Тема 4. Этические аспекты профессиональной деятельности юриста.
Деятельность юриста всегда находилась под пристальным вниманием общества, поскольку она в той или иной мере затрагивает интересы всех его членов, ее результаты самым непосредственным образом сказываются на обеспечении безопасности личности, общества и государства, реализации их законных интересов. Работа юриста сопряжена со множеством нравственных проблем, порожденных специфическим характером целей, содержания, форм, методов и средств его деятельности.
Значительная часть профессиональных обязанностей юриста связана с общением с коллегами, гражданами, правонарушителями. В служебной деятельности юрист сталкивается со многими и весьма разными людьми. Он разбирает дела, в которых переплетаются часто противоречивые, конфликтные интересы граждан, различных по своему характеру и социальному положению. Служебным долгом юриста является требование не только соблюдать нормы права, но и проявлять необходимый профессиональный такт, внимание к душевным переживаниям людей. Верно сказано: «Тактичность - это вежливость начеку». Работник правоохранительных органов, юрист обязан находить в себе нравственные силы, чтобы предотвратить заболевание душевной черствостью, бюрократизмом.
Большие душевные силы, а также такт и понимание возрастных особенностей детей и подростков необходимы юристу, рассматривающему дела несовершеннолетних правонарушителей.
Ряд вопросов этического характера возникает в практической деятельности юристов в связи с принципом презумпции невиновности. Подозреваемый, обвиняемый еще не является преступником.
Особо следует выделить нравственные проблемы, возникающие в результате непосредственного контакта лиц, ведущих борьбу с преступным миром.
Специфика профессиональной деятельности юристов - сотрудников правоохранительных органов - обусловлена тем, что они вынуждены постоянно находиться в пограничной зоне между добром и злом. Именно они первыми встречают яростный напор агрессивности, злобы и жестокости преступного мира. «Пограничность» ситуации нередко заставляет их по-новому осмысливать и решать традиционные для этики вопросы. Речь идет о формах, средствах и методах борьбы со злом.
При оценке методов работы криминальной милиции (уголовного розыска) с точки зрения общепризнанной морали непосвященному они могут показаться похожими на те, которые свойственны преступнику - лицу глубоко безнравственному. Достаточно перечислить методы и приемы оперативной работы по раскрытию совершенных и выявлению готовящихся преступлений, такие специфические ее черты, как конспиративность (скрытность), оперативная комбинация (ложь, дезинформация), моральная маскировка (притворство), вербовка (склонение к содействию на конфиденциальной основе), скрытое наблюдение и разведка (негласное получение необходимых сведений), внедрение в преступную группу (скрытое выведывание чужого замысла под личиной соучастника)1.
Особо остро в деятельности юриста, в первую очередь представителя правоохранительных органов, стоит проблема взаимосвязи и взаимозависимости цели и средств. Цель - защита жизни, здоровья, чести, имущества граждан, безопасности государства. Известно, то чем выше и благороднее цель, тем больше соблазн использовать все средства для ее достижения, следовать опасному принципу оправдывает средства».
Опасность, как отмечает Г. В. Дубов, заключается в том, что привлечение супер эффективных, но жестоких средств может привести к выхолащиванию смысла благородной цели, может даже эту цель скомпрометировать. Это, в свою очередь, вызывает деформацию нравственного сознания, потерю жизненных ориентиров, цинизм, разочарование в профессии, тяжелую форму депрессии.
Вот почему почти все сотрудники, работающие в уголовном розыске, вынуждены в каждом конкретном случае решать нравственную задачу - устанавливать соразмерность применяемых ими средств не только закону, но и той цели, ради которой и существуют правоохранительные органы.
В своей работе юристу приходится сталкиваться с ворами и убийцами, насильниками и грабителями, мошенниками и бандитами, открывая им бездонные глубины человеческого падения. В результате такого «близкого знакомства» у некоторых юристов могут сформироваться представления о преступниках как от рождения агрессивных, злобных, не поддающихся никакому перевоспитанию людях, по отношению к которым все средства дозволены и хороши.
Вообще контактирование с преступниками, особенно рецидивистами, способными легко «переступить черту», разделяющую добро и зло, действует крайне отрицательно. Зло, как чума, заразно, поэтому многие юристы (представители правоохранительных органов) нуждаются в постоянном подтверждении правильности выбранной ими ценностной ориентации, в нравственно-психологической самозащите, «иммунитете» ко злу во всех его проявлениях.
Юридическая этика в значительной мере как раз и способна активизировать этот иммунитет, создать у специалиста нравственно-психологическую защиту.
Изучение курса юридической этики позволит правоведу сформировать целостное представление не только об обществе, о человеке, людях вообще, но и о самом себе. Познание самого себя, определение нравственных границ своего существования, осмысление возможности и беспредельности морального и профессионального совершенства являются для юриста жизненно необходимыми.
Величайшую нравственную ценность представляют собой основные права человека - юридически выраженные его свобода и достоинство. Фактическая реализация этих прав является условием одобрения человеческого счастья, ибо права человека по существу есть его устремления к счастью, признанные законом.
Профессия юриста, особенно правоохранительная деятельность, в силу противоборства с преступниками, использования специфических сил и средств достаточно часто ставит специалиста в ситуацию нравственного конфликта. Данные конфликты возникают при наличии противоположной направленности мотивов, когда человеку приходится мысленно «взвешивать» общественную необходимость, выраженную в требованиях долга, и идущие вразрез с нею личные желания, когда возникает колебание между выбором близких и отдаленных целей, когда личность тревожит выбор между большим и меньшим злом и т.д.
Нравственно допустимое поведение укладывается в рамки морали, но вследствие стечения объективных обстоятельств не является идеальным с точки зрения этических критериев. Когда говорят о нравственно допустимом поступке или поведении, то, не отрицая его в принципе «нежелательного» характера, тем не менее признают его нравственным.
Конечно, идеалом был бы отказ от применения процессуальных мер принуждения по отношению к нарушителям закона, но это было бы безнравственным по отношению к другим гражданам и обществу, поскольку привело бы к криминальному беспределу. Поэтому в ст. 10 Закона РБ «Об оперативно-розыскной деятельности» закреплено положение о том, что «для защиты жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам личности или государства должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга».
Конкретный поступок человека может не нести в себе высшие идеалы гуманизма, но быть необходимым для достижения благородной цели. Допустимое поведение - это наиболее приемлемое в данных условиях с точки зрения всех критериев поведения. Следовательно, понятие нравственной допустимости означает придание положительной оценки таким действиям, которые не выступают идеалом нравственности, но являются наиболее нравственными в тех или иных условиях. Идеальное... поведение соответствует требованиям нормы-идеала, допустимое поведение - требованиям нормы-меры. Норма-мера указывает не на цель, а на границы поведения, которое можно назвать нравственным».
Допустимое поведение не достигает нравственного идеала, но является нормальным для данных конкретных обстоятельств.
Как правило, оно возникает в ситуации морального конфликта и выражает предел возможного отступления от нравственных норм в случае их столкновения. Так, конфликтное столкновение двух нравственных норм - необходимости обеспечения безопасности личности, общества и государства от преступных посягательств и недопустимости ограничения личной свободы человека - порождает компромиссную норму, которая допускает ограничение личной свободы, но в строго определенных законом пределах.
Нравственная допустимость устанавливает предел, границу, за которой начинается безнравственное. Критерием для определения этого предела являются не субъективные аргументы, а совокупность реальных условий.
С точки зрения нравственной допустимости возможно решить и проблему так называемого добродетельного обмана, к которому относится, в частности, дезинформация противника, легендирование оперативно-розыскной деятельности и некоторые другие средства правоохранительной деятельности.
В содержании нравственно допустимого поведения важен психологический аспект, который заключается в понимании того, что в данных условиях именно такое поведение является единственно возможным, т.е. в наибольшей степени отвечающим этическим требованиям. Это позволяет человеку обрести уверенность в правильности своих действий и в то же время не позволяет ему переступить черту, отделяющую допустимое поведение от недопустимого.
- Опорный конспект лекций по курсу «юридическая этика»
- Тема1 Тема 1. Этика как учение о морали. Мораль и право – основа деятельности юриста
- Тема 2. Понятие, предмет и система юридической этики
- Тема 3. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности.
- Тема 4. Этические аспекты профессиональной деятельности юриста.
- Тема 6. Профессиональная этика сотрудников овд
- Тема 7. Этика оперативно- розыскной и следственной деятельности.
- Тема 8. Нравственные начала государственного обвинения
- Тема 9. Этические основы деятельности адвоката
- Тема 10. Судебная этика: ее содержание и значение
- Тема 11. Причины возникновения и пути преодоления деформации культурно-нравственной сферы личности юриста