Предмет и задачи этики делового общения
Потребность людей в общении вызывается объективной необходимостью их существования. Люди не могут жить не общаясь. Общение выступает как способ бытия человека и общества. Именно в процессе общения происходит социализация личности и ее самореализация. По мнению Аристотеля, способность вступать в общение отличает человека от животного и от божества: «тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государственности, становясь либо животным, либо божеством» (Аристотель. Соч. в 4-х тт., Т.4. – М.: Мысль, 1983. – с. 379).
Общение – процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.
Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта.
Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости, правильности или неправильности поступков людей.
В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их учитывает в общении, он может, как облегчить деловое общение, сделать его более эффективным, так и затруднить, а иногда – сделать невозможным это общение.
Собственно нравственное значение какое-либо человеческое действие или поступок могут приобрести только в контексте определенных отношений между людьми, т. е. в контексте общения. Как моральное сознание, так и моральная деятельность человека по-своему аккумулирует весь мир морали, всю полноту ее смысла – и все же реальное осуществление человеческая нравственность находит не в сознании, а в процессе общения. Именно здесь нравственная проблематика в полной мере реализует свой духовный и гуманистический потенциал.
Отношения между людьми способны приобретать различное значение с точки зрения проявление в них нравственной субъективности человека, т. е. индивидуальной системы нравственных ценностей.
В любом обществе существуют сферы и отношения, в которых люди относятся друг к другу как к объектам, а не субъектам, считают своих партнеров своеобразными «думающими вещами» - завершенными, не способными к принципиальным изменениям и ответственным решениям, такими, реакцию которых на те или иные действия всегда можно предусмотреть. В результате чего возникает угроза дегуманизации человеческого общения. Люди привыкают отождествлять себя со своими функциями, своими социальными ролями.
Действительное общение возможно тогда, когда ваш собеседник, деловой партнер, оппонент раскрывается перед вами как существо – субъект, которое нельзя свести к какой – либо заранее заготовленной схеме, существо принципиально незаконченное, незавершенное, способное в любую минуту повернуться к нам какими – то новыми, неожиданными своими гранями.
Именно с этого момента и начинается настоящее общение, и вместе с этим возникают его проблемы обязанности и ответственности, совести и стыда, вражды и любви, которые приобретают новый смысл, свое человеческое основание.
Как известно, основным противоречием в морали является противоречие между должным и сущим. С одной стороны, человек пытается вести себя должным образом, так, как предписывают законы нравственности, с другой – удовлетворить свои потребности. Этот внутренний конфликт между идеалом, нравственным долгом и практическим расчетом существует всегда и во всех сферах жизни. Но особенно напряженно он проявляется в этике делового общения, потому что именно в этом виде общения предмет, по поводу которого оно образуется, является внешним для индивидов.
Следовательно, деловое общение относится к формальным видам общения, осуществляется по определенным правилам и направлено на установление контактов и поддержку связей между представителями различных заинтересованных в общей деятельности организаций.
Деловое общение – это специфическая форма контактов и взаимоотношений людей, которые имеют определенные полномочия от своих организаций и выполняют следующие функции:
передача производственно – экономической информации;
корректирование своего поведения и поведения партнера;
стимулирование эмоциональной деятельности;
организация общей деятельности с партнером для принятия взаимовыгодных решений.
При оптимальном результате деловых отношений каждый его участник осознает, что он получил определенную выгоду в сравнении с исходной ситуацией.
С учетом всего сказанного этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой раздел профессиональной этики.
Итак, предметом этики делового общения является моральное сознание, регулирующее отношения между людьми в сфере их производственных отношений.
Объектом этики делового отношения являются отношения между людьми, возникающие в процессе их деловых коммуникаций.
Задачами этики делового общения являются:
объяснение сути моральных явлений, возникающих в процессе делового общения;
обучение использованию норм этики делового общения;
формирование морального сознания делового человека, предпринимателя;
регулирование человеческих отношений в производственной деятельности людей.
Этика делового общения определяется общественно – экономическим строем общества, структурой его социальной организации и господствующим типом общественного сознания.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Міністерство освіти і науки України
- Тема 1. Введение в этику. Происхождение морали, ее роль в жизни человека и общества
- 1. Предмет и задачи этики
- 2. Структура морали
- 3.Теории происхождения морали
- Этапы развития морального сознания
- 1) Донравственный период (от 100 тыс. Лет до 40 тыс. Лет до н.Э.)
- 2) Период формирования представлений о примитивной справедливости
- 3) Период формирования современных представлений о нравственности
- 1) Доморальное сознание (от рождения до 3-6 лет)
- 2) Формирование морального сознания (от 3-6 лет до 16-21 года)
- 3) Взрослая моральная личность (от 16-21 года до смерти)
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 2. Системы морального мировоззрения
- Подходы к объединению систем морального мировоззрения. Исторический подход
- Системы морального мировоззрения по признаку: рационализм – иррационализм
- 3. Системы морального мировоззрения по признаку отношения к действительности
- 4. Системы морального мировоззрения по признаку приобщения к ценностям (ценностный подход)
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 3. Профессиональная этика. Этика бизнеса
- Профессиональная этика. Предмет, задачи, структура этики бизнеса Происхождение профессиональной этики
- Дилеммы профессиональной морали
- Этика бизнеса
- Структура этики бизнеса
- 2. Основные концепции в этике бизнеса
- 3. Проблема социальной ответственности в бизнесе
- Аргументы «за» и «против» социальной ответственности
- Корпоративная культура. Этические кодексы
- Типология корпоративных культур
- Этические кодексы
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 4. Этика управления
- Этика управления как наука
- 2. Руководитель и его место в нравственной жизни коллектива
- 3.Структура деловых отношений и механизмы их нравственной регуляции
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- Литература
- Тема 5. Этика делового общения как раздел профессиональной этики.
- Предмет и задачи этики делового общения
- Вербальная и невербальная коммуникация
- Пространственные зоны и территории человека
- 3. Деловые беседы (кадровая беседа, собеседование, дисциплинарные беседы, совещания)
- Собеседование при приеме на работу
- Совещания
- 4. Деловые переговоры Организация и подготовка переговоров
- Выбирая место для встречи, учтите все связанные с этим материальные затраты, степень сложности организационных моментов, необходимость согласования с другими организациями.
- Методы ведения переговоров
- Технология деловых телефонных бесед. Деловая корреспонденция
- Правила телефонной беседы
- Деловая переписка
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 6. Этикет в практике делового человека
- 1. Понятие и виды этикета
- Различают несколько видов этикета:
- 2. Этикет служебных отношений
- Знакомства
- 3. Этикетные ситуации в деловом общении
- Основными видами приёмов являются:
- Визитные карточки
- Правила оформления визитных карточек
- Условные сокращения, используемые на визитных карточках
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Змістовний модуль 6. Естетика як наука
- 1.Предмет и задачи эстетики
- 2. Структура эстетического
- 3. Категории эстетики
- Прекрасное и безобразное
- Возвышенное и низменное
- Трагическое и комическое
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Змістовний модуль7. Прикладна естетика
- Эстетика природы
- Эстетика труда
- 3. Техническая эстетика. Дизайн
- Определения Дизайна
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 9. Природа, сущность и функции искусства
- 1. Природа, сущность и специфика искусства
- 2. Эстетический идеал и художественный образ
- 3. Социальные функции искусства
- 1. Преобразующая функция (искусство как деятельность).
- Единство предмета и цели искусства
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Питання до заліку
- Література до курсу