Основные понятия дисциплины «Этика и культура управления»
Этика играет огромную роль как наука о морали во всех областях жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях с другими людьми, в отношении человека к делу, к ценностям государства.
С момента своего возникновения этика ставила перед человеком сложные вопросы нравственного порядка, которые не случайно получили название «вечных вопросов», что следует считать добром и злом, справедливым и несправедливым, какие люди имеют право руководить, а какие нет, как согласовать общественные интересы с личными и т.д.
Решение этих вопросов может быть различным в той или иной сфере общественной жизни – личных, внутригрупповых, межгрупповых отношениях в профессиональной деятельности, в политике и государственном управлении. Так, многие требования морали, относящиеся к поведению людей в частной жизни, не всегда могут быть применимы к тем или иным специфическим видам профессиональной деятельности, в области институциональных отношений.
Неоднозначным является и само понятие этического поведения в государственном аппарате, что обусловлено давним спором о том, может ли нравственность общества и отдельного человека базироваться на одних и тех же основаниях.
Изучение любой научной дисциплины следует начинать с научного анализа понятий, непосредственно связанных с изучаемым явлением, раскрывающих его сущность и отличающих его от других. Овладение понятийным аппаратом важно и потому, что позволяет не только определить границы исследуемого объекта и избежать при использовании одних и тех же терминов и понятий, но и более предметно описать область изучаемого. Это тем более необходимо сделать, когда речь идет о новой научной области, какой является этика и профессиональная культура государственной и муниципальной службы.
К основным понятиям изучаемой учебной дисциплины следует отнести такие понятия как «мораль», «этика», «административная этика», «профессиональная культура» государственной и муниципальной службы.
В научной литературе мораль рассматривается как один из видов регуляции общественной жизни. Она включает систему норм, принципов и ценностей, которыми руководствуются люди в своем реальном поведении независимо от доставляемой ими пользы или удовольствия. Она не может быть личным кодексом одного человека или профессии, точно также не может создаваться отдельной личностью. Ее главной особенностью является безличный характер морального закона и универсальность моральных требований. Это значит, что нормы морали имеют социальное и всеобщее значение, распространяются на всех людей, поскольку заключают в себе весь нравственный опыт многовековой истории человечества. Перед моралью все люди равны.
Мораль говорит не о том, что есть, а о том, что должно быть (или что должно делать) и в этом смысле всегда служит ориентиром поведения и сознания.
Под термином этика (теория морали) со времен античности понимается научная отрасль и теоретическая дисциплина, изучающая мораль (нравственность), ее природу, сущность, функции, происхождение и развитие.
Этика представляет собой нормативную основу поведения и деятельности людей, задающую ориентиры и перспективу межличностных отношений (нормативная этика). Ее цель – не знание, а поступки. Она не просто изучает мораль, она учит применять нормы и требования морали в реальной жизни и практической деятельности человека.
В реальной жизни то, что является добром по отношению к одному человеку, может оказаться злом по отношению к другому. В жизни людей есть множество специфических областей деятельности, где универсальные моральные нормы оказываются недостаточными для адекватного отражения и обоснования моральности действий, где необходимы дополнительные моральные требования, имеющие характер обязательных норм.
Принципы нормативной этики используются практически во всех видах профессиональной деятельности (этика врача, банковского работника, бизнеса, преподавателя и т.д.), так или иначе связанных с конфликтами интересов, и в этом своем значении обеспечивают полезное влияние на разрешение этически спорных вопросов, возникающих в процессе осуществления людьми различных профессиональных ролей (ролевая или профессиональная этика).
Особенно важен нормативный подход для тех видов профессиональной деятельности, которые непосредственно связаны с осуществлением государственной власти и управления, с принятием важных, часто судьбоносных для людей решений. Одним из таких видов профессиональной этики является административная этика, возникающая в качестве нормативной основы управленческой деятельности, регулирующей поведение и взаимоотношения в сфере государственного управления.
Административная этика, так же как и парламентская этика и этика президентства непосредственно связана с этикой власти как таковой, занимающейся изучением роли и места морали в системе властных отношений, в деятельности институтов и органов власти и призванной теоретически обосновать необходимость и важность нравственного поведения представителей власти, приверженность их нормам морали и права.
Рассмотрим теперь содержание понятия «профессиональная культура государственной службы» в его отношении с административной этикой.
Как составляющая системы государственного управления профессиональная культура управления должна изучаться на всех уровнях государственной службы:
на общенациональном уровне (макроуровень культуры управления) изучается специфика корпоративной культуры и корпоративной этики государственной службы;
на уровне отдельного государственного учреждения (микроуровень профессиональной культуры управления) исследуется содержание, механизм реализации управленческой культуры, ее структура, принципы и нормы профессиональной этики;
на уровне личности государственного служащего особое внимание уделяется изучению личных и профессиональных качеств государственного служащего, его ценностных ориентаций, приемов и способов управления.
В структуру профессиональной культуры государственных служащих в качестве ее основных компонентов, помимо собственно управленческой культуры (профессионализм), входит так же политическая культура, правовая культура, нравственная культура государственных служащих, изучением которой, в сущности, и занимается административная этика как наука. С этой точки зрения профессиональная этика государственной службы (административная этика) – только одна, хотя и очень важная составляющая в профессиональной культуре работников государственного аппарата наряду с другими ее компонентами.
Сказанное лишь уточняет соотношения понятий «административная этика» (этика в государственном управлении) и «профессиональная культура управления», но не отрицает самого значения административной этики для государственной службы. Хотя деятельность государственной службы как социально- правового института, реализующего функции и полномочия государственных органов, и регулируется с помощью конкретных нормативно-правовых актов, она далеко ими не исчерпывается. За их рамками всегда будет оставаться тот вид взаимоотношений государственных служащих с государством, обществом, гражданами, который не поддается правовому регулированию. Огромную роль здесь играют морально-психологи- ческие факторы, нравственные качества и духовная культура государственного служащего, его личная инициатива и творчество.
Понятие «административная этика» следует отличать от другого весьма близкого к нему понятия «управленческая этика». Эти понятия нетождественны, хотя и базируются на многих общих для управленческих отношений ценностях и нормах. В отличие от более широкого понятия «управленческая этика», связанного с выработанной в менеджменте системой этических стандартов и рекомендаций, ориентированных на управленческую деятельность вообще, этика государственной службы (административная этика) регулирует отношение в системе «государство – общество – личность».
Ее специфика определяется тем, что в отличие от понятия «менеджмент» понятия «государственное управление» и «государственная служба» связаны с решением целого ряда проблем (таких как социальная справедливость, расходование государственных средств, управление государственным имуществом, осуществление функций социальной коммуникации и контроля, обеспечение прав и свобод граждан), которых нет и не может быть в частном секторе.
Отмеченные особенности определяют объект и субъект административной этики. Объектом административной этики является персонал государственной службы и государственная служба в целом как отдельная сфера профессиональной деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления. Это означает, что требования административной этики относятся как к внутриаппаратным отношениям, так и к отношениям, которые складываются между государством и институтами гражданского общества и отдельными гражданами.
Еще одним важным понятием в системе административной этики и профессиональной культуры управления является понятие «служебная этика», которое часто не оправданно отождествляют с понятием «служебный этикет».
Термин «служебная этика» означает не что иное, как этику служебных отношений внутри учреждения или организации (формальных и неформальных отношений, горизонтальных и вертикальных). Основными здесь являются служебная этика руководителя, его моральные принципы, нравственные качества, этические стороны исполнительной дисциплины.
Служебный этикет как и этикет в частной жизни заключает в себе, прежде всего, совокупность правил поведения, регулирующих взаимоотношения людей в процессе их общения. Это внешние формы проявления культуры человека, правил и норм приличия, различных форм вежливости, корректности, трансформирующихся в сфере служебных отношений в соблюдение служебных норм, норм и правил делового этикета (таких как этикет деловых встреч и переговоров, культуры делового спора, административный речевой этикет, этикет телефонных переговоров и т.т.).
Следует также обратить внимание еще на одно обстоятельство. Административная этика и профессиональная культура управления представляют собой субъективный фактор государственного управления. Как и материальные (объективные) стимулы - это сложная иерархическая система идей, установок, ценностей (например, таких как добросовестное отношение к труду, забота об интересах граждан, общества в целом), составляющих внутренние основания человеческой активности и привязывающих действия и поступки работника к осуществлению его жизненного смысла. Вне социокультурного контекста, ценностной самоиндефикации работника невозможно сколько-нибудь добросовестное и эффективное исполнение им своих служебных и общественных обязанностей. Однако, как отмечают специалисты, моральные стимулы обладают и некоторыми весьма невыгодными для управленческой деятельности свойствами. Их создание – дело сложное и многотрудное, связанное с кропотливым воспитательным процессом. Поэтому использование моральных стимулов, в том числе в сфере государственного управления, следует отнести к задачам стратегического характера, не упуская в то же время из вида повседневные нравственные проблемы, с которыми сталкиваются служащие государственного аппарата.
Проблемы формирования полноценной этики государственной службы не могут рассматриваться вне связи с состоянием реальных нравов, которые сложились и существуют в обществе. В условиях современной России это выражается в необходимости повышения общей нравственной культуры различных слоев населения, общества в целом. Только так можно решить проблемы государственной службы, изменить сознание и этос политических элит, служащих государственного аппарата. В свою очередь формирование этики государственных служащих может стать существенным фактором нравственного возвышения общества в целом.
- Введение
- I. Содержание дисциплины
- Основные понятия дисциплины «Этика и культура управления»
- 1.2. Нравственность и другие формы общественного сознания
- Нравственность и искусство
- Нравственность и политика
- Нравственность и религия
- Нравственность и наука
- Нравственность и экономика
- Нравственность и право
- 1.3. Профессиональная этика
- Виды профессиональной этики
- Этика бизнеса и деловых отношений
- Экономическая этика
- 1.4. Этика государственного служащего
- 1.5. Трудовая этика и приверженность работников своей организации
- Основные составляющие трудовой этики
- Уровни рассмотрения трудовой этики
- Трудовая этика как внутренний регулятор организационного поведения
- Институционализация этики
- Создание и применение кодексов
- Наше сrеdо
- Пути и методы оказания влияния па трудовую этику и мораль подчиненных
- 1.6. Культура управления
- Виды и разновидности культуры управления
- Методы измерения культурного уровня
- Управление «культурными изменениями»
- Управление изменениями
- Типы руководителей-изменителей
- Преодоление сопротивления изменениям
- Тактика изменений, начиная с подразделений, большинство сотрудников которых составляют сторонники Плюсы:
- Минусы:
- II. Организационно - методические указания
- 2.1. Лекционный курc
- Тема 1. Этика и культура управления как учебная дисциплина. Этика, мораль, нравственность
- Тема 2. Основные категории этики
- Тема 3. Нравственное воспитание и нравственное поведение личности
- 2.2. Планы семинарских занятий
- Семинар 1. Этика и культура управления как учебная дисциплина. Этика, мораль, нравственность.
- Семинар 2. Основные категории этики
- Семинар 3. Нравственное воспитание и нравственное поведение личности
- Семинар 4. Профессиональная этика. Трудовая этика.
- Семинар 6. Культура демократии и этика власти
- Семинар 7. Основные элементы культуры государственного и муниципального служащего
- Семинар 8. Нравственно – психологические аспекты культуры государственного и муниципального служащего
- Семинар 9. Культура управления
- 2. 3. Организация самостоятельной работы студентов Характеристика самостоятельной работы студентов
- Тематика рефератов по курсу «Этика и культура управления»
- Методические рекомендации для написания контрольной работы по дисциплине «Этика и культура управления» для студентов-заочников
- Темы контрольных работ
- Примерная тематика курсовых и дипломных работ
- Подготовка к написанию курсовой и дипломной работы (рекомендации кафедры гму и с)
- Инновационные формы обучения и творческие задания
- Тема 1. Этика управления
- Тема 2. Этические регуляторы в управлении
- Тема 3. Этика бизнеса и профессиональная этика менеджера
- Тема 4. Этические модели управления конфликтами
- Литература для анализа ситуаций
- III. Информационно – методическое обеспечение дисциплины Библиографический список
- 3.1. Основной
- 3.2. Дополнительный
- 3.3. Электронные источники информации
- Методический материал для подготовки к зачету по дисциплине «Этика и культура управления»
- Тема 1. Этика, мораль, нравственность
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 2. Нравственное воспитание в жизни общества
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 3. Основные категории этики
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 4. Система морали
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 5. Профессиональная этика
- Задание
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 6. Культура управления
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 7. Трудовая этика и приверженность работников своей организации
- Задание
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Основные элементы культуры государственного и муниципального служащего
- Вопросы и задания
- Список литературы
- Тема 9. Нравственно – психологические аспекты культуры государственного и муниципального служащего
- Вопросы и задания
- Список литературы
- Оглавление
- 1.1.. Основные понятия дисциплины «Этика и культура управления»………………………………………………. .7