Эстетическая деятельность.
Практической сферой реализации эстетических представлений является эстетическая деятельность. Первоначально элементы эстетической деятельности были тесно переплетены с бытовой, обрядовой, культовой сферами. Собственно эстетическая задача существовала наряду с утилитарной. Постепенно, в процессе освоения человеком предметного мира, природы, осознания самого себя в качестве субъекта деятельности, эстетическое восприятие и оценка приобретали самостоятельную ценность. Воссоздание природной красоты и предметов, обладающих чисто эстетическими свойствами, положило начало искусству, которое играет ведущую роль в общекультурном развитии.
Творческое отношение может быть присуще любой форме человеческой деятельности - материально-производственной, организационной, политической, научной, педагогической и др. Но в сфере эстетической деятельности творчество является средством достижения
430
поставленной цели. Успеху в творческой деятельности способствует талант - художественная одаренность, явно выраженные способности. Однако наличие таланта само по себе еще не обеспечивает успеха, так как способности должны быть развиты и реализованы, что требует приложения усилий, целеустремленности, работоспособности.
Творчество - это отказ от стереотипов восприятия и выражения, открытие новых сторон уже известного и освоенного материала, это постоянный поиск тем, идей, аспектов, средств их реализации в искусстве. Творческая деятельность, как и всякая другая, имеет ряд компонентов: цель (замысел), средство реализации цели и результат (художественное произведение).
В самом общем виде цель творчества можно определить как стремление к реализации потребности самовыражения и к эстетическому освоению мира. Применительно к каждому отдельному акту творчества цель конкретизируется в замысле автора. Замысел предшествует творческому процессу, но на практике первоначальный замысел в процессе его реализации часто существенно изменяется, корректируется. Многие писатели "жалуются" на то, что герои их произведений как бы выходят из-под авторского повиновения и сами "ведут" за собой автора и повествование, диктуя логику и общую тенденцию развития событий. Иногда произведение, задуманное как повесть, разрастается в роман, музыкальная тема воплощается в симфонию, оперу или хореографическое произведение, графический набросок - в панорамное живописное полотно. Процесс реализации замысла является для художника одновременно и наиболее интересным, и наиболее трудным, мучительным. "Цель творчества - самоотдача" (Б. Пастернак). Человек творческий - это человек, отдающий, дарящий себя другим.
Потребность в самовыражении свойственна каждому. Способ самовыражения детерминирован уровнем общекультурного развития, степенью одаренности (или просто наличием способностей и склонностей), развитием эмоциональной и интеллектуальной потенций. Самой многофанной сферой реализации личности является творчество, в том числе художественное, имеющее своим результатом произведение искусства. Художественное творчество включает в себя деятельность, связанную с образным осмыслением и созданием мира и происходящую на двух уровнях: профессиональном и непрофессиональном (подобное разделение носит, в известной мере, условный характер, ибо критерии здесь часто представляются спорными: произведения, созданные профессиональными художниками, порой далеки от совершенства, тогда как работы "дилетантов" часто радуют оригинальностью и мастерством).
Так или иначе, искусство является для художника (художник понимается здесь в самом широком смысле слова, т.е. как создатель, автор, творец) средством самовыражения, самореализации, общения, нравственного удовлетворения, самоутверждения.
Происхождение эстетического сознания и эстетической деятельности. Причиной появления эстетически ценных объектов выступает общественно-историческая, прежде всего производственная, практика людей. В результате разнообразной трудовой деятельности сначала стихийно, а потом все более сознательно создаются такие продукты, под влиянием которых зарождается эстетическое чувство, формируется эстетическое сознание.
Наиболее ранние продукты трудовой деятельности (орудия труда и предметы быта), украшенные, например, орнаментом, а также многочисленные художественные изображения животных были обнаружены археологами при раскопках поселений людей первобытного общества и в пещерах ориньяко-солютрейского периода верхнего палеолита. Наличие красивых предметов и простейших произведений искусства свидетельствует о зарождении эстетического чувства еще у первобытного человека. Этот вывод подтверждается и исследованием жизни некоторых современных народов, оставшихся на уровне материальной и духовной культуры, сходной с периодом верхнего палеолита.
Почему у первобытного человека зарождается эстетическое чувство, как способность воспринимать и наслаждаться красотой? Откуда у него возникает потребность затрачивать труд и время не только на производство орудий труда и предметов быта, добывание пищи и улучшение условий своего существования, но и на художественное оформление, украшение своей предметной среды, создание произведений искусства?
Раскопки древнейших поселений людей показывают, что в первобытном обществе были созданы орудия труда и предметы быта, имеющие симметричную и пропорциональную форму. Причины возникновения таких предметов лежат в самом процессе их изготовления, в их технологии и назначении.
Сознательное оформление предметов возникает потому, что в процессе разнообразной производственной практики формируются новые, присущие только человеку эстетические чувства. Постоянно повторяющийся процесс создания и употребления орудий труда и предметов быта, имеющих симметрию, пропорции частей, ритм элементов, т. е. особую форму, соответствующую содержанию и назначению, постепенно привел человека к пониманию целесообразности, полезности этой формы. На основе этого в его сознании возникает чувственно-наглядное представление о наиболее совершенном предмете.
Создавая новые предметы, человек сравнивал их с этим представлением. Совпадение созданного предмета с представлением о его совершенстве порождало у человека особое переживание — духовное удовольствие и наслаждение. Такой предмет приобретал новую общественную функцию — не только лучше выполнять свое утилитарное назначение, но и эстетически удовлетворять человека; он стал эстетической ценностью, красивым. Человек получил новую способность не просто видеть предметы, но и в процессе восприятия отличать красивые предметы от некрасивых, чувствовать красоту. У него сформировался чувствующий красоту формы глаз, зародилось, возникло эстетическое чувство.
Одновременно с формированием эстетического чувства складывается эстетическая потребность создавать и воспринимать совершенные предметы, вызывающие духовное наслаждение. Осознание, понимание этой потребности вызывает особый эстетический интерес, который порождает эстетическое отношение к этим предметам, направляет человека на сознательное изготовление предметов, удовлетворяющих не только его материальные, но и духовные, эстетические потребности. Но для того чтобы создать красивые предметы, нужно знать, что делает их таковыми. Эстетические интересы людей становятся стимулом познания красоты. Общественная потребность в создании совершенных орудий труда и предметов быта привела к превращению производственной деятельности в эстетическую деятельность, направленную как на создание красивых предметов, так и на совершенствование человека. Создавая красивые предметы, человек одновременно совершенствует, развивает точность руки, остроту глаза, внимательность и наблюдательность, творческое воображение.
Эстетическая деятельность и ее виды. Любой человек в современном обществе обладает определенным уровнем эстетического сознания (например, развитым или неразвитым), способностью к эстетической оценке явлений действительности, т. е. эстетическим вкусом, и т. п. Поэтому человек трудится, действует и оценивает результаты своей деятельности во многих областях жизни также и в соответствии со своим эстетическим сознанием, например, эстетическими представлениями о совершенстве продуктов своей деятельности и т. д.
Существуют виды деятельности людей, в которых они сознательно руководствуются своими эстетическими взглядами, представлениями, идеалами и вкусами и ставят своей целью создание эстетических ценностей. Целесообразная деятельность людей по созданию эстетических ценностей, по формированию прекрасного человека называется эстетической. Эта деятельность есть процесс преобразования природы и общества «по законам красоты».
В соответствии с тем, на что направлена эстетическая деятельность, что является ее предметом, выделяют следующие основные ее виды: эстетическое преобразование окружающей человека предметной среды; формирование прекрасного человека; создание художественных произведений.
Характеризуя деятельность по эстетическому преобразованию окружающей человека предметной среды, следует прежде всего остановиться на эстетической деятельности в сфере производства, направленной на создание таких продуктов, которые предназначены одновременно для удовлетворения материальных и духовных, эстетических потребностей людей — красивых орудий труда и предметов быта, а также на эстетическую организацию производства и быта. Первоначально эта деятельность возникает в сфере ремесленного производства.
Развитие научно-технической революции приводит в ХХ в. к возникновению нового вида эстетической деятельности в сфере промышленного производства — к художественному конструированию, или дизайну. Художественно- промышленное конструирование в условиях развитого социализма и строительства коммунизма является важным фактором технического прогресса.
Эстетическую деятельность в сфере промышленного производства осуществляет художник-конструктор (дизайнер), сочетающий в себе одновременно знания инженера-конструктора и проектировщика, а также способности художника. В этой деятельности он основывается, с одной стороны, на учете данных эргономики, бионики, кибернетики, инженерной психологии и т. п., а с другой — на практике художественного творчества.
Продуктом художественного конструирования, или дизайна, выступают изделия, предназначенные для материального потребления в сфере производства или быта и одновременно для удовлетворения духовной потребности в эстетическом наслаждении, — промышленное искусство.
К дизайну относится также деятельность по созданию: целесообразно и гармонично организованной промышленной и бытовой среды, способствующей высокоэффективному труду и отдыху людей, всестороннему и гармоническому развитию личности.
Наряду с дизайном развиваются также различные виды художественно-прикладной деятельности, направленные на эстетическое формирование окружающей человека природной среды, например художественное оформление садов и парков букетов и т. п.
Объектом эстетической деятельности людей выступают не только продукты промышленного производства, окружающая человека производственная, бытовая и природная среда, но и сам человек. Человек становится объектом эстетической деятельности, направленной на его совершенствование как высоконравственной художественно развитой личности. Совершенствованию красоты внешнего облика, строения тела человека способствуют физическая культура и спорт.
На сохранение и совершенствование красоты внешнего облика человека направлена деятельность в области декоративной косметики, моделирования прически, одежды и т.п. Еще в древности сложились такие виды деятельности, которые были направлены на эстетическое совершенствование речи людей (риторика), а также различные виды художественного воспитания.
Красота человека связана не только с его внешним обликом, но и с богатством его духовного мира, с подлинно человеческими чувствами и мыслями, волевыми качествами, характером и т.д. Поэтому деятельность, направленная на совершенствование и формирование внешней красоты, сочетается в обществе с воспитанием духовного мира в соответствии с идеалом прекрасного человека. Этой цели подчинены такие виды эстетической деятельности, как художественное творчество и эстетическое воспитание.
- Предмет эстетического знания.
- Предмет
- 2. Эстетика Средневековья.
- Изменение взглядов на предмет эстетики в последней трети хх в.
- 2. Античная эстетика.
- Виды искусства и их классификация.
- 2. Эстетика Аристотеля.
- Теория мимесиса.
- Реализм
- Эстетика Возрождения.
- Теория катарсиса.
- Эстетика классицизма.
- Прекрасное как эстетическая категория.
- 2. Эстетика немецкого Просвещения. Лессинг. “Лаокоон”.
- Сочинения
- Трагическое как эстетическая категория.
- 2. Эстетика Канта.
- Комическое как эстетическая категория.
- 2. Античная эстетика космоса.
- Возвышенное как эстетическая категория.
- 2. Эстетика эллинизма.
- Кино как вид искусства.
- 2. Эстетика Гегеля.
- Эстетическая деятельность.
- 2. Эстетика французского Просвещения. “Парадокс об актере” д.Дидро.
- Эстетическое сознание.
- Эстетическая деятельность
- Эстетическое сознание.
- 2. Эстетика Леонардо да Винчи. “Книга о живописи”.
- Эстетический вкус.
- Эстетические взгляды н.Буало. “Поэтическое искусство”.
- «Поэтическое искусство»
- Влияние Буало
- «Налой»
- Буало и «спор о древних и новых»
- Классическая и неклассическая эстетика.
- Постнеклассическая эстетика: к вопросу о формировании современного эстетического знания
- 2. Эстетика Платона.
- Основоположения онтологии Платона
- Теория идей Платона
- Проблемы, связанные с теорией идей
- Идея Блага
- Учение о душе
- Дуализм души и тела
- Три части души
- Первый аргумент в пользу бессмертия души
- Второй аргумент в пользу бессмертия души
- Третий аргумент в пользу бессмертия души
- Четвертый аргумент в пользу бессмертия души
- Судьба души человека
- [Править] Учение о познании
- Диалектика Платона
- Политико-правовое учение Платона
- Политические идеи в «Государстве»
- Политические идеи в «Законах»
- Этические взгляды
- Человек
- 1. Дизайн как эстетический феномен.
- 2. Эстетика романтизма.
- 1. Эстетическая специфика фотографии.
- 2. Древнерусская эстетика.
- Эстетика природы.
- Введение
- 2. Основные направления в западноевропейской эстетике хх века.
- Эстетические теории 20 века.
- Экологическая эстетика.
- 2. Проблема прекрасного в античной эстетике.
- Эстетика авторского фильма.
- Арт-хаусное кино
- 2. Просветительский классицизм в России.
- Эстетические проблемы массовой культуры.
- Эстетическое воспитание и эстетический опыт
- Эстетическое воспитание вкуса
- Массовая и популярная культуры в поле эстетического воспитания
- Современная мифология и мифы массовой культуры
- 2. Основные течения русской эстетики хiх века.
- Основная проблема эстетики XIX века
- Эстетика в.Г.Белинского
- Эстетика н.Г.Чернышевского
- Эстетизм и символизм