logo
Релігієзн

1. Природа, сущность и специфика искусства

ИСКУССТВО– важнейшая эстетическая категория, характеризующая особую форму общественного сознания – художественную, которая интегрирует многие потребности «родового человека» − интеллектуальные, эмоциональные, нравственные, эстетические. Искусство – одна из важнейших сфер культуры, стержень духовной культуры в целом. Оно представляет собой образную летопись и память человечества.

Понятие «искусство» имеет три различных значения:

  1. Мастерство– искусно, технично выполненная деятельность, результатом которой является искусственное по сравнению с естественным, природным. Этот смысл слова вытекает из древнегреческого «технэ» - искусство, мастерство;

  2. Творчество по законам красоты: создание полезных вещей, машин; создание и оформление общественного и личного быта, культура поведения, дизайн ит.д.;

  3. Художественное творчество – вид социальной деятельности человека, продуктами которого являются специальные духовные эстетические ценности.

Именно в третьем значении слова мы будем рассматривать искусство.

В отличие от других сфер общественного сознания (мораль, наука, политика и т.д.) искусство удовлетворяет универсальную потребность человека – восприятие окружающей действительности в развитых формах человеческой чувственности. Искусство включает в себя как бы в снятом виде все формы социальной деятельности, отражающие собственно человеческое отношение к действительности, сфера его воздействия на жизнь поистине безгранична.

Чтобы вскрыть действительную основу специфики искусства, необходимо выявить специфический объект отражения. Искусство есть не только специфическое отражение действительности, но и отражение специфического в действительности. Задача науки выделять, выкристаллизовывать сущность предполагает определенное «выхолащивание» картины мира. Благодаря вторжению научной мысли скудеет богатство бесконечно многообразной природы. Живые страсти и поступки конкретных людей, полнота прекрасного и безобразного, трагического и комического превращается в абстрактные всеобщности. Цель науки отражать действительность в ее всеобщих связях приводит к тому, что она не останавливается на открытии сущности одного факта, а углубляется в сферу существенных отношений, выражаемых в законах. Иначе говоря, законы науки обладают социальным значением, а искусство всегда личностно и непосредственно. Искусство целостно отражает окружающий мир, оно воздействует одновременно на чувства, волю и мысли людей, пробуждая и развивая в них художественное, творческое отношение к действительности. Именно этим определяется специфика искусства, его уникальность как особого способа духовного производства.

Исторически искусство развивается как система конкретных видов искусства: живопись, музыка, архитектура, скульптура, литература, театр и др. Разделение искусства на виды обусловлено эстетическим богатством и многообразием действительности, духовным богатством и многообразием эстетических потребностей художника, автора, а также богатством и многообразием культурных традиций, художественных средств и технических возможностей искусства.

Природа искусства, его содержание по-разному определялось в различные исторические эпохи.

АНТИЧНОСТЬ. Гераклит считал, что искусство подражает красоте в природе. Согласно Платону, предметы – тени идей, а искусство подражает теням, поэтому оно есть отражение отраженного (тень тени), следовательно, явление низшее. Для Аристотеля искусство – это подражание действительности (мимезис). Он признает воспитательную роль искусства, что отражает ситуацию в античном обществе, где искусство и право составляли основу воспитания. Аристотель полагает, что музыка с помощью ритмов и мелодий подражает определенным состояниям души – гневу, кротости, печали, мужеству. Формы музыки близки к естественным состояниям души. Поэтому испытывая печаль или радость от подражания действительности в музыке, человек привыкает глубоко чувствовать в жизни.

В эпоху БАРОККО Торкватто Тассо (1544-1595), отталкиваясь от суждений Аристотеля, утверждал, что предмет искусства – человек.

По мнению Николы Буало (1636-1711), французского поэта, литературного критика, теоретика КЛАССИЦИЗМА, главный предмет искусства – красота государственной жизни, равная добру и целесообразности.

Согласно А.Г. Баумгартену, художественное познание отличается от научного чувственной формой. В соответствии с этим, он различал низшую познавательную деятельность (постижение прекрасного искусством) и высшую (постижение истины наукой).

Кант разделял искусство на 1) приятное (низшая, неполноценная форма художественного творчества); 2) прекрасное (настоящее, не связанное с практическим интересом, эстетическое, изящное искусство; искусство как свободная игра человеческих познавательных способностей).

Иоганн Готфрид Гердер (1741-1803) полагал, что искусство меняется под воздействием климата в зависимости от национального характера народа.

Гегель считал, что мир есть отражение абсолютного духа. Познание мира, таким образом, есть самопознание абсолютного духа. Познание проходит две ступени: низшую – художественное отражение идеи; и высшую – ее философское и религиозное осознание. В художественном творчестве Гегель видит не подражание природе, а процесс очищения вещи, запятнанной «случайностью и внешностью повседневного бытия». Гегель внес принцип историзма в понимание искусства и рассмотрел его в развитии. Согласно этой концепции искусство в своем развитии проходит три этапа:

Виссарион Белинский (1811-1848) отмечал зависимость содержания художественных произведений от содержания жизни народа. В эстетике Белинский развивал концепции реализма, народности искусства.

Марксизм в качестве первопричины искусства выделял экономику (способ производства).

Французский теоретик И. Тэн (вторая половина ХIХ века) считал, что общественные настроения и нравы создают «духовную температуру», определяющую развитие художественного сознания.

Французский философ-позитивист Ж.М. Гюйо полагал, что искусство – функция общественного организма.

Таким образом, объектом искусства (как и науки, и философии, как и всякого сознания) является мир. Но художник берет в нем те связи, свойства, стороны, которые помогают ему осуществить его специфические цели.

Предметом искусства выступает реальность, взятая в свете гуманистических целей искусства, или жизнь в ее самом широком общественном значении («общеинтересное» для человека не как для специалиста, а как личности), действительность в ее эстетическом богатстве, мир в его значении для человечества.

Специфика искусствазаключается в единстве предмета и цели искусства.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4