logo
Конспект лекций по этике

1,Этические учения Древней Индии

Социокультурные предпосылки древнеиндийской этики

Общим литературным источником для культуры Древней Индии были Веды - сборник религиозных текстов, гимнов, ритуалов, В связи с этим этиче­ская традиция в целом оформилась как религиозная.

Древнеиндийское общество представляло собой образец традиционного общества с кастовой социальной структурой. Поскольку прижизненное изме­нение кастового статуса было для индивида неосуществимым, «учение о пра­вильной жизни» предписывало ему в социальном плане тщательное исполне­ние обычаев и традиций своей касты, а в духовном - стремление за пределы материально-чувственной реальности. Реинкарнация (перерождение в новом теле) считалась способом преодоления кастовой ограниченности в земной жиз­ни.

Особенности древнеиндийской этики, обусловленные указанными вы­ше социокультурными предпосылками:

1) непрерывность этической традиции, сохранение на протяжении столе­тий категориального аппарата и общей системы мировосприятия;

2) религиозный характер подавляющего большинства этических учений;

3) аскетическая жизнь считалась наиболее предпочтительным «путем правильной жизни»;

4) неиндивидуалистическая ценностная ориентация индивида, согласно которой задача личности - раствориться в духовном первоначале.

Основные понятия древнеиндийской этической традиции:

брахман - духовное первоначало мира;

майя — материальный мир, все телесное, чувственное, представляющее собой «великую иллюзию»;

сансара - «колесо перерождений», понятие, обозначающее идею по­смертного переселения душ, реинкарнацию;

карма — в этике: закон справедливого воздаяния, обусловливающий ха­рактер реинкарнации;

нирвана — угасание чувственности, забвение майи, избавление от сансары, прекращение перерождений и слияние с брахманом, «высшее блаженство».

Основные учения в этике Древней Индии:

Буддизм базируется на «четырех благородных истинах»:

• жизнь есть зло и страдание;

• причиной страданий являются наши желания и жажда жизни;

• чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний;

• к избавлению от желаний ведет «восьмеричный путь спасения», кото­рый уже на первой ступени предполагает воздержание от лжи, от причинения зла живому, от воровства, от чувственных удовольствий, эгоистических моти­вов и концентрации на собственной личности. Буддизм не предполагает жест­кого аскетизма, предпочитая «срединный путь».

Джайнизм отличался чрезвычайным фанатизмом в исполнении аскетиче­ских предписаний. Предполагалось буквально следовать требованию «не при­чинять зло живому», не только избегать чувственных наслаждений, но и посто­янно изнурять тело аскетическими упражнениями с целью разорвать всякую связь с материальной действительностью.

Йога сделала акцент на психофизических методах очищения души с це­лью достижения полного самоконтроля. На первой ступени йоги предполага­лась реализация 5 принципов: ненасилия, правдивости, целомудрия, запрета на воровство и собственность. Второй уровень самосовершенствования требовал выполнения 5 правил: чистоты, удовлетворенности, аскетизма, изучения Вед и преданности Богу.