logo
Estetika_Vse_otvety

2. Эстетика эллинизма.

Эстетика эллинизма получила свое развитие в стоицизме, эпикуреизме, скептицизме и неоплатонизме, а также в близких к нему мистических теориях.

Школа стоиков возникла после смерти Аристотеля. Ее ранними представителями являются Зенон (ок. 336–264 гг. до н.э.), Клеанф (331–232 гг. до н.э.), Хрисипп (280–208/205 гг. до н.э.), поздними – Цицерон (106–43 гг. до н.э.), Сенека (ок. 4–65 гг.) и Эпиктет (ок. 50 – ок. 138 гг.).

Стоики рассматривают искусство как подражание природе. В этом пункте они придерживаются теории мимесиса античной классики. Но интерпретация принципа подражания природе дается ими в отрыве от общественной жизни людей, весь пафос направлен на индивидуальное самоусовершенствование человека. Из сочинений Хрисиппа, Сенеки следует, что стоики занимаются гораздо меньше вопросами общественной роли искусства, его природы и другими общеэстетическими проблемами, отдавая предпочтение формам художественного произведения, ораторскому искусству, стилю. Что касается стиля, стоики требуют здесь ясности, лаконичности, точности. О стилях и фигурах речи много рассуждал, например, Цицерон.

Эстетическая теория эпикуреизма представлена в эпоху эллинизма Эпикуром (341–270 гг. до н.э.), Филодемом (нач. I в. до н.э.) и Лукрецием (I в. до н.э.). Высказывания Эпикура по эстетике случайны и отрывочны. Гораздо обстоятельнее на этих вопросах останавливался Филодем. В трактате о музыке он высказывает мысль, что она доставляет такое же чувственное удовольствие, как еда и питье. Филодем отрицает общественное содержание искусства музыки и делает вывод о невозможности оказания ею какого-либо влияния на чувства и волю человека. Все это происходит оттого, что музыка, по Филодему, неявляется подражанием чему-либо, в том числе и природе.

Эстетическая теория эпикуреизма достигла вершины своего развития у Лукреция. Он разрабатывает эстетические проблемы на основе материалистического представления о мире. В своей поэме “О природе вещей” он развивает мысль о нерушимости законов природы, независимых от вмешательства богов, утверждает принцип вечности и неуничтожимости материи, основываясь на атомистической теории. Искусство, по Лукрецию, возникло из потребностей человека, но это потребности особого рода – “услада”. Непосредственно искусство происходит из подражания природе. Искусство не только дает нам “усладу”, но и играет сугубо утилитарную роль. Например, оно служит средством распространения знания о “природе вещей”.

В эстетических теориях скептиков просматриваются индивидуалистические и субъективистские тенденции, ранее обозначившиеся у стоиков и эпикурейцев. Основателем школы скептиков был Пиррон (ок. 365–275  гг. до н.э.). Согласно древним скептикам, познать вещи невозможно. В теории это должно привести к “воздержанию от суждения”, а на практике – обеспечить безразличное, бесстрастное отношение к предметам, “безмятежность души”.

Эстетические воззрения скептиков лишены положительного пафоса. Они старались доказать, что наука об искусстве невозможна, а эстетическое восприятие, как и понимание прекрасного,  субъективно.

Некоторое оживление эстетической мысли эпохи эллинизма нашло выражение в эстетических высказываниях Плутарха (45–120), Лукиана (II в.), Псевдо-Лонгина (настоящее имя неизвестно). Представляют интерес высказывания Плутарха о принципе подражания, об эстетическом воспитании, о сущности и видах комического, о социальных аспектах искусства. Особенное значение имеет знаменитый трактат “О возвышенном” Псевдо-Лонгина (его иногда приписывают Дионисию Лонгину). Проблема возвышенного рассматривается здесь автором с точки зрения риторически стилистической. Но для нас важна сама попытка ввести новую категорию в число основных эстетических понятий. Таким образом, ставится проблема расширения сферы искусства, раньше областью искусства считалось только прекрасное.

Оживление эстетической мысли во II–III вв. было непродолжительным. Окончательный распад античной эстетики происходит в III в. Вульгаризация и разложение античной эстетической мысли особенно ярко проявились у Плотина (205–270), видного представителя неоплатонизма. Мир Плотин мыслит как эманацию, истечение Божественной полноты. Первоначальное совершенство, постепенно принижаясь, все более и более становится несовершенством. Цель человека состоит в возвращении к Богу, что осуществляется через аскезу и экстаз. Только в состоянии умоисступления и экстаза мы возвышаемся до Божества.

В мистическом плане обсуждается Плотином и проблемапрекрасного. Прекрасно то, что приобщается к “идее”, а красота, воспринимаемая нашими чувствами, – низший вид прекрасного. Гораздо выше этой красоты – красоты “занятий” и “знаний” – сияние добродетели, справедливости и умеренности. Чем успешнее душа освобождается от телесного, тем она прекраснее. Добро – наивысшая и первая красота, а ее лицезрение  выше всего.

Проповедь аскетизма, презрение к чувственному миру, отказ от разума и выдвижение на первый план мистического созерцания, усмотрение высшей красоты в Боге – все эти стороны эстетики Плотина предвосхищают теологические концепции феодального средневековья.

Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени походов Александра Македонского (356323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением птолемеевского Египта (30 до н. э.). Термин введён в 1830-х Дройзеном.

Особенностью эллинистического периода явилось широкое распространение греческих языка и культуры на территориях, вошедших в состав государств диадохов, которые образовались после смерти Александра Македонского на завоёванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и восточных — в первую очередь персидской — культур.

Начало эллинистической эпохи характеризуется переходом от полисной политической организации к наследственным эллинистическим монархиям, смещением центров культурной и экономической активности из Греции в Малую Азию и Египет.

10.