3. Взаимодействие религиозной морали с традиционной нравственностью
Мировые религии привнесли в нравственную жизнь человечества новые моменты:
• монотеизм предполагает единственность Бога, перед которым все люди предстают как равные (архаические же сообщества построены иерархически: старшие - младшие, мужчины - женщины);
• Бог мировых религий - духовный Бог (в отличие от архаических антропоморфных божеств или божеств, сливавшихся с природными стихиями), что способствует выдвижению моральных духовных ценностей на передний план системы регуляции;
• Бог в монотеизме предстает как личность, соответственно и верующий должен быть личностью, обладателем души с развитым внутренним миром;
• человек в мировых религиях трактуется как «венец творения», нравственные нормы диктуют гуманное отношение к другому человеку, который понимается как «ближний». В традиционной культуре, как уже отмечалось, главные ценности были сакральными, а в социальной практике ценностью обладала община, а не индивид. Гуманизм не входит в число принципов традиционной нравственности;
• появляется Священное Писание с четкой фиксацией норм, что позволяет предъявлять их индивиду, требовать их осознания и самостоятельного выполнения в разнообразных ситуациях.
Мировые религии преобразовали традиционную нравственность. Изменилась категориальная и мотивационная структуры морального сознания. Традиционные поступки осмысливаются в новых категориях (например, традиционная взаимопомощь между людьми осмысляется в терминах «милосердия» к «ближнему»). Традиционные поступки получают новые мотивы (любовь, милосердие, очищение души от греха). Религиозная идеология углубляет содержание традиционных норм, делает акцент на их мотивации (требует не только «не убивай», «не кради», но и «не гневайся», «не желай...»). Традиционные нормы сортируются, исходя из положений религиозной доктрины, наиболее жестокие отвергаются, нравы смягчаются. В целом регуляция деятельности поднимается на новый, более сложный уровень, рассчитанный на личность, а не на общину, предполагающий мотивацию поведения духовными ценностями, выдвигающий единые нравственные требования по крайней мере к единоверцам.
Однако потенциальные возможности религиозной морали исторически остались мало реализованными. Традиционная нравственность ассимилировала религиозные ценности и интерпретировала их в свете собственных установок, Под влиянием традиционных представлений содержание религиозной морали существенно изменилось, что и демонстрируют средневековые нравы.
Лекция 5
РАЗВИТИЕ НРАВОВ ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ L Нравы средневековья
Нравы средневековья формируются на основе:
• традиционной нравственности;
• религиозной морали;
• влияния социальной структуры феодального общества. Социальная структура феодального общества представляла собой пирамиду сословий со своими наборами прав и обязанностей, грехов и добродетелей. Согласно моральной иерархии этого общества, существуют люди благородные и люди подлого рождения. Задача личности - знать свое место в иерархии и выполнять обязанности, подобающие своему социальному статусу.
Отношения между сословиями строились по патриархальному принципу «отцы» и «дети»: низшие должны почитать высших, а высшие - заботиться о низших. Такие взаимные обязанности способствовали моральной сплоченности средневекового общества.
Типичным примером средневекового нравственного образца является нравственный образец рыцаря, в котором сочетались традиционные, христианские и сословные черты. Рыцарь должен быть:
• верным своему господину,
• верным данному слову (обету),
• храбрым,
• благородным в бою (этому способствовали правила проведения поединков),
• щедрым.
Степень соответствия рыцарского образца христианским ценностям относительна. Рыцарь не мыслил простолюдина в качестве «ближнего», упомянутые добродетели он проявлял лишь по отношению к людям своего сословия. Убийства и грабежи не были чужды военному делу. Но в той степени, в какой рыцарь был набожен, выступал как «воин Христов» в крестовых походах, он был христианином своего времени. Тем более, что средневековье трактовало христианские истины не столько как нормы милосердия, сколько как ценности, приверженность которым позволит побеждать своих врагов на войне.
2. Буржуазная мораль
Капиталистический способ производства разрушил социальную базу традиционной нравственности (общину), изменилась как система ценностей, так и сам способ нравственной регуляции поведения.
Изменения в способе регуляции
С переходом от аграрного общества к индустриальному происходит изменение социальной структуры: общины и сословия распадаются на отдельных индивидов, общество «атомизируется». В результате происходят:
• новая индивидуализация нравственной жизни на базе обладания частной собственностью;
• появление личности, способной к автономной саморегуляции на основании рациональных мотивов;
• провозглашение людей равноправными от природы;
• утверждение идеи общечеловеческих ценностей (которой не знала ни одна из предшествовавших нравственных систем).
Таким образом, способ нравственной регуляции достигает развитой формы, присущей современной морали.
Ценностные ориентации буржуазной морали
В противовес общинно-коллективистским ориентациям традиционной нравственности утверждается принцип индивидуализма, который предполагает следование нравственным нормам исходя из индивидуальных мотивов и соображений, что отличает данный принцип от эгоизма, предполагающего следование собственным интересам, независимо от норм морали.
Закономерно, что идеалом такого сообщества становится «человек, сделавший себя сам» (self made man). Если человек традиционной нравственности гордился тем, что ему досталось от предков или сообщества, буржуазный моральный субъект гордится собственными моральными достижениями, добродетелями, которые он воспитал в себе сам.
Принцип трудолюбия оказывается обязательным для всех членов общества, земной труд полностью реабилитируется. В свете идей протестантизма тщательное исполнение своих профессиональных обязанностей становится формой религиозного служения, реализацией Божественного призвания. Трудом здесь именуется все, что приносит практическую пользу, измеряемую деньгами.
Деньги в системе буржуазной морали трактуются как нравственная ценность. С одной стороны, от наличия денег зависит добродетель: финансовое благополучие позволяет индивиду воздерживаться от особо аморальных деяний; с другой стороны, добродетель способствует обогащению: честный и трудолюбивый человек обогатится благодаря усердию и позитивной реакции на него окружающих.
Буржуазная нравственная система представляет собой, с одной стороны, достижение в нравственном развитии человечества (автономная саморегуляция личности, развитое моральное сознание, общечеловеческие ценности), с другой стороны, данная нравственная система, как и всякая другая, несовершенна (индивидуализм все-таки вырождается в эгоизм, деньги из нравственной ценности становятся заменителем нравственных ценностей).
- Тема 1. История этических учений Лекция 1
- 1,Этические учения Древней Индии
- 2.Этические учения Древнего Китая
- 3.Этические учения Древней Греции
- 1. Евангельская моральная доктрина
- 2. Этика средневековья. Августин Блаженный.
- 3. Специфика гуманизма в эпоху Возрождения
- 4. Особенности и основные проблемы этики Нового времени.
- Этические учения хех и XX веков
- 2. Этические направления в XIX веке
- 3. Некоторые учения в этике XX века
- Тема 2. Историческое развитие нравственности
- 3. Взаимодействие религиозной морали с традиционной нравственностью
- 3. Нравственная система советского общества
- Тема 3. Теория морали
- 2. Антиномии в морали.
- 4. Функции морали
- Тема 4. Высшие моральные ценности
- 3, Ситуация нравственного выбора
- 2. Выбор между разными видами нравственного поведения:
- 4. Структура нравственного поступка
- 2. Счастье как нравственная ценность