3) Период формирования современных представлений о нравственности
(от 4 тыс. лет до н.э. до наших дней)
На этом этапе община перестает быть монолитной, в обществе происходят процессы социальной дифференциации. Основной социальной единицей теперь становится не племя, а семья. Следовательно, индивид освобождается из-под плотной опеки общины, а, значит, ему нужны новые, индивидуальные средства ориентации в жизни. Люди начинают понимать, что не существует конкретных моральных рецептов на все случаи жизни. Жизнь богата и непредсказуема в своих проявлениях. Поэтому нужны гибкие обобщенные советы относительно поведения человека. Справедливость теперь измеряется не только поступками, но и намерениями. Оформляется понятие добра. Появляются общие, универсальные для всех заповеди. Социальное неравенство вызывает протест и требования справедливости. Именно на этом этапе формулируется золотое правило нравственности (сер. Ітыс. до н.э.).
Таким образом, мораль превращается в средство регулирования социальных конфликтов. Наблюдая становление морального сознания в обществе, мы видим, что эволюция моральных представлений происходит очень медленно, что прогресс в других видах деятельности намного очевиднее, чем в сфере морали. Тем не менее, он есть: уровень нравственного сознания в обществе поднимается от тотальной кровавой мести на заре человеческой истории до стремления отдать свою жизнь за других на современном этапе, от эгоистического желания удовлетворять только свои собственные интересы до умения пожертвовать своими интересами ради блага других.
В связи с вышесказанным, необходимо также отметить следующее, что несмотря на установившиеся высокие нормы морали в обществе нравственность некоторых людей оставляет желать лучшего. Некоторые люди до сих пор еще живут по принципу «око за око, зуб за зуб». Все это можно объяснить уровнем морального сознания, на котором находится данный индивид.
В науке есть формула: онтогенез равен филогенезу, т.е. развитие общества в целом, его морального сознания можно приравнять развитию конкретного индивида. Следовательно, каждый индивид в своем индивидуальном моральном развитии проходит через те же стадии, что и общество.
Б) Личности
Yandex.RTB R-A-252273-3- Міністерство освіти і науки України
- Тема 1. Введение в этику. Происхождение морали, ее роль в жизни человека и общества
- 1. Предмет и задачи этики
- 2. Структура морали
- 3.Теории происхождения морали
- Этапы развития морального сознания
- 1) Донравственный период (от 100 тыс. Лет до 40 тыс. Лет до н.Э.)
- 2) Период формирования представлений о примитивной справедливости
- 3) Период формирования современных представлений о нравственности
- 1) Доморальное сознание (от рождения до 3-6 лет)
- 2) Формирование морального сознания (от 3-6 лет до 16-21 года)
- 3) Взрослая моральная личность (от 16-21 года до смерти)
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 2. Системы морального мировоззрения
- Подходы к объединению систем морального мировоззрения. Исторический подход
- Системы морального мировоззрения по признаку: рационализм – иррационализм
- 3. Системы морального мировоззрения по признаку отношения к действительности
- 4. Системы морального мировоззрения по признаку приобщения к ценностям (ценностный подход)
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 3. Профессиональная этика. Этика бизнеса
- Профессиональная этика. Предмет, задачи, структура этики бизнеса Происхождение профессиональной этики
- Дилеммы профессиональной морали
- Этика бизнеса
- Структура этики бизнеса
- 2. Основные концепции в этике бизнеса
- 3. Проблема социальной ответственности в бизнесе
- Аргументы «за» и «против» социальной ответственности
- Корпоративная культура. Этические кодексы
- Типология корпоративных культур
- Этические кодексы
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 4. Этика управления
- Этика управления как наука
- 2. Руководитель и его место в нравственной жизни коллектива
- 3.Структура деловых отношений и механизмы их нравственной регуляции
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- Литература
- Тема 5. Этика делового общения как раздел профессиональной этики.
- Предмет и задачи этики делового общения
- Вербальная и невербальная коммуникация
- Пространственные зоны и территории человека
- 3. Деловые беседы (кадровая беседа, собеседование, дисциплинарные беседы, совещания)
- Собеседование при приеме на работу
- Совещания
- 4. Деловые переговоры Организация и подготовка переговоров
- Выбирая место для встречи, учтите все связанные с этим материальные затраты, степень сложности организационных моментов, необходимость согласования с другими организациями.
- Методы ведения переговоров
- Технология деловых телефонных бесед. Деловая корреспонденция
- Правила телефонной беседы
- Деловая переписка
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 6. Этикет в практике делового человека
- 1. Понятие и виды этикета
- Различают несколько видов этикета:
- 2. Этикет служебных отношений
- Знакомства
- 3. Этикетные ситуации в деловом общении
- Основными видами приёмов являются:
- Визитные карточки
- Правила оформления визитных карточек
- Условные сокращения, используемые на визитных карточках
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Змістовний модуль 6. Естетика як наука
- 1.Предмет и задачи эстетики
- 2. Структура эстетического
- 3. Категории эстетики
- Прекрасное и безобразное
- Возвышенное и низменное
- Трагическое и комическое
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Змістовний модуль7. Прикладна естетика
- Эстетика природы
- Эстетика труда
- 3. Техническая эстетика. Дизайн
- Определения Дизайна
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 9. Природа, сущность и функции искусства
- 1. Природа, сущность и специфика искусства
- 2. Эстетический идеал и художественный образ
- 3. Социальные функции искусства
- 1. Преобразующая функция (искусство как деятельность).
- Единство предмета и цели искусства
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Питання до заліку
- Література до курсу