Введение
XX в., пришедший на смену предшествующей благополучной и либеральной эпохе, начался 1 августа 1914г. В искусствознании XX в. наступил гораздо раньше -- в 1893 г., когда были опубликованы книги немецкого скульптора и теоретика Адольфа Гильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве» и австрийского историка Алоиза Ригля «Вопросы стиля». Формальная школа в искусствознании, родоначальниками которой были эти ученые, положила конец классицистическому теоретизированию и открыла новую эру в истории науки об искусстве.
Вместе с тем становление теоретического искусствознания в рамках формального метода связано с утратой чрезвычайно ценных идей, которые были накоплены классической философской и эстетической мыслью от Аристотеля до Гегеля. Отмеченная двойственность пронизывает всю историю западного искусствознания XX века. Каждый ее шаг вперед был приближением к тому кризису методологии истолкования искусства, который стал очевидным в наше время. Однако движение искусствоведческой мысли от формальной школы до постмодернизма и постструктурализма не было бесплодным.
В XX в. усилилось, убыстрилось, углубилось взаимовлияние культур, впитывание европейскими американским искусством эстетического опыта внеевропейского искусства. В общемировой художественный процесс втягиваются африканская, афро-американская, бразильская, японская, китайская, океаническая и другие.
Собственно, решение всякого философского вопроса дается с точки зрения мирового целого. И уж конечно, исследования сущности абсолютных ценностей, пронизывающих собою весь мир, могут быть произведены не иначе, как путем рассмотрения строения всего мира. Поэтому эстетика, как отдел философии, есть наука о мире, поскольку в нем осуществляется красота (или безобразие). Точно так же этика есть наука о мире, поскольку в нем осуществляется нравственное добро (пли зло). Гносеология, т.е. теория знания, есть наука, открывающая те свойства мира н познающих субъектов, благодаря которым возможны истины о мире. Всего яснее направленность философских исследовании на мировое целое обнаруживается в центральной философской науке, в метафизике, которая представляет собою учение о мировом бытии как целом.
Отдавая себе отчет в том, что всякая философская проблема решается не иначе, как в связи с мировым целым, нетрудно понять, что философия есть труднейшая из наук, что в нем существует много направлений, ожесточенно борющихся между собой, и многие проблемы могут считаться далекими от сколько-нибудь удовлетворительного решения. И эстетика, подобно этике, гносеологии, метафизике, содержит в себе много направлении, резко отличных друг от друга. Однако эстетика принадлежит к числу философских наук, сравнительно высоко разработанных.
На протяжении более чем 100 лет последовательно низвергались традиционные идеалы и принципы, маргинальное (для своего времени) занимало место магистрального, утверждались новые парадигмы мышления и арт-презентации, разрабатывались принципиально новые стратегии бытия-мышления. И все это имело и имеет под собой глубокие основания, которыми сегодня занимаются многие науки.
Среди исследователей, занимавшихся разработкой данной проблемы, выделяются следующие авторы: В.Г. Арсланов, А.В. Гулыга, И.Н. Столович, В.В. Бычков, В.А. Подорога, Р. Шлайфер и др.Арсланов В.Г. История западного искусствознания XX века. М., 2003. - 768с.; Гулыга А.В. Эстетика в свете аксиологии. СПб., 2010. - 447с.; Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: очерк, истории, эстетическая аксиология. М., 2014. - 464с; Бычков В.В. Эстетика. М., 2002. - 556с.; Подорога В.А. Темы философии культуры в творчестве В.Беньямина. // Вопросы философии. 2011. № 11. С.152-159.; Шлайфер Р. Обобщающая эстетика жанра: Бахтин, Якобсон, Беньямин. // Вопросы литературы. 2014. Вып.2. С.76-100. Среди философов XX века, внесших свой вклад в развитие идей об эстетическом, необходимо отметить работы итальянского философа Бенедитто Кроче, французского писателя и философа Анри Бергсона и немецкого философа Вальтера Беньямина. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. М., 2000. - 160с.; Беньямин В. Московский дневник. / Пер. с нем. - М., 2014. - 221 с.
Цель данной работы - исследование проблемы трансформации эстетической формы в искусстве XX века на основе идей Вальтера Беньямина.
Задачи:
1) рассмотреть эстетические процессы XX века;
2) изучить аспекты творчества Беньямина об эстетическом.
Объект работы - связь Беньямина с эстетической формой.
Предмет работы - творчество Беньямина.
Продуктивность решения такого рода проблем предполагает наличие фундаментально обоснованных методологических принципов и ориентации. Потребность в методологии является отличительной характеристикой современного научного знания, результатом расширения и углубления научных исследований, а также роста самосознания науки.
Процессы роста и формирования самосознания науки, выражающиеся в акцентировании вопросов методологии научного знания, затрагивают все области пауки. В полной мере это относится и к искусствознанию; и действительно исследованию методологических проблем в эстетике и искусствоведении в последние годы уделяется все больше внимания. В работах последнего времени апробировались и разрабатывались самые разные научные подходы, в том числе такие важные, как социологический, системный, структурный, психологический, и т. д. Для этих подходов характерно то, что они формировались в новом историческом горизонте функционирования науки и являются выражением современных науковедческих представлений.
Наиболее замечательным достижением современной научной методологии, по общему признанию, является системный подход. Системный подход носит универсальный характер, он коренится в самой природе диалектического метода и, следовательно, распространяется в равной мере на все области научного познания. В наше время системный подход первоначально стал формироваться в рамках исследований сложных объектов, в рамках определения внутренних связей их организации.
Разумеется, методология для того и разрабатывается, чтобы на се основе исследовались и раскрывались содержательные проблемы, чтобы она способствовала плодотворности научного поиска, обоснованию фундаментальных вопросов теоретического н прикладного характера. Научно обоснованная методология дает надежные ориентиры самому процессу научного знания. Однако генетически она все же не первична, она зарождается и формируется в лоне самого научпого знания и выступает в виде своеобразной концентрации его сущности, выражением его природы в абстрактно-логических формах.
В полной мере эти общие положения относятся и к проблемам методологии и методики эстетического анализа, непосредственно сопряженным с решением вопроса о природе искусства. В зависимости от того, как раскрываются специфические особенности искусства в целом и каждого отдельного вида художественного творчества в частности, определяются стратегия искусствоведческого исследования и способы интерпретации его результатов.
эстетический творчество беньямин