logo
пособие книга

Основные составляющие трудовой этики

Когда речь заходит о трудовой этике, обычно используются следу­ющие понятия: ценности, права и обязанности, моральные нормы, взаимоотношения.

Ценности – это наиболее обобщенные оценки, касающиеся основ­ных жизненных целей и фундаментальных принципов, обладающие относительно постоянной привлекательностью для человека (например, мир, здоровье, финансовое благополучие и т.д.).

Права и обязанности. Право является таким требованием, которое позволяет личности иметь определенное пространство для действий (на­пример, право на отдых, право на неприкосновенность личности, пра­во на оплату труда и др.).

Права редко бывают абсолютными; совокупность индивидуальных прав часто ограничена правами других людей. Права тесно связаны с обязанностями.

Обязанности – это некоторые обязательства, которые берет на себя личность или организация (например, платить налоги, подчиняться закону, должностные обязанности и др.). Для эффектив­ной работы очень важным является выполнение членами организации обязательств, которые они принимают на себя в соответствии с позици­ями, занимаемыми ими в организации. С другой стороны, и организа­ция имеет определенные обязательства перед работниками. Эти обяза­тельства зафиксированы как в трудовом законодательстве, так и в контрактах и трудовых соглашениях, заключаемых между админист­рацией и нанимаемыми работниками.

Моральные нормы – это нравственные требования, выработанные в данной социальной группе. Они охватывают как те нормы поведения, которые выполняются подавляющим большинством людей (например, не красть, не убивать, заботиться о ближнем и т.д.), так и те, которые часто нарушаются, но считаются, тем не менее, обязательными (не обманывать, уважать старших и т.д.). Моральные нормы часто помогают справиться с такими ситуациями, в которых сталкиваются противоположные интересы.

Взаимоотношения. Каждый человек связан с другими людьми целым комплексом взаимоотношений. Этические нормы и ценности пронизы­вают все формы человеческих взаимоотношений, начиная от взаимоот­ношений детей с родителями и кончая взаимоотношениями руководите­лей и подчиненных. Эти взаимоотношения основываются на принятых людьми ценностях и на определенных этических принципах.

Основные этические правила. Этика реализуется через совокупность этических правил, управляющих поведением людей. Это те правила, согласно с которыми мы живем большую часть времени. К числу важнейших этических правил можно отнести нижеследующие.

Люди болезненно реагируют, когда в отношении них нарушается любое из этих правил, – в ответ возникает чувство обиды, раздраже­ния пли возмущения. А такие реакции не способствуют созданию в организации отношений сотрудничества и доверия.