Этика управления как наука
Вторая половина ХХ в. отмечена появлением новой тенденции в развитии мирового сообщества – единения в понимании моральных ценностей и целенаправленного проникновения стандартов и норм этики в управление. Требования этического характера все более приобретают вид системы, т.е. комплекса взаимосвязанных идей, концепций и достаточно жестких требований, предъявляемых сегодня к управленческому персоналу и организациям в целом.
Руководитель имеет дело в первую очередь с людьми – с подчиненными, руководством, с партнерами и т.д., поэтому этические рамки должны незримо присутствовать в содержании и сущности любого действия каждого субъекта управления.
Важность моральной, этической стороны деятельности управленца бесспорна. Это обусловлено следующими факторами:
1 Руководитель – и в частной, и в государственной организации служит примером отношения к своим служебным обязанностям для рядовых сотрудников и других менеджеров; нарушение им этических норм может быть воспринято рядовыми сотрудниками как своего рода «сигнальная ракета» - можно делать то, что нельзя. И, поскольку менеджер в центре внимания, этические нарушения с его стороны служат дурным примером в большей степени, нежели подобные же действия рядового сотрудника.
2.Любое действие, поступок руководителя имеют не только сиюминутный эффект. Своими этичными (или неэтичными) действиями, в течение некоторого времени, он формирует комплекс аморальных устоев окружающих его людей-подчиненных, потребителей (клиентов или покупателей), поставщиков и даже конкурентов. Будучи сформированными отчасти и под влиянием данного конкретного руководителя, менеджера, представления об этичности в управлении, в свою очередь, оказывают воздействие на этические нормы других людей, и т.д. Т.е. имеет место эффект рассеяния во времени и в пространстве (если условиться считать «пространством» человеческие массы).
3.Третья причина опирается на первые две: этичное (или неэтичное) поведение управленца влияет на уровень этичности в обществе в большей степени и быстрее, чем такое же поведение рядового члена общества.
Таким образом, этика должна играть роль своеобразного фильтра при реализации стиля управления, при создании структуры управления, при принятии любых управленческих решений и т.д.
Этические нормы, стандарты должны присутствовать в любом явлении и процессе управления.
Можно сказать (перефразируя Жюля Верна: «Развитие нравов должно опережать развитие науки»), что совершенствование нравственных качеств работников в каждом деловом социуме должно иметь не менее высокие темпы, чем освоение в нем новой техники и технологии. Нравственная образованность обязательна для современного управленца. Она обуславливает его постоянную неудовлетворенность достигнутыми успехами в общении с людьми, его вечную озабоченность пределом своей нравственной компетентности. В противном случае неизбежны душевные потери и даже служебное несоответствие.
Управленческая этика– это система теоретико-прикладных этических знаний и практических рекомендаций, ориентированных на качественное исполнения административно-хозяйственных функций. Она включает в себя образы лучшего опыта нравственного решения конкретных проблем управления.
Основополагающими ее принципами являются:
социальная справедливость;
суверенность личности;
бережное отношение к природе;
профессиональная честность;
служебная ответственность.
Особенности этики управления:
В рамках любого специализированного труда существуют свои этики управления, общая управленческая этика имеет отношение ко всем видам деятельности;
Более позднее, по сравнению с другими разделами профессиональной этики формирование: его можно отнести к середине ХХ в.
В отличие от других разделов профессиональной этики она быстро приобретает некоторые черты формализованности; так, большое количество крупных фирм обучает своих менеджеров моральным приемам работы с подчиненными, клиентами. Обучение происходит по определенным программам в различных учебных заведениях. Более того, новый более высокий уровень осведомленности общественности требует от фирм разработки этических кодексов, которые становятся обязательной составной частью системы управления во многих корпорациях, особенно в развитых странах.
Этика управления (менеджмента), определяющая поведение организации в целом и отдельных менеджеров, как по отношению к внешней среде организации, так и в отношении к ее внутренней среде, является ядромсоциальной ответственностиорганизации и ее управленческого персонала.
Этический фильтр менеджмента должен затрагивать и цели, исредствадостижения целей. Редкая фирма решиться на такую акцию как постановка заведомо неэтичной цели, например, обман потребителей выпускаемой продукции относительно ее содержания и качества.
Однако средства достижения цели встречаются неэтичные.
Например, реклама – обращает внимание на достоинства, умалчивая о весьма значительных недостатках.
Каждый из элементов внутренней среды при своем формировании, разработке должен пройти «тест на этичность».
Школа оценки «этично-поэтичного» должна работать постоянно, независимо от того, осваивается ли новая техническая или вводятся в действие новые должностные инструкции для к.-л. менеджера.
Управленческая этика, осуществляет свои функции через человека (непосредственно руководителя и подчинённого), через коллектив (как группу людей, объединённых общими целями), через культуру данного коллектива и культуру самой управленческой деятельности.
В мировой экономике существует семь основных механизмов, посредством которых можно внедрить в практику деловых отношений этические нормы. К ним относятся:
этические кодексы;
комитеты по этике;
этический тренинг;
социальные аудиты;
юридические комитеты;
службы, рассматривающие претензии граждан по этическим вопросам;
изменения в корпоративной структуре.
Как уже отмечалось, наиболее часто применяемым механизмом является этический кодекс (см. Лекцию 3). Теперь рассмотрим подробнее остальные шесть.
Комитет по этикекорпорации имеет определенный набор функций, к которым относятся следующие:
вынесение этических вопросов для обсуждения правлением или топ менеджерами;
доведение основных требований этического кодекса до сведения менеджеров всех уровней и рядовых сотрудников;
разработка мер, поддерживающих кодекс;
анализ и пересмотр кодекса на основе ежегодных внутри корпоративных отчетов и в зависимости от изменении внешней среды организации, особенно системы духовных ценностей и мнения общественности;
составление отчетов о деятельности комитета для совета директоров;
обеспечение высшего уровня менеджмента консультациями специалистов по этическим вопросам.
Управленческий этический тренингявляется еще одной возможностью внедрения этических принципов в деятельность корпораций. Это наборы этических норм, своеобразные этические модули, которые включаются в общую программу подготовки менеджеров низового и среднего звена.
Таким образом, если комитет по этике обслуживает высший уровень менеджмента корпорации, помогая найти нетривиальные индивидуальные решения этических проблем, этический тренинг снабжает и среднее, и низовое звено менеджмента набором готовых решений, укладывающихся в рамки этических требований.
Тренинг способствует практическому внедрению этических принципов в структуру принятия корпоративных решений.
Социальный аудит,как и другие формы внедрения этических требований в корпоративную практику, имеет сравнительно небольшую историю около двух-трех десятилетий. Социальный аудит представляет собой попытку оценивать социальное поведение корпорации и общественно» среде. Принятие устава дает ей определенные права и даже привилегии. За это общество требует от корпорации определенного поведения, не нарушающего общего этического фона и определенных действий, способствующих развитию и процветанию общества.
Социальный аудит призван проверить и дать информацию о том, в какой степени действия корпорации соответствуют ожиданиям общества. Он может быть использован в корпорации для внутреннего контроля за степенью этичности действий корпуса менеджеров, за выполнением этического кодекса, за рациональным использованием ресурсов, для отчетности перед держателями акций и т.п. Однако социальный аудит, несмотря на его ценность для развития бизнеса, менеджмента и общественного блага в целом, особого развития не получил и применяется в основном только в масштабах корпорации. По-видимому, дело в трудности и дороговизне осуществления аудиторских проверок в масштабе не только всей страны, но хотя бы одной отрасли. Из тех компаний, которые проводят социальную аудиторскую проверку для внутренних нужд, только некоторые делают результаты аудита достоянием общественности или акционеров.
В основном социальный аудит сводится в настоящее время к тому, чтобы определить, насколько деятельность данной корпорации соответствует государственным нормам по здравоохранению, безопасности или по контролю за загрязнением окружающей среды.
Юридический комитетзанимается контролем за соблюдением корпорацией всех законов и подзаконных актов по всем направлениям деятельности; часть работы такого комитета касается наблюдения за соответствием действий корпорации законам и подзаконным актам, носящим этический характер: по охране окружающей среды, защите прав человека и т.п.
Лишь немногие предприятия имеют специальные службы по урегулированию этических претензий.Обычно сотрудники таких служб рассматривают жалобы и претензии по этическим вопросам, поступившие как со стороны, так и от работающих в данной корпорации.
По данным, характеризующим мировую экономику, лишь незначительное число корпораций предпринимает внутренние структурные изменения с целью приспособления к этическим требованиям. Итак, можно ли с помощью определенных механизмов и рычагов менеджмента сделать поведение корпорации этичным? Да, можно.
Правительственные постановления во многих странах заставили корпорации более гибко реагировать на меняющиеся общественные ценности, тратить средства на контроль за загрязнением окружающей среды, обеспечивать равные возможности трудиться национальным меньшинствам и женщинам и т.п. Этические кодексы, разработанные на базе этих постановлений, не раз помогали менеджерам корпораций находить выход из сложных этических ситуаций, а также создавать корпоративную культуру.
Нет сомнения в том, что корпорацию можно побудить соблюдать этические принципы как посредством внутренних механизмов контроля (саморегулирование), так и путем внешних ограничений.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Міністерство освіти і науки України
- Тема 1. Введение в этику. Происхождение морали, ее роль в жизни человека и общества
- 1. Предмет и задачи этики
- 2. Структура морали
- 3.Теории происхождения морали
- Этапы развития морального сознания
- 1) Донравственный период (от 100 тыс. Лет до 40 тыс. Лет до н.Э.)
- 2) Период формирования представлений о примитивной справедливости
- 3) Период формирования современных представлений о нравственности
- 1) Доморальное сознание (от рождения до 3-6 лет)
- 2) Формирование морального сознания (от 3-6 лет до 16-21 года)
- 3) Взрослая моральная личность (от 16-21 года до смерти)
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 2. Системы морального мировоззрения
- Подходы к объединению систем морального мировоззрения. Исторический подход
- Системы морального мировоззрения по признаку: рационализм – иррационализм
- 3. Системы морального мировоззрения по признаку отношения к действительности
- 4. Системы морального мировоззрения по признаку приобщения к ценностям (ценностный подход)
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 3. Профессиональная этика. Этика бизнеса
- Профессиональная этика. Предмет, задачи, структура этики бизнеса Происхождение профессиональной этики
- Дилеммы профессиональной морали
- Этика бизнеса
- Структура этики бизнеса
- 2. Основные концепции в этике бизнеса
- 3. Проблема социальной ответственности в бизнесе
- Аргументы «за» и «против» социальной ответственности
- Корпоративная культура. Этические кодексы
- Типология корпоративных культур
- Этические кодексы
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 4. Этика управления
- Этика управления как наука
- 2. Руководитель и его место в нравственной жизни коллектива
- 3.Структура деловых отношений и механизмы их нравственной регуляции
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- Литература
- Тема 5. Этика делового общения как раздел профессиональной этики.
- Предмет и задачи этики делового общения
- Вербальная и невербальная коммуникация
- Пространственные зоны и территории человека
- 3. Деловые беседы (кадровая беседа, собеседование, дисциплинарные беседы, совещания)
- Собеседование при приеме на работу
- Совещания
- 4. Деловые переговоры Организация и подготовка переговоров
- Выбирая место для встречи, учтите все связанные с этим материальные затраты, степень сложности организационных моментов, необходимость согласования с другими организациями.
- Методы ведения переговоров
- Технология деловых телефонных бесед. Деловая корреспонденция
- Правила телефонной беседы
- Деловая переписка
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 6. Этикет в практике делового человека
- 1. Понятие и виды этикета
- Различают несколько видов этикета:
- 2. Этикет служебных отношений
- Знакомства
- 3. Этикетные ситуации в деловом общении
- Основными видами приёмов являются:
- Визитные карточки
- Правила оформления визитных карточек
- Условные сокращения, используемые на визитных карточках
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Змістовний модуль 6. Естетика як наука
- 1.Предмет и задачи эстетики
- 2. Структура эстетического
- 3. Категории эстетики
- Прекрасное и безобразное
- Возвышенное и низменное
- Трагическое и комическое
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Змістовний модуль7. Прикладна естетика
- Эстетика природы
- Эстетика труда
- 3. Техническая эстетика. Дизайн
- Определения Дизайна
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 9. Природа, сущность и функции искусства
- 1. Природа, сущность и специфика искусства
- 2. Эстетический идеал и художественный образ
- 3. Социальные функции искусства
- 1. Преобразующая функция (искусство как деятельность).
- Единство предмета и цели искусства
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Питання до заліку
- Література до курсу