logo
пособие книга

Нравственность и наука

Проблема соотношения нравственности и науки имеет два ас­пекта: нравственно-содержательный и формальный.

Первый касается значения нравственности для науки, а именно, – важность моральных принципов для ученого.

Для науки главной является информация об изучаемом объекте, а не отношение людей к нему или по поводу него. Специфика научного мышления требует от исследователя определенной дистанции от изу­чаемого объекта. Субъективные моменты в процессе познания (личные желания, стремление кому-то угодить, сделать приятное и т.д.) зачастую приводят к ошибкам и поэтому должны быть сведены к минимуму. Высшая нравственная ценность для ученого — объективная истина, т.е. адекватное отражение действительности. С этой ценностью связаны его нравственные принципы: честность, добросовестность, безукоризнен­ное следование профессиональному долгу. Жизнь многих выдающихся исследователей является примером такого поведения.

Несмотря на то, что нравственный мотив открыто не проявляется, он играет в научной деятельности важную роль. Несомненно влияние нравственной установки на выбор самой профессии ученого, направле­ния исследования. Тем самым человек старается максимально реализовать свои способности во благо общества.

Гуманистическая основа на­учной деятельности наиболее ярко проявляется в тех редких случаях, когда профессиональные интересы входят в противоречие с нравствен­ными нормами. Встав перед такой дилеммой, ученый может сознатель­но выйти за рамки нравственного поля. Как доказывает история (вспомним опыты над людьми в фашистских концлагерях и др.), это наносит непоправимый ущерб глубинному смыслу исследования. Все сказанное свидетельствует о необходимости приоритета общечеловече­ских ценностей над личными в процессе научной деятельности. Кстати, в наиболее древнем профессиональном кодексе, так называемой клятве Гиппократа, которую дают медицинские работники, отражены как частнонаучные, так и общечеловеческие ценности и, что важно, указана их субординация.

Второй аспект касается значения науки для нравственности, а именно — возможности научного обоснования нравственных принци­пов и создания научной теории нравственности. Стремление философов подняться над изменчивым миром «мнений», обыденностью, поиск ими общезначимых оснований в тех или иных нравственных требованиях и привели к возникновению этики. Этика — это вид гуманитарного зна­ния. Как и любая другая наука, она имеет собственный понятийный язык, собственную предметную область исследования и собственный метод. Детальная научная разработка и совершенствование этих состав­ляющих позволяет ей выполнять свои основные функции: описание нравственных явлений, их объяснение, предсказание и т.д.