Основная проблема эстетики XIX века
Основной проблемой стала проблема отношения искусства к действительности, а также проблема роли искусства в общественной жизни. Тезис Н.А.Некрасова «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» может считаться программным заявлением русской культуры, в которой литература и искусство выступали трибуной общественно-политической мысли.
Те мыслители, которые считали искусство подражанием и отражением действительности, высоко ценили общественное значение искусства (обозначим их I)
Те философы, которые полагали, что искусство имеет своим истоком не действительность, а идеальное начало, творческую душу художника, придерживались мнения, что искусство самоценно и не имеет общественных задач (обозначим их II).
Эстетика в первой трети XIX века стала преподаваться в университетах как самостоятельная дисциплина, что способствовало развитию оригинальных идей в этой области. Большинство профессоров исходили из рационалистической традиции в европейской философской мысли.
А.Ф.Мерзляков (I) учил, что художественная ценность произведения определяется следованием законам самой природы; эстетическое объединяет прекрасное, совершенное и благое. Прекрасное – то, что сообразно и собственной своей природе, и человеческой. Искусство должно творчески отражать жизнь, на него благотворно влияет демократическое общественное устройство. В свою очередь искусство просвещает разум и возбуждает любовь к общественному благу.
Русское шеллингианство (II) – течение эстетической мысли в России, сформировавшееся под влиянием идей немецкого философа Шеллинга. Шеллинг – философ идеалист – полагал, что мир как целое складывается из мира идеального и мира реального. Искусство – высший продукт идеального мира, кроме того, оно воссоединяет идеальное и реальное в органическом единстве. Таким образом, искусство – наиболее полное выражение сущности мира. Русские шеллингианцы трактовали прекрасное как изначальную сущность, проявление абсолютной идеи безотносительное к человеческой практике. Задача искусства – не отражать действительность, а возвысить ее до идеального первообраза, «облечь высшие созерцания в зримые формы». Эти идеи оказали влияние на художественную практику русского романтизма, представителями которого являются Ф.Одоевский, М.Ю.Лермонтов, Ап. Григорьев.
- Предмет эстетического знания.
- Предмет
- 2. Эстетика Средневековья.
- Изменение взглядов на предмет эстетики в последней трети хх в.
- 2. Античная эстетика.
- Виды искусства и их классификация.
- 2. Эстетика Аристотеля.
- Теория мимесиса.
- Реализм
- Эстетика Возрождения.
- Теория катарсиса.
- Эстетика классицизма.
- Прекрасное как эстетическая категория.
- 2. Эстетика немецкого Просвещения. Лессинг. “Лаокоон”.
- Сочинения
- Трагическое как эстетическая категория.
- 2. Эстетика Канта.
- Комическое как эстетическая категория.
- 2. Античная эстетика космоса.
- Возвышенное как эстетическая категория.
- 2. Эстетика эллинизма.
- Кино как вид искусства.
- 2. Эстетика Гегеля.
- Эстетическая деятельность.
- 2. Эстетика французского Просвещения. “Парадокс об актере” д.Дидро.
- Эстетическое сознание.
- Эстетическая деятельность
- Эстетическое сознание.
- 2. Эстетика Леонардо да Винчи. “Книга о живописи”.
- Эстетический вкус.
- Эстетические взгляды н.Буало. “Поэтическое искусство”.
- «Поэтическое искусство»
- Влияние Буало
- «Налой»
- Буало и «спор о древних и новых»
- Классическая и неклассическая эстетика.
- Постнеклассическая эстетика: к вопросу о формировании современного эстетического знания
- 2. Эстетика Платона.
- Основоположения онтологии Платона
- Теория идей Платона
- Проблемы, связанные с теорией идей
- Идея Блага
- Учение о душе
- Дуализм души и тела
- Три части души
- Первый аргумент в пользу бессмертия души
- Второй аргумент в пользу бессмертия души
- Третий аргумент в пользу бессмертия души
- Четвертый аргумент в пользу бессмертия души
- Судьба души человека
- [Править] Учение о познании
- Диалектика Платона
- Политико-правовое учение Платона
- Политические идеи в «Государстве»
- Политические идеи в «Законах»
- Этические взгляды
- Человек
- 1. Дизайн как эстетический феномен.
- 2. Эстетика романтизма.
- 1. Эстетическая специфика фотографии.
- 2. Древнерусская эстетика.
- Эстетика природы.
- Введение
- 2. Основные направления в западноевропейской эстетике хх века.
- Эстетические теории 20 века.
- Экологическая эстетика.
- 2. Проблема прекрасного в античной эстетике.
- Эстетика авторского фильма.
- Арт-хаусное кино
- 2. Просветительский классицизм в России.
- Эстетические проблемы массовой культуры.
- Эстетическое воспитание и эстетический опыт
- Эстетическое воспитание вкуса
- Массовая и популярная культуры в поле эстетического воспитания
- Современная мифология и мифы массовой культуры
- 2. Основные течения русской эстетики хiх века.
- Основная проблема эстетики XIX века
- Эстетика в.Г.Белинского
- Эстетика н.Г.Чернышевского
- Эстетизм и символизм