4. Системы морального мировоззрения по признаку приобщения к ценностям (ценностный подход)
Отношение к ценностям, их восприятие, ориентированность в системах ценностей всегда были «камнем преткновения» философов различных времен и направлений. Приобщение человека к системе ценностей носит теоретико-практический характер. В связи с этим можно выделить три основных способа подобного приобщения: абсолютизм, релятивизм и персонализм.
Абсолютизм (моральный идеализм)– мировоззренческая позиция и методологический принцип истолкования морали как извечных неизменных, абсолютных начал, не связанных с условиями общественной жизни людей, с их потребностями, с историческими законами развития человечества. Здесь ценностям и идеалам отводится доминирующая роль. Но если выдавать относительные воззрения за абсолют, то это приведет к их догматизации. Тогда у человека нет свободы выбора, он должен навеки выбрать «правильное» добро, т.е. человеку вообще отказывается в свободе волеизявления. Следствием чего становится создание людей с «твердыми принципами», которые не способны идти на компромиссы. Они безоговорочно принимают высокие моральные требования в первую очередь для себя, но впоследствии того же требуют и от всех окружающих. Жестко преследуют инакомыслие. Свое нравственное совершенство дает им право воспитывать других, сурово требовать исполнения морального долга. Если же этого в общественных масштабах добиться не удается, то подобные люди начинают рассуждать об «испорченности мира», «греховности людей».
Абсолютисткая мораль всегда сохраняется на уровне намерений. Такие люди любят принципы больше, чем людей, а абсолют больше, чем жизнь. Разуверившись в своих идеалах, они приходят к выводу, что «все дозволено».
Следовательно, можно сказать, что абсолютизация моральных идеалов приводит к их догматизации, и в результате личность начинает попирать всякую мораль.
Релятивизм – способ интерпретации морали, основанный на абсолютизации условности, относительности, изменчивости нравственных представлений, моральным ценностям придается крайне относительный, изменчивый и условный характер. Релятивисты видят лишь то, что нравственные принципы, понятия «добра» и «зла» различны у разных народов, социальных групп и различных людей, ограничены в своем значении места и времени. Но за этим многообразием и изменчивостью моральных представлений релятивисты не усматривают ничего общего, закономерного. Поэтому в конечном итоге они приходят к субъективизму в толковании нравственных понятий и суждений, к отрицанию в них какого-либо объективного содержания.
Софисты, указывая на противоположность нравственных представлений у разных народов, подчеркивали относительность добра и зла. В релятивизме софистов выразилось стремление развенчать абсолютные моральные установки, узаконенные многовековыми традициями прошлого. Релятивистское воззрение на мораль присуще было последователям Платона, в Новое время эти идеи развивались Гоббсом и Мандевилем.
Релятивизм порождает эмотивизм (неопозитивизм), сторонники которого считают, что моральные суждения не имеют никакого объективного содержания, а выражают лишь субъективные установки тех, кто их высказывает. Они полагают, что каждый человек имеет право придерживаться тех принципов, которые ему предпочтительны, т.е. любая точка зрения в морали оправдана. Такая форма этического релятивизма становится теоретическим обоснованием морального нигилизма и ведет к полной беспринципности.
«Житейская мудрость» релятивистов заключается в том, что невозможно улучшить мир, нет одного морального рецепта. Отсюда вывод: чтобы быть моральным, нужно сделать абсолют «своим» и действовать. Если предположить, что все относительно, что не существует твердых моральных принципов, то и впрямь можно сделать вывод, что все дозволено.
Сравнивая абсолютизм с персонализмом, мы видим, что, не смотря на различное отношение этих систем к проблеме морального абсолюта, их практические выводы могут совпадать. Они сходятся в возможной безнравственности своих выводов.
Персонализм – мировоззренческая позиция, а также одно из направлений в современной философии морали (основоположники Ф. Бредли, Дж. Маккензи, Дж. Ройс и др.). Представители этого подхода утверждают, что положение морального абсолюта должно быть определено по отношению к человеку. Не идеал и реальность, не относительное и абсолютное, а личность и Абсолют. Именно такое звучание отражает главную функцию морали: возвышение человеческого в человеке. Мораль персоналистически формулирует свои идеи, обращаясь с ними к каждому человеку в отдельности. И хотя многие нравственные аксиомы очевидны, каждый человек находит свой путь приобщения к ним.
Цель моральной деятельности – это реализация индивидом своего внутреннего «Я», которое является уникальным, неповторимым, отличным от «Я» всех других людей. Гармония между всеми людьми достигается путем того, что каждый человек в своих поступках осуществляя лишь требования собственного «Я», вместе с тем реализует закон всеобщего «Я», служит целому, т.е. обществу и всем его частям.
Итак, говоря о трех различных путях приобщения к ценностям, абсолюту, мы видим, что не все они приводят к желаемой цели. Абсолютизм отрицает индивидуальность и требует, чтобы действия и поступки в полной мере соотносились с моральным идеалом, практически совпадали с ним. Но человек не совершенен, и не может быть идеальной моральной личностью, чего не хочет видеть и признавать абсолютизм. Релятивизм проповедует полную самостоятельность личности без относительно к моральному абсолюту, что приводит к вседозволенности. И только персонализм утверждает, что нравственный идеал существует. Но путь приобщения к нему у каждого свой. Указывает на сферу морального поведения личности как на сферу личной ответственности человека.
Выводы
Моральное сознание личности представляет собой особую систему мировоззрения.
Моральные системы мировоззрения выделяются по ряду признаков и представляют собой определенные подходы.
Исторический подход рассматривает мораль как явление, развивающееся во времени и отражающее духовные поиски моралистов своей эпохи.
Системы морального мировоззрения по признаку: рационализм – иррационализм пытаются выявить основание морали.
Системы морального мировоззрения по признаку отношения к действительности пытаются сформировать у человека определенное моральное отношение к окружающей его действительности.
Системы морального мировоззрения по признаку приобщения к ценностям характеризуют личность и ее отношение моральному абсолюту.
Все перечисленные системы морального мировоззрения находящиеся в специфическом взаимодействии друг с другом раскрывают содержание морального сознания личности и формируют ее жизненную позицию, ее судьбу.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Міністерство освіти і науки України
- Тема 1. Введение в этику. Происхождение морали, ее роль в жизни человека и общества
- 1. Предмет и задачи этики
- 2. Структура морали
- 3.Теории происхождения морали
- Этапы развития морального сознания
- 1) Донравственный период (от 100 тыс. Лет до 40 тыс. Лет до н.Э.)
- 2) Период формирования представлений о примитивной справедливости
- 3) Период формирования современных представлений о нравственности
- 1) Доморальное сознание (от рождения до 3-6 лет)
- 2) Формирование морального сознания (от 3-6 лет до 16-21 года)
- 3) Взрослая моральная личность (от 16-21 года до смерти)
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 2. Системы морального мировоззрения
- Подходы к объединению систем морального мировоззрения. Исторический подход
- Системы морального мировоззрения по признаку: рационализм – иррационализм
- 3. Системы морального мировоззрения по признаку отношения к действительности
- 4. Системы морального мировоззрения по признаку приобщения к ценностям (ценностный подход)
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 3. Профессиональная этика. Этика бизнеса
- Профессиональная этика. Предмет, задачи, структура этики бизнеса Происхождение профессиональной этики
- Дилеммы профессиональной морали
- Этика бизнеса
- Структура этики бизнеса
- 2. Основные концепции в этике бизнеса
- 3. Проблема социальной ответственности в бизнесе
- Аргументы «за» и «против» социальной ответственности
- Корпоративная культура. Этические кодексы
- Типология корпоративных культур
- Этические кодексы
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 4. Этика управления
- Этика управления как наука
- 2. Руководитель и его место в нравственной жизни коллектива
- 3.Структура деловых отношений и механизмы их нравственной регуляции
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- Литература
- Тема 5. Этика делового общения как раздел профессиональной этики.
- Предмет и задачи этики делового общения
- Вербальная и невербальная коммуникация
- Пространственные зоны и территории человека
- 3. Деловые беседы (кадровая беседа, собеседование, дисциплинарные беседы, совещания)
- Собеседование при приеме на работу
- Совещания
- 4. Деловые переговоры Организация и подготовка переговоров
- Выбирая место для встречи, учтите все связанные с этим материальные затраты, степень сложности организационных моментов, необходимость согласования с другими организациями.
- Методы ведения переговоров
- Технология деловых телефонных бесед. Деловая корреспонденция
- Правила телефонной беседы
- Деловая переписка
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 6. Этикет в практике делового человека
- 1. Понятие и виды этикета
- Различают несколько видов этикета:
- 2. Этикет служебных отношений
- Знакомства
- 3. Этикетные ситуации в деловом общении
- Основными видами приёмов являются:
- Визитные карточки
- Правила оформления визитных карточек
- Условные сокращения, используемые на визитных карточках
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Змістовний модуль 6. Естетика як наука
- 1.Предмет и задачи эстетики
- 2. Структура эстетического
- 3. Категории эстетики
- Прекрасное и безобразное
- Возвышенное и низменное
- Трагическое и комическое
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Змістовний модуль7. Прикладна естетика
- Эстетика природы
- Эстетика труда
- 3. Техническая эстетика. Дизайн
- Определения Дизайна
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 9. Природа, сущность и функции искусства
- 1. Природа, сущность и специфика искусства
- 2. Эстетический идеал и художественный образ
- 3. Социальные функции искусства
- 1. Преобразующая функция (искусство как деятельность).
- Единство предмета и цели искусства
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Питання до заліку
- Література до курсу