Тема 2. Этические регуляторы в управлении
Что нужно знать для анализа ситуаций по этой теме.
Анализ этических регуляторов поведения в системе управления является предметом междисциплинарного рассмотрения этики и теории менеджмента. В этике традиционными социальными регуляторами поведения людей считаются:
Совесть — как показатель человеческого в человеке и способ самоконтроля, самооценки поведения.
Общественное мнение — как механизм внешней оценки, осуждения или поощрения человеческих поступков референтной группой.
Ответственность — как способность личности добровольно принимать на себя исполнение взятых или продиктованных обществом, коллективом обязательств.
Уровни ответственности:
социальная ответственность — ответственность перед обществом
корпоративная ответственность — добровольное принятие на себя обязательств, превышающих предписанные юридическим контрактом;
профессиональная ответственность — часть профессиональной компетентности и потребность в соблюдении норм профессиональной морали;
личная (персональная) ответственность — ответственность перед самим собой и референтной группой, не позволяющая поступать ниже собственного достоинства. Ситуации, когда уровни ответственности противоречат друг другу, приводят к различным видам конфликтов.
На формирование данных этических регуляторов оказали влияние действующие на протяжении всей истории человечества законы нравственного поведения. Эти законы по-разному формулировались в различные эпохи. В этической теории они описаны следующим образом.
Табу – система запретов, послужившая основой формирования человеческой культуры.
Талион – наказание, равное по силе преступлению и обязывающее ограничиваться в воздаянии ущербом, точно соответствующим нанесенному вреду. Классической считается ветхозаветная формула талиона: «Душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу».
Золотое правило морали — принцип «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Категорический императив — высший внутренний моральный закон, выраженный Иммануилом Кантом в виде «формулы веления»: «Действуй лишь по такой максиме, посредством которой ты можешь одновременно желать, чтобы она стала всеобщим законом».
Этика благоговения перед жизнью — основной принцип этического учения Альберта Швейцера, признающий, что «добро — это то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей».
Этика прав человека — принципы поведения людей, выраженные во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г., утверждающей стандарты священных и неприкосновенных прав человека.
Гражданские и политические права:
• право на жизнь;
• запрещение пыток и жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания;
• запрещение рабства и подневольного состояния;
• наказание исключительно на основании закона;
• право на свободу и личную безопасность;
• право на свободу передвижения;
• право на справедливое судебное разбирательство;
• право на уважение частной и семейной жизни, жилища и корреспонденции;
• право на вступление в брак;
• свобода мысли, совести и вероисповедания;
• свобода выражения мнений;
• свобода собраний и объединений;
• право на доступ к начальному образованию;
• право на собственность;
• право на эффективное средство правовой защиты;
• равенство перед законом;
• другие сопутствующие права (право выступать в качестве физического или юридического лица, право на фамилию и имя, право на гражданство и гарантии прав в случае отсутствия гражданства и т. д.).
Экономические, социальные и культурные права:
• право на труд;
• право на справедливые и благоприятные условия труда;
• профсоюзные права;
• право на достойный (достаточный) уровень жизни;
• право на здоровье и социальную защиту;
• защита семьи, материнства и детства;
• право на получение среднего и высшего образования;
• право на пользование достижениями культуры;
защита наиболее незащищенных категорий населения.
Коллективные права:
• право на мир;
• запрет геноцида и апартеида;
• право народов на самоопределение;
• права национальных меньшинств;
• право на развитие;
• право на благоприятную окружающую среду.
Знание этических регуляторов и умение ими пользоваться составляет основу этической компетентности менеджера.
В теории и практике современного менеджмента накоплен значительный опыт использования организационных регуляторов этичности поведения. В популярной книге М. X. Мескона и др. «Основы менеджмента» к таким регуляторам относятся следующие.
Этические кодексы и нормативы, описывающие систему ценностей и правил поведения в организации. К вариантам поведения, обычно запрещаемым этическими нормами, относятся взятки, вымогательства, подарки, сексуальные посягательства, выплата соучастнику части незаконно полученных денег, конфликты на почве столкновения интересов, нарушение законов в целом, мошенничество, разглашение секретов компании, использование информации, полученной в доверительной беседе от членов «своей» группы, незаконные выплаты политическим организациям, противоправное поведение ради интересов фирмы.
Комитеты по этике, которые создаются в организациях для оценки повседневной практики с точки зрения этики. Почти все члены таких комитетов — руководители высшего уровня. Распространенной практикой является также приглашение внешнего консультанта по этике для разработки рекомендаций по улучшению нравственно-психологического климата организации.
Тактическая цель — предупредить конфликты внутри организации.
Стратегическая цель — содействовать формированию корпоративного духа солидарности и лояльности.
Социальные ревизии, или этический аудит, организуемые с целью определения в отчетах и проектах уровня социальной ответственности организации.
Обучение этичному поведению руководителей и рядовых сотрудников с целью повышения их восприимчивости к моральным проблемам, которые могут перед ними возникнуть.
Управленческая ситуация 4
Ли Якокка, ставший президентом автомобильной компании «Крайслер» в период ее глубочайшего кризиса, с гордостью вспоминает о том, что спасти фирму ему удалось во многом благодаря созданию «сплоченной коалиции сил». Считая, что смысл руководства состоит в том, чтобы показывать пример, он принял решение о сокращении своего жалования до одного доллара в год и назвал это «равенством жертв». Вслед за ним на сокращение жалования согласился весь персонал. Это принесло корпорации экономию в $2,5 млрд.
Задание. Подумайте, является ли этичной система «равенства жертв», учитывая, что ее участники имеют далеко не равные первоначальные возможности для принесения такой жертвы. Как сказал один из критиков Ли Якокки, «вам легко отказаться от зарплаты, вы и так богаты». Не является ли данная позиция руководителя формой лицемерия? Должны ли руководители разделять материальные трудности компании, если, в конечном счете, именно они находят верное решение выхода из кризиса?
Управленческая ситуация 5
В небольшой организации, занимающейся редакционной и издательской деятельностью, в офисе работало 5 сотрудников. Отношения внутри коллектива, в основном, были теплые, даже дружеские. Но в определенный период начались проблемы с финансированием организации (иногда такое бывает). На этой стадии сотрудники компании уделяли работе больше времени и старались помочь ситуации. Когда пришло время зарплаты, начальник (каждого в отдельности) попросил подождать с выплатой, мотивируя этот факт сложным финансовым положением организации. И получил согласие коллектива. В дальнейшем выплаты заработной платы стали нерегулярными и суммы стали меньше.
Задание. Оцените нравственную ситуацию «до» и «после» трудностей компании. К чему может привести дальнейшее развитие событий? Опишите сценарий возможного поведения руководства компании.
Управленческая ситуация 6
Накануне 27 января 1986 г. — назначенного дня старта космического корабля «Челленджер»— технический помощник президента компании, обеспечивавшей запуск, инженер Лунд, не санкционировал запуск из-за неполадок в системе. Космический центр — заказчик проекта, требовал от компании соблюдения сроков запуска, и президент компании Мейсон попросил Лунда еще раз подумать над ситуацией, но уже не как инженера, а как менеджера (точнее, его слова были такими:
«Сними свою шапку инженера и надень шляпу менеджера». Лунд подумал и изменил свое мнение, разрешив запуск. Следующим утром корабль с экипажем на борту взорвался во время старта.
Задание. Подумайте, должен ли был инженер Лунд мыслить скорее как менеджер, а не как инженер, если он являлся топ-менеджером по техническим вопросам. В чем состоит отличие ответственности менеджера от ответственности инженера?
- Введение
- I. Содержание дисциплины
- Основные понятия дисциплины «Этика и культура управления»
- 1.2. Нравственность и другие формы общественного сознания
- Нравственность и искусство
- Нравственность и политика
- Нравственность и религия
- Нравственность и наука
- Нравственность и экономика
- Нравственность и право
- 1.3. Профессиональная этика
- Виды профессиональной этики
- Этика бизнеса и деловых отношений
- Экономическая этика
- 1.4. Этика государственного служащего
- 1.5. Трудовая этика и приверженность работников своей организации
- Основные составляющие трудовой этики
- Уровни рассмотрения трудовой этики
- Трудовая этика как внутренний регулятор организационного поведения
- Институционализация этики
- Создание и применение кодексов
- Наше сrеdо
- Пути и методы оказания влияния па трудовую этику и мораль подчиненных
- 1.6. Культура управления
- Виды и разновидности культуры управления
- Методы измерения культурного уровня
- Управление «культурными изменениями»
- Управление изменениями
- Типы руководителей-изменителей
- Преодоление сопротивления изменениям
- Тактика изменений, начиная с подразделений, большинство сотрудников которых составляют сторонники Плюсы:
- Минусы:
- II. Организационно - методические указания
- 2.1. Лекционный курc
- Тема 1. Этика и культура управления как учебная дисциплина. Этика, мораль, нравственность
- Тема 2. Основные категории этики
- Тема 3. Нравственное воспитание и нравственное поведение личности
- 2.2. Планы семинарских занятий
- Семинар 1. Этика и культура управления как учебная дисциплина. Этика, мораль, нравственность.
- Семинар 2. Основные категории этики
- Семинар 3. Нравственное воспитание и нравственное поведение личности
- Семинар 4. Профессиональная этика. Трудовая этика.
- Семинар 6. Культура демократии и этика власти
- Семинар 7. Основные элементы культуры государственного и муниципального служащего
- Семинар 8. Нравственно – психологические аспекты культуры государственного и муниципального служащего
- Семинар 9. Культура управления
- 2. 3. Организация самостоятельной работы студентов Характеристика самостоятельной работы студентов
- Тематика рефератов по курсу «Этика и культура управления»
- Методические рекомендации для написания контрольной работы по дисциплине «Этика и культура управления» для студентов-заочников
- Темы контрольных работ
- Примерная тематика курсовых и дипломных работ
- Подготовка к написанию курсовой и дипломной работы (рекомендации кафедры гму и с)
- Инновационные формы обучения и творческие задания
- Тема 1. Этика управления
- Тема 2. Этические регуляторы в управлении
- Тема 3. Этика бизнеса и профессиональная этика менеджера
- Тема 4. Этические модели управления конфликтами
- Литература для анализа ситуаций
- III. Информационно – методическое обеспечение дисциплины Библиографический список
- 3.1. Основной
- 3.2. Дополнительный
- 3.3. Электронные источники информации
- Методический материал для подготовки к зачету по дисциплине «Этика и культура управления»
- Тема 1. Этика, мораль, нравственность
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 2. Нравственное воспитание в жизни общества
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 3. Основные категории этики
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 4. Система морали
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 5. Профессиональная этика
- Задание
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 6. Культура управления
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 7. Трудовая этика и приверженность работников своей организации
- Задание
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Основные элементы культуры государственного и муниципального служащего
- Вопросы и задания
- Список литературы
- Тема 9. Нравственно – психологические аспекты культуры государственного и муниципального служащего
- Вопросы и задания
- Список литературы
- Оглавление
- 1.1.. Основные понятия дисциплины «Этика и культура управления»………………………………………………. .7