logo
пособие книга

Нравственность и искусство

Катего­рия добра и эстетическая категория прекрасного зачастую отождест­влялись. Даже средневековая этика, рассматривающая красоту, как искус, имела в виду лишь красоту «земную», т.е. неистинную. Про­тивопоставлялась ей красота истинная, «небесная», тесно связанная с моральным совершенством.

Близость нравственности и искусства иллюстрируется тем, что эти­ческие труды нередко создаются в художественной форме (например, у Платона, Ницше и др.), а многие представители искусства (Ф.М. Дос­тоевский, Л.Н. Толстой и др.) являются в то же время и мыслителями-этиками.

Тем не менее, объективный процесс дифференциации форм об­щественного сознания способствовал появлению радикальных вари­антов, когда мораль или искусство рассматривались как полностью автономные. В художественной среде существует точка зрения, что художник самодостаточен и не нуждается в нравственных ограничи­телях, что искусство существует «для искусства». Крайний случай - утверждение противостояния морали и искусства (например, Ш. Бодлер, О. Уайльд и др.).

Абсолютизация специфических черт искусства вряд ли является продуктивной. Нравственность и искусство отражают разные сторо­ны бытия человека и, исходя из этого факта, следует видеть способы их взаимодействия. По сути, в искусстве в особой художественной форме выражается динамика интересов, идеалов, ценностей.

Нрав­ственное воздействие искусства на человека осуществляется не пу­тем доказательства преимущества добродетели над пороком, а с по­мощью эмоциональных переживаний, предполагающих сотворчест­во, осмысление человеком под влиянием художественного произве­дения собственного жизненного опыта. Наблюдая за действиями героев, человек видит наглядные примеры нравственного и безнрав­ственного поведения, добра и зла и т.д. Искусство в данном случае имеет огромное воспитательное значение, это образная (художест­венная) интерпретация нравственных норм и моральных идей, моде­лирование конфликтных ситуаций.