logo search
Конспект лекций по этике

Тема 4. Высшие моральные ценности

Лекция?

СВОБОДА КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ

Ценность - это понятие, которое выражает значимость, которую нечто име­ет для нас. Все понятия морали имеют ценностный аспект. Высшие моральные ценности - смысл жизни, свобода, счастье - представляют идеи, организующие нравственный мир личности в целом и оказывающие регулятивное воздействие на ее поведение. Поэтому каждый индивид должен определиться в них само­стоятельно, ведь проблемы эти носят личностный, даже интимный характер. Здесь невозможно давать конкретные советы и рецепты, поэтому мы обрисуем только возможные способы рассуждений о природе высших моральных ценностей.

1. Свобода как проблема

Вопрос о свободе - «проклятый вопрос» философской и этической мыс­ли. Несмотря на то, что свобода представляет собой несомненную ценность че­ловеческого существования, ее теоретическое обоснование представляет значи­тельную сложность. Кроме того, для нравственности свобода представляет практическую проблему, ведь без свободы невозможны нравственные поступ­ки, поскольку они всегда совершаются по свободному выбору личности. Одна­ко! если свобода у личности есть, это предполагает возможность свободного выбора зла. Получается, что и наличие, и отсутствие свободы в каком-то смыс­ле губительны для морали. Теоретическая проблема состоит в том, чтобы со­единить свободу и мораль.

В философско-этической мысли существуют две крайние точки зрения на

проблему свободы:

1. Фатализм, согласно которому все в мире имеет однозначные причины и следствия, а потому человеческие поступки предопределены силами, находя­щимися вне нашей власти (Богом, роком, физическими закономерностями и т.д.). Руководствуясь фаталистическими представлениями, нетрудно прийти к безнравственному поведению: раз от меня ничего не зависит, то можно посту­пать как угодно; во всех моих мерзостях виноват не я, они запрограммированы извне моей души.

2. Волюнтаризм (от слова «воля»), согласно которому человек абсолютно свободен в моральных решениях и должен поступать, исходя лишь из своей сущности, своих убеждений и желаний. Руководствуясь подобными убежде­ниями, человек также закономерно приходит к безнравственному поведению под лозунгом «что хочу, то и ворочу».

Этика стремится разрешить извечную антиномию свободы и необходи­мости, определяя нравственную свободу как диалектическое единство мораль­ной необходимости и субъективной добровольности поступков. Нравственная свобода - это мотивированное личными ценностями исполнение морально должного. Задача этики состоит в том, чтобы показать, что подлинная свобода есть именно внутри морали. Таким образом, выбор добра ведет к нравственной свободе, выбор же зла ведет к безнравственной свободе. В любом случае выбор зла - результат несвободы человека. Под внешним давлением или давлением собственных страстей человек пренебрегает моральными соображениями ради иных ценностей. Совершая безнравственные деяния (кажущиеся свободными), человек зачастую оказывается связанным их последствиями. То, что начина­лось по собственной воле, продолжается уже по воле обстоятельств. Поэтому этика постоянно предупреждает о том, что выбор зла - это путь к нравственной несвободе, тупиковый путь.

2. Ступени нравственной свободы

Первая ступень нравственной свободы - «свобода от...», «негативная» свобода - предполагает освобождение от внешней^ зависимости. Обычно внеш­няя моральная зависимость - это зависимость от авторитета родителей, мнения группы сверстников, давления общественных моральных стереотипов. Стано­вящаяся личность (обычно в подростковом возрасте) обязательно стремится заявить свою свободную волю «делать то. что мне хочется». То, чего нам хо­чется, расположено в основном в обыденном слое жизни - это объекты, к кото­рым человека влечет. Следование своим склонностям есть реализация пассив­ной жизненной установки, «плавание по течению» своей психики. Если внима­тельно рассмотреть, чего нам хочется, то обнаруживаются банальность наших желаний (поесть - поспать), низменность наших желаний («свободная жизнь» сводится к пьянству и разврату), глупость наших желаний (в сказках про «три желания» ни одному герою не удавалось загадать что-либо стоящее). Наконец обнаруживается, что самые главные желания при таком подходе не только не удовлетворяются, но даже не обнаруживаются.

Вторая ступень нравственной свободы - «свобода для...», позитивная свобода - предполагает осознание того, зачем тебе моральная свобода, для чего ты будешь ее использовать. Это свобода делать то, чего в сущности я хочу. Та­кое деяние предполагает активное внедрение в мир своей нравственной пози­ции, а соответственно наличие таковой установки у человека. Позитивная сво­бода означает наличие способности личности строить жизнь не вопреки, а бла­годаря нравственным закономерностям, способности организовать свою жизнь по своей морали, т.е. следовать своей совести, блюсти свое достоинство, стре­миться к своему идеалу, выполнять свой долг. Поскольку интерпретации этих понятий многообразны, то данный общий рецепт осуществляется личностно.

Если «свобода от...» - это чаще всего свобода без морали, то «свобода для...» - это свобода внутри морали. При этом индивид считает, что мораль -это не догматические оковы, а сфера личного творчества. Нравственная свобода позволяет ему «здесь-и-сейчас» реализовать себя в конкретном виде добра. Этой свободе препятствуют только внутренняя ограниченность, неспособность и нежелание работать над собой, над развитием своего нравственного мира.