2. Руководитель и его место в нравственной жизни коллектива
Руководитель стоит в центре деловых отношений, является их главенствующим началом. Он одновременно является лидером и управляющим своими подчиненными. Это человек, на котором лежит ответственность за координацию действий всех сфер на предприятии. Руководитель определяет цели деятельности коллектива, основные нравственные ориентиры и ценности, важные для осуществления деятельности своих социальных и производственных функций работниками.
В науке существуют различные подходы к выделению нравственных и профессиональных качеств руководителя-менеджера. Рассмотрим некоторые из них.
Основоположник Таллиннской школы управления персоналом В.Тарасов в качестве основных ценностей менеджеравыделяет следующие:
избрание своего собственного пути развития предприятия, организации своей цели, которая может лежать и за пределами деятельности предприятия. Например, деятельность в области социально ответственной: благотворительная деятельность, защита окружающей среды и т.д. В профессиональной деятельности менеджер должен ставить не только задачи предприятию, но и себе – так складывается личная карьера. ("Ставьте большие цели – не промахнетесь!").
строительство горизонтальной карьеры: получение знаний, правильное использование информации, капитала, совершенствование профессионализма. Научно-технический прогресс постоянно продуцирует новые знания, идеи, технологии. Принято считать, что примерно каждые 5 лет наши знания устаревают, и мы нуждаемся в повышении квалификации (обновлении знаний). Современные ученые говорят о том, что мы переживаем период перехода от культуры индустриального общества к культуре информационного общества. И действительно, информация в нашей жизни занимает все большее место. Американский философ бизнеса Джимм Ронн (около 2-х лет работавший с компанией Herbalife, а до этого подымавший General Motors и Coca Cola), разрабатывая философию успеха говорит, что богатым становится тот, кто умеетнакапливать, нарабатывать и использовать информацию. "Миром владеет тот, кто владеет информацией". Дифференциация видов деятельности не позволяет отдельному человеку обладать всей полнотой знаний об обществе и процессах, которые в нем происходят. Поэтому с информацией нужно работать избирательно, дозированно.
руководитель должен научиться управлять из любой точки, но управлять не административными, а интеллектуальными методами. Если не получается управлять, значит знаний недостаточно.
руководитель управляет без жалоб и просьб. Как только начинает просить – теряет независимость, жаловаться – теряет свое лицо и лицо фирмы. Жалобы и просьбы можно использовать лишь как элемент игры для получения информации, но не с помощью шантажа и вымогательства, а более этичными методами. Элемент игры состоит в том, чтобы получить информацию не силой и принуждением, а добровольно. Подобное манипулирование не оскорбляет чувств и нравственных принципов личности партнера, конкурента;
научиться не делать ошибок через "радость неудач". Человек первым узнает о своей неудаче. Его "звездный час" наступает тогда, когда он может скрыть ее от окружающих и извлечь уроки. Научиться чему-либо на чужом опыте практически невозможно, но при этом не стоит бояться совершать ошибки; ошибка – тоже результат, и часто – положительный (урок). Главное для руководителя – сделать правильные выводы и постараться в дальнейшем не допускать подобных ошибок.
Принятие этих 5 базовых ценностей и их реализация в деятельности по управлению коллективом поможет руководителю возвыситься, стать уважаемой и авторитетной личностью.
В японской системе менеджмента выделяют две шкалы основных качеств менеджера:
Нравственные качества личности менеджера | Профессиональные качества менеджера |
|
|
Таким образом, идеальный менеджер – это сумма 9 личностных нравственных и 9 профессиональных качеств менеджера.
Современный менеджмент направлен прежде всего на личность работника, на человеческий фактор, отдавая ему предпочтение производительным силам материального и технического порядка. Это требует от руководителя любого ранга знаний этики и психологии человеческих отношений в целом и служебных отношений в частности. Чтобы стать настоящим менеджером, необходимо обладать способностью и умением работать с людьми. Ли Яккока, выдающийся менеджер современности, спасший от банкротства автомобильную корпорацию "Крайслер", говорил: "Ведь не с собаками, не с обезьянами имеет дело менеджер, а с людьми, только с людьми. Если он не способен правильно строить отношения с себе подобными, то какой от него прок компании? Его единственное назначение в качестве руководителя – это побуждать к деятельности других людей. Если у него нет умения работать с людьми, следовательно, он не на своем месте".
Нравственность менеджера во многом определяется этическими кодексами фирм, организаций (уважение к власти, целеустремленность, единство слова и дела, отдых и здоровье, уважение к старшим, человеческое достоинство, крепкие семейные отношения, уважение к праву частной собственности и др.)
Вместе с принятием этических кодексов компании в странах с развитой рыночной экономикой предпринимаются попытки создания универсальных кодексов поведения руководителей. Так, например, на Третьем Европейском симпозиуме по менеджменту (1973, Давос) был принят кодекс поведения менеджеров предприятий, где основными этическими нормами признаны следующие:
руководитель должен помнить, что его личный пример является важнейшим средством влияния на подчиненных; не допускать расхождения слова и дела;
менеджеру следует избегать предубеждений, необходимо быть объективным и справедливым в общении с людьми;
прежде чем наказывать работников нужно выяснить причины недобросовестного отношения к делу;
руководитель должен быть доступным для подчиненных, не допускать дискриминации по политической, религиозной, национальной принадлежности;
для установления морально-психологического климата в коллективе поддерживать контакты с неформальными лидерами, влияющими на поведение работников, стремиться вместе с ними решать возникающие проблемы, конфликтные ситуации;
руководитель должен соблюдать нормы и правила делового этикета;
следить за своим внешним видом, порядком в офисе, служебном кабинете, на рабочем столе;
выполняя предпринимательские функции, не бояться идти на риск, брать на себя ответственность за предпринимаемые действия;
иметь волевой характер, добиваться поставленных целей;
уметь отдыхать, заботиться о своем здоровье, строить крепкие семейные отношения.
Таким образом, можно сказать, что на формирование нравственного климата в коллективе огромное влияние имеет личный пример руководителя. По этому поводу Конфуций сказал: "Если личное поведение тех, кто стоит наверху правильно – дела идут, хотя не отдают приказов. Если личное поведение тех, кто стоит наверху – неправильно, хотя и приказывают, народ не повинуется".
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Міністерство освіти і науки України
- Тема 1. Введение в этику. Происхождение морали, ее роль в жизни человека и общества
- 1. Предмет и задачи этики
- 2. Структура морали
- 3.Теории происхождения морали
- Этапы развития морального сознания
- 1) Донравственный период (от 100 тыс. Лет до 40 тыс. Лет до н.Э.)
- 2) Период формирования представлений о примитивной справедливости
- 3) Период формирования современных представлений о нравственности
- 1) Доморальное сознание (от рождения до 3-6 лет)
- 2) Формирование морального сознания (от 3-6 лет до 16-21 года)
- 3) Взрослая моральная личность (от 16-21 года до смерти)
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 2. Системы морального мировоззрения
- Подходы к объединению систем морального мировоззрения. Исторический подход
- Системы морального мировоззрения по признаку: рационализм – иррационализм
- 3. Системы морального мировоззрения по признаку отношения к действительности
- 4. Системы морального мировоззрения по признаку приобщения к ценностям (ценностный подход)
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 3. Профессиональная этика. Этика бизнеса
- Профессиональная этика. Предмет, задачи, структура этики бизнеса Происхождение профессиональной этики
- Дилеммы профессиональной морали
- Этика бизнеса
- Структура этики бизнеса
- 2. Основные концепции в этике бизнеса
- 3. Проблема социальной ответственности в бизнесе
- Аргументы «за» и «против» социальной ответственности
- Корпоративная культура. Этические кодексы
- Типология корпоративных культур
- Этические кодексы
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 4. Этика управления
- Этика управления как наука
- 2. Руководитель и его место в нравственной жизни коллектива
- 3.Структура деловых отношений и механизмы их нравственной регуляции
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- Литература
- Тема 5. Этика делового общения как раздел профессиональной этики.
- Предмет и задачи этики делового общения
- Вербальная и невербальная коммуникация
- Пространственные зоны и территории человека
- 3. Деловые беседы (кадровая беседа, собеседование, дисциплинарные беседы, совещания)
- Собеседование при приеме на работу
- Совещания
- 4. Деловые переговоры Организация и подготовка переговоров
- Выбирая место для встречи, учтите все связанные с этим материальные затраты, степень сложности организационных моментов, необходимость согласования с другими организациями.
- Методы ведения переговоров
- Технология деловых телефонных бесед. Деловая корреспонденция
- Правила телефонной беседы
- Деловая переписка
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 6. Этикет в практике делового человека
- 1. Понятие и виды этикета
- Различают несколько видов этикета:
- 2. Этикет служебных отношений
- Знакомства
- 3. Этикетные ситуации в деловом общении
- Основными видами приёмов являются:
- Визитные карточки
- Правила оформления визитных карточек
- Условные сокращения, используемые на визитных карточках
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Змістовний модуль 6. Естетика як наука
- 1.Предмет и задачи эстетики
- 2. Структура эстетического
- 3. Категории эстетики
- Прекрасное и безобразное
- Возвышенное и низменное
- Трагическое и комическое
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Змістовний модуль7. Прикладна естетика
- Эстетика природы
- Эстетика труда
- 3. Техническая эстетика. Дизайн
- Определения Дизайна
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 9. Природа, сущность и функции искусства
- 1. Природа, сущность и специфика искусства
- 2. Эстетический идеал и художественный образ
- 3. Социальные функции искусства
- 1. Преобразующая функция (искусство как деятельность).
- Единство предмета и цели искусства
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Питання до заліку
- Література до курсу