглавляемых ими организаций;

2. лидеры ответственны за перспективы возглавляемой ими организации;

3. лидеры должны постоянно информировать подчиненных о своих намерениях. Работники ожидают от руководства, что оно будет предоставлять им всю информацию, необходимую для эффективной работы;

4. лидеры ответственны за формирование слаженно работающего коллектива, основанного на высоком уровне доверия. Члены коллектива должны знать, что они будут вознаграждены за сотрудничество с другими людьми на благо фирмы даже в том случае, если будет казаться, что их собственный вклад уменьшается. И уж конечно следует вознаграждать их за принятие решений, соответствующих стратегическим интересам организации;

5. руководители отвечают за создание обстановки, поощряющей развитие личности и творчества.