logo search
Конспект лекций по этике

3. Взаимодействие религиозной морали с традиционной нравственностью

Мировые религии привнесли в нравственную жизнь человечества новые моменты:

• монотеизм предполагает единственность Бога, перед которым все люди предстают как равные (архаические же сообщества построены иерархиче­ски: старшие - младшие, мужчины - женщины);

• Бог мировых религий - духовный Бог (в отличие от архаических антропоморфных божеств или божеств, сливавшихся с природными стихиями), что способствует выдвижению моральных духовных ценностей на передний план системы регуляции;

• Бог в монотеизме предстает как личность, соответственно и ве­рующий должен быть личностью, обладателем души с развитым внутренним миром;

• человек в мировых религиях трактуется как «венец творения», нравственные нормы диктуют гуманное отношение к другому человеку, кото­рый понимается как «ближний». В традиционной культуре, как уже отмеча­лось, главные ценности были сакральными, а в социальной практике ценностью обладала община, а не индивид. Гуманизм не входит в число принципов традиционной нравственности;

• появляется Священное Писание с четкой фиксацией норм, что по­зволяет предъявлять их индивиду, требовать их осознания и самостоятельного выполнения в разнообразных ситуациях.

Мировые религии преобразовали традиционную нравственность. Изменилась категориальная и мотивационная структуры морального сознания. Традиционные поступки осмысливаются в новых категориях (например, тради­ционная взаимопомощь между людьми осмысляется в терминах «милосердия» к «ближнему»). Традиционные поступки получают новые мотивы (любовь, ми­лосердие, очищение души от греха). Религиозная идеология углубляет содер­жание традиционных норм, делает акцент на их мотивации (требует не только «не убивай», «не кради», но и «не гневайся», «не желай...»). Традиционные нормы сортируются, исходя из положений религиозной доктрины, наиболее жестокие отвергаются, нравы смягчаются. В целом регуляция деятельности поднимается на новый, более сложный уровень, рассчитанный на личность, а не на общину, предполагающий мотивацию поведения духовными ценностями, выдвигающий единые нравственные требования по крайней мере к единоверцам.

Однако потенциальные возможности религиозной морали исторически остались мало реализованными. Традиционная нравственность ассимилировала религиозные ценности и интерпретировала их в свете собственных установок, Под влиянием традиционных представлений содержание религиозной морали существенно изменилось, что и демонстрируют средневековые нравы.

Лекция 5

РАЗВИТИЕ НРАВОВ ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ L Нравы средневековья

Нравы средневековья формируются на основе:

• традиционной нравственности;

• религиозной морали;

• влияния социальной структуры феодального общества. Социальная структура феодального общества представляла собой пирамиду со­словий со своими наборами прав и обязанностей, грехов и добродетелей. Со­гласно моральной иерархии этого общества, существуют люди благородные и люди подлого рождения. Задача личности - знать свое место в иерархии и вы­полнять обязанности, подобающие своему социальному статусу.

Отношения между сословиями строились по патриархальному принципу «отцы» и «дети»: низшие должны почитать высших, а высшие - заботиться о низших. Такие взаимные обязанности способствовали моральной сплоченности средневекового общества.

Типичным примером средневекового нравственного образца является нравственный образец рыцаря, в котором сочетались традиционные, христи­анские и сословные черты. Рыцарь должен быть:

• верным своему господину,

• верным данному слову (обету),

• храбрым,

• благородным в бою (этому способствовали правила проведения по­единков),

• щедрым.

Степень соответствия рыцарского образца христианским ценностям отно­сительна. Рыцарь не мыслил простолюдина в качестве «ближнего», упомянутые добродетели он проявлял лишь по отношению к людям своего сословия. Убий­ства и грабежи не были чужды военному делу. Но в той степени, в какой ры­царь был набожен, выступал как «воин Христов» в крестовых походах, он был христианином своего времени. Тем более, что средневековье трактовало хри­стианские истины не столько как нормы милосердия, сколько как ценности, приверженность которым позволит побеждать своих врагов на войне.

2. Буржуазная мораль

Капиталистический способ производства разрушил социальную базу тра­диционной нравственности (общину), изменилась как система ценностей, так и сам способ нравственной регуляции поведения.

Изменения в способе регуляции

С переходом от аграрного общества к индустриальному происходит из­менение социальной структуры: общины и сословия распадаются на отдельных индивидов, общество «атомизируется». В результате происходят:

• новая индивидуализация нравственной жизни на базе обладания част­ной собственностью;

• появление личности, способной к автономной саморегуляции на осно­вании рациональных мотивов;

• провозглашение людей равноправными от природы;

• утверждение идеи общечеловеческих ценностей (которой не знала ни одна из предшествовавших нравственных систем).

Таким образом, способ нравственной регуляции достигает развитой формы, присущей современной морали.

Ценностные ориентации буржуазной морали

В противовес общинно-коллективистским ориентациям традиционной нравственности утверждается принцип индивидуализма, который предполагает следование нравственным нормам исходя из индивидуальных мотивов и сооб­ражений, что отличает данный принцип от эгоизма, предполагающего следова­ние собственным интересам, независимо от норм морали.

Закономерно, что идеалом такого сообщества становится «человек, сде­лавший себя сам» (self made man). Если человек традиционной нравственности гордился тем, что ему досталось от предков или сообщества, буржуазный мо­ральный субъект гордится собственными моральными достижениями, доброде­телями, которые он воспитал в себе сам.

Принцип трудолюбия оказывается обязательным для всех членов общест­ва, земной труд полностью реабилитируется. В свете идей протестантизма тща­тельное исполнение своих профессиональных обязанностей становится формой религиозного служения, реализацией Божественного призвания. Трудом здесь именуется все, что приносит практическую пользу, измеряемую деньгами.

Деньги в системе буржуазной морали трактуются как нравственная цен­ность. С одной стороны, от наличия денег зависит добродетель: финансовое благополучие позволяет индивиду воздерживаться от особо аморальных дея­ний; с другой стороны, добродетель способствует обогащению: честный и тру­долюбивый человек обогатится благодаря усердию и позитивной реакции на него окружающих.

Буржуазная нравственная система представляет собой, с одной стороны, достижение в нравственном развитии человечества (автономная саморегуляция личности, развитое моральное сознание, общечеловеческие ценности), с другой стороны, данная нравственная система, как и всякая другая, несовершенна (ин­дивидуализм все-таки вырождается в эгоизм, деньги из нравственной ценности становятся заменителем нравственных ценностей).