logo
пособие книга

Нравственность и политика

Политика — это властный способ управления. В узком смысле политикой называют управление государством.

Впервые серьезное исследование связи этики и политики предпри­нял древнегреческий философ Аристотель в 4 в до н.э. Рассматривая человека как «общественное животное», философ видел в государстве источник нравственности и считал этику частью «политического искус­ства». Осознавая относительную самостоятельность нравственности, специфичность ее задач, он выдвигал требование гармонии интересов граждан и государства.

Однако существовали и другие точки зрения на данную проблему. Так, например, древнекитайские легисты, западноевропейские мысли­тели Нового времени (Т. Гоббс, Н. Макиавелли) и др., стремились под­чинить нравственность политике. Они считали естественным политиче­ский аморализм и цинизм, практику двойного морального стандарта, оправдание любых средств, якобы ведущих к благой цели.

Противоположный подход редуцировал политику к нравствен­ности. Среди мыслителей, придерживающихся подобных взглядов, можно назвать Платона, Т. Мора, Т. Кампанеллу и др. Для их теорий государства (утопий) характерно абстрактное морализаторство, иг­норирование реальных социально-политичес- ких условий.

Сложность обозначенной проблемы связана, прежде всего, с ответ­ственностью политика перед населением, необходимостью реализовы­вать интересы государства, которые зачастую входят в конфликт с инте­ресами других государств. Действия политика, в отличие от морального авторитета, зависят от множества факторов, они компромиссны.

Тем не менее, очевидно, что существует тесная взаимосвязь между нравственным и политическим развитием общества. Нравственность воздействует на политику через моральную оценку, общественное мне­ние, исходя из высших идеалов и целей общества. Политика в свою оче­редь влияет на нравственность, раскрывая обществу его конкретные «ежеминутные» социально-политические интересы.