Трагическое и комическое
Трагическое и комическое в большей мере представляют отношения людей, жизненных позиций и судеб.
Трагическое– категория эстетики. отражающая острейшие жизненные противоречия (коллизии), ситуации и обстоятельства, развертывающиеся в процессе взаимодействия свободы и необходимости и сопровождающиеся человеческими страданиями, смертью и гибелью важных для жизни ценностей.
Трагическое родственно прекрасному и возвышенному в том, что оно неотделимо от идеи достоинства и величия человека, проявляющееся как в свободных действиях, так и в страданиях, которые сопровождают эти действия в их столкновении с силами необходимости.
Свободное действие человека реализует губящую его неотвратимую необходимость, которая настигает его именно там, где он пытался преодолеть ее или уйти от нее.
В античную эпоху, когда личное начало находилось на низком уровне развития, трагическое описывалось через взаимодействие личности и судьбы (Мойры). Судьба трактовалась как безличная сила, господствующая в природе и обществе. Мойры определяют жизнедеятельность человека, но через его свободное действие, осуществляющее конкретные эпизоды этой предзаданной канвы. Герой не может изменить судьбу, но он не пассивно воспринимает все происходящее, он активно противостоит ей, тем самым проявляя свою свободу.
В средние века доминировал мотив подчинения воли человека воле Бога и обещание восстановления справедливости в иной жизни, в Царстве Божьем. Принцип трагедии лежит в коллизии между земным и небесным началом.
В Новое время, когда личное начало получило всестороннее развитие, источником трагедии является сам субъект, глубины его внутреннего мира и обусловленные ими действия. Например, герои трагедий Шекспира.
Гегель видел источник трагедии в самораздвоении нравственной субстанции как области воли и свершения. В своей трагедии человек Нового времени виновен сам в постигших его ужасах и страданиях. Однако гибель сталкивающихся сил восстанавливает нарушенное равновесие на ином более высоком уровне и тем самым, по Гегелю, движет вперед универсальную субстанцию, способствую историческому саморазвитию духа. Поэтому для Гегеля цвет трагедии – белый: трагическое оказывает очищающее воздействие на людей (катарсис), призывая их на борьбу со злом.
Главная задачатрагедийного произведения – утверждение человеческого достоинства, расширение возможностей человека, разрыв тех границ, которые исторически сложились, но стали тесными для наиболее сильных и активных, одухотворенных высокими идеалами.
Противоположностью трагического в жизни и искусстве выступает комическое.
Комическое(< греч. komikos – веселый, смешной) – категория эстетики, отражающая социально значимые противоречия действительности под углом зрения эмоционально-критического к ним отношения с позиции эстетического идеала.
Сущность комического в противоречии. Комизм ситуации чаще всего проявляется как результат контраста, противостояния безобразного – прекрасному (Аристотель), ничтожного – возвышенному (И. Кант), нелепого – рассудительному (А. Шопенгауэр), ложного, мнимого – основательно значительному, прочному и истинному (Гегель) и т.д. Следовательно, во всяком комическом противоречии действуют два противоположных начала, первое из которых кажется положительным и привлекает к себе внимание, но на деле оборачивается отрицательным свойством.
Комедийное, как правило, вызывает смех. В комедийном смехе заложено глубокое критическое начало. Но смех не действует как слепое беспощадное отрицание, т.е. разрушение. Он стремится искоренить недостатки, разрушить существенную несправедливость, создать новую систему отношений. По этому поводу К.Маркс отметил, что «смеясь, человечество расстается с прошлым».
На базе комического в жизни и искусстве сформировалась обширная смеховая культура.
Для смеховой культуры мифа характерны смешения, смещения, смены, подмены, путаницы, которые разворачиваются в оппозиции: хаос – космос. Смеховая культура является способом разрешения указанных противоречий.
В античности смеховая культура проявляется в народных празднествах как чествование созидательных сил природы. Например, культ Диониса в Древней Греции, сатурналии у римлян.
В средние века одной из самых популярных форм комедийного действа был карнавал, который выступает, по мнению М. Бахтина антиподом официальной культуры, религиозной идеологии. В средневековых карнавальных празднествах особенность смеха как отрицающей и одновременно жизнеутверждающей силы предстает в своем полном и подлинном виде.
В Новое и Новейшее время смеховая культура претерпевает историческое деформации, связанные с отчуждением сущностных сил человека: утрачивает свое родовое общественное начало. Смеховая культура становится на путь обслуживания эгоистических интересов человека, выступая в некоторых случаях своеобразным орудием психологической агрессии. Сатира, сарказм, ирония, издевательство, кощунство, душевный холод. Смех становится инструментом защиты от противоречий. Осмеять и выбросить из поля зрения – так обеспечивается необходимая комфортность существования.
Итак, категории эстетики – это основополагающие, наиболее общие понятия эстетики, отражающие существенные определения познаваемых предметов и явлений. Они предстают узловыми ступенями эстетического познания действительности.
Категории эстетики диалектически взаимосвязаны, взаимоопределяют друг друга. Они раскрывают не только позитивные эстетические свойства, но и негативные, приоткрывая тем самым противоречия реальной действительности. Вместе с тем, эстетические категории, отражая сущность познаваемых явлений, представляют собой и оценочное отношение человека к эстетическому, определяя его ценность в духовно-практической жизни общества и отдельного человека.
Выводы
Эстетика – философская дисциплина, наука о прекрасном, проявляющемся в природе, обществе, искусстве.
Эстетика и этика – формы оценочного сознания.
Структура эстетического состоит из трех компонентов: эстетического сознания, деятельности и отношений, каждый из которых обладает своей спецификой.
Основными категориями эстетики являются: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Міністерство освіти і науки України
- Тема 1. Введение в этику. Происхождение морали, ее роль в жизни человека и общества
- 1. Предмет и задачи этики
- 2. Структура морали
- 3.Теории происхождения морали
- Этапы развития морального сознания
- 1) Донравственный период (от 100 тыс. Лет до 40 тыс. Лет до н.Э.)
- 2) Период формирования представлений о примитивной справедливости
- 3) Период формирования современных представлений о нравственности
- 1) Доморальное сознание (от рождения до 3-6 лет)
- 2) Формирование морального сознания (от 3-6 лет до 16-21 года)
- 3) Взрослая моральная личность (от 16-21 года до смерти)
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 2. Системы морального мировоззрения
- Подходы к объединению систем морального мировоззрения. Исторический подход
- Системы морального мировоззрения по признаку: рационализм – иррационализм
- 3. Системы морального мировоззрения по признаку отношения к действительности
- 4. Системы морального мировоззрения по признаку приобщения к ценностям (ценностный подход)
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 3. Профессиональная этика. Этика бизнеса
- Профессиональная этика. Предмет, задачи, структура этики бизнеса Происхождение профессиональной этики
- Дилеммы профессиональной морали
- Этика бизнеса
- Структура этики бизнеса
- 2. Основные концепции в этике бизнеса
- 3. Проблема социальной ответственности в бизнесе
- Аргументы «за» и «против» социальной ответственности
- Корпоративная культура. Этические кодексы
- Типология корпоративных культур
- Этические кодексы
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 4. Этика управления
- Этика управления как наука
- 2. Руководитель и его место в нравственной жизни коллектива
- 3.Структура деловых отношений и механизмы их нравственной регуляции
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- Литература
- Тема 5. Этика делового общения как раздел профессиональной этики.
- Предмет и задачи этики делового общения
- Вербальная и невербальная коммуникация
- Пространственные зоны и территории человека
- 3. Деловые беседы (кадровая беседа, собеседование, дисциплинарные беседы, совещания)
- Собеседование при приеме на работу
- Совещания
- 4. Деловые переговоры Организация и подготовка переговоров
- Выбирая место для встречи, учтите все связанные с этим материальные затраты, степень сложности организационных моментов, необходимость согласования с другими организациями.
- Методы ведения переговоров
- Технология деловых телефонных бесед. Деловая корреспонденция
- Правила телефонной беседы
- Деловая переписка
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 6. Этикет в практике делового человека
- 1. Понятие и виды этикета
- Различают несколько видов этикета:
- 2. Этикет служебных отношений
- Знакомства
- 3. Этикетные ситуации в деловом общении
- Основными видами приёмов являются:
- Визитные карточки
- Правила оформления визитных карточек
- Условные сокращения, используемые на визитных карточках
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Змістовний модуль 6. Естетика як наука
- 1.Предмет и задачи эстетики
- 2. Структура эстетического
- 3. Категории эстетики
- Прекрасное и безобразное
- Возвышенное и низменное
- Трагическое и комическое
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Змістовний модуль7. Прикладна естетика
- Эстетика природы
- Эстетика труда
- 3. Техническая эстетика. Дизайн
- Определения Дизайна
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Тема 9. Природа, сущность и функции искусства
- 1. Природа, сущность и специфика искусства
- 2. Эстетический идеал и художественный образ
- 3. Социальные функции искусства
- 1. Преобразующая функция (искусство как деятельность).
- Единство предмета и цели искусства
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Питання до заліку
- Література до курсу