Тема1 Тема 1. Этика как учение о морали. Мораль и право – основа деятельности юриста
Слово «мораль» — древнегреческого происхождения. Латинские mos, mores почти полностью по своему значению совпадают с греческим ethos (характер, нрав, приобретаемый в общении и проявляемый в общении) и moralis (нравственный). Это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему.
Мораль необходимо рассматривать в трех аспектах, как:
- способ нормативного регулирования действий человека в обществе;
- вид общественных отношений;
- особую форму общественного сознания.
Существует множество теорий происхождения морали. Основными являются:
1) религиозная (мораль дается человеку от бога);
2) натуралистическая (мораль присуща человеку изначально, заложена в нем самой природой);
3) социологизаторская (мораль возникла в связи с социально-историческими условиями и потребностями общества);
4) культурологическая (мораль возникла в связи с социально-культурными условиями).
Необходимо знать, что структуру морали образуют следующие элементы:
Моральное сознание (элемент морали представляющий ее идеальную субъективную строну; субъективный способ бытия нравственных отношений).
Моральные отношения (возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер).
Моральное поведение, деятельность (нравственно-мотивированные и целенаправленные действия человека).
Моральные принципы (форма выражения нравственных требований в наиболее общем виде, раскрывающая содержание нравственности).
Моральные нормы (социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе, выполнение которых базируется на силе общественного мнения и внутренних убеждениях). Моральные идеалы (понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям моральные, нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности с высокими моральными качествами).
Необходимо выделить следующие функции морали:
1) регулятивная (регулирует поведение людей);
2) ценностно-ориентирующая (ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей и позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения);
3) познавательная (позволяет познавать смысл явлений в результате практического освоения);
4) воспитательная;
5) оценочная (позволяет оценивать действительность с позиций добра и зла и т.п.);
6) мотивационная (позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации);
7) коммуникативная (мораль является средством передачи информации о ценностях жизни, является формой нравственных контактов людей).
Перечисленные функции морали играют важную роль и в юридической этике. Мораль в юридической этике выступает, главным образом, дополнительной гарантией четкого, точного и неукоснительного выполнения правовых норм. Она также оказывает непосредственное воздействие на формирование позитивных профессиональных качеств и установок у различных категорий юристов (дознавателей, следователей, прокуроров, судей и т.д.).
Необходимо отметить, что средством регулирования взаимоотношений и поведения людей, в том числе и юристов, как определенная побудительная сила, являются этические категории и принципы. Они пронизывают всю жизнь людей, даже тех, кто не имеет представления об их научной трактовке. Этические категории и принципы определяют содержание права, присутствуют в законодательных актах, в том числе регулирующих конкретную деятельность юриста. Знакомство с их сущностью необходимо юристу как для изучения и понимания права, так и для практической деятельности по его применению.
Категории этики - это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали.
Категории этики объективны по содержанию и субъективны по форме. Объективность содержания означает, что в них сконцентрировано то, что есть в реальной жизни и не зависит от сознания людей.
Субъективность формы означает, что объективное содержание может по-разному оцениваться людьми. Эта оценка зависит от ряда факторов, интеллектуального развития личности, ее нравственной культуры, а также от образа жизни. Именно этим объясняется то обстоятельство, что нравственная оценка одного и того же жизненного события разными людьми часто бывает различной.
Применительно к профессиональной деятельности юриста следует рассмотреть следующие основные категории этики:
Добро и зло - наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.
Добро - категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности.
Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно.
Оценка чести - это оценка общественного мнения, а оценка достоинства - это прежде всего дело самой личности. Таким образом, категории чести и достоинства практически совпадают по содержанию, но различаются по форме.
Профессиональная честь - это признание общественным мнением и осознание самим сотрудником высокой социальной ценности, необходимости и важности самоотверженного выполнения своего долга.
Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит.
Необходимо знать, что репутация - это мнение о нравственном облике человека или социальной группы, сложившееся у окружающих, основанное на предшествующем поведении. Репутация социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течении достаточно длительного периода их деятельности.
Ответственность - категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемому с позиций возможностей личности.
Ответственность - обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.
Основополагающими принципами морали в профессиональной деятельности юриста являются:
1. Гуманизм (от латинского humanus - человечный) - принцип мировоззрения, означающий признание человека высшей ценностью, содержащий идею о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.
Необходимо разделять реальный гуманизм и абстрактный. Реальный гуманизм допускает насилие, но только вынужденное. Это насилие - тоже зло, но меньшее, чем может быть. Желательно, чтобы насилие со стороны сотрудников милиции было адекватно возникшей ситуации.
Наказание тоже имеет гуманный смысл, который заключается в попытке дать преступнику возможность исправления, раскаяния (условное осуждение).
2, Принцип справедливости является важнейшим нравственным принципом. Справедливость охватывает все области человеческих отношений. Сегодня под справедливостью понимается представление людей о современном обществе, об одинаковых для всех возможностях, правах и обязанностях.
Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие «юстиция» по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, - представитель справедливости.
3. Принцип законности - принцип, направленный на всемерную охрану прав и законных интересов граждан на основе равенства всех перед законом. Принцип законности закреплен в Конституции Республики Беларусь и во всех отраслях права.
Принцип законности означает верховенство закона в системе юридических актов, строгое выполнение законов органами государства, государственными служащими, гражданами и общественными организациями. Строгое и точное соблюдение законности является основой профессиональной деятельности юриста.
4. Принцип демократизма. Демократия означает форму политической организации общества, основанную на признании народа в качестве источника власти. Термин «демократия» используется также для обозначения принципов деятельности государственных органов, политических партий и общественных объединений, трудовых коллективов. Основными признаками демократии являются: равноправие граждан, верховенство закона, свобода слова, печати, критики, свобода высказывания мыслей, ответственность и дисциплина и т.д. Условия демократии требуют от личности юриста гуманности, уважения и терпимости к другим людям, ответственного поведения и самоконтроля.
5. Коллективизм - это принцип морали, выражающий социально-нравственную сущность единства общественных и личных интересов людей, их солидарность, товарищеское сотрудничество..
Мораль и право - два самостоятельных института социального регулирования, они взаимодействуют, но взаимодействуют именно как особые, суверенные явления, каждое из которых при регулировании общественных отношений выполняет свои особые функции и имеет свою особую ценность.
Мораль и право представляют собой сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность, нормативные сферы (нравственные и правовые нормы).
Нормативность - свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регулирования во многом совпадают, но регулирование осуществляется специфичными для каждого
из регуляторов средствами. Единство общественных отношений с необходимостью определяет общность правовой и моральной систем.
Общее в правовой и моральной системах определяется не только входящими в них общественными отношениями, но и характером взаимодействия внутренних структурных элементов этих систем, прямыми и обратными связями между отношениями, сознанием, нормами, диалектикой взаимопереходов одних элементов в другие.
Общественные отношения и соответствующие формы сознания синтезируются в устойчивых формах взаимодействия людей - правовых и нравственных.
Правовые и нравственные нормы имеют общее целевое назначение -воздействие на поведение людей. Кроме того, они являются фиксацией сущего и формируют на его основе должное.
Моральные нормы, оценивающие, отношения с позиции добра, зла, совести, долга, честности, способны нравственно интерпретировать и регулировать все общественные отношения, в том числе и правовые. Моральные нормы проникают в самые различные общественные отношения также и потому, что представляют собой универсальные критерии оценки. Правовые отношения воздействие норм морали «ощущают» всегда. Право является моральным по своей аксиологической характеристике. Практически не существуют регулируемые правом социальные связи, которые в конечном счете не подлежали бы моральным оценкам и, следовательно, моральному регулированию.
В правовой системе можно встретить нормы, правила, не несущие этической нагрузки. Например, предусмотренная законом форма протокола судебного заседания или порядок нотариального удостоверения документов не затрагивают каких-либо моральных ценностей. Однако введение любых юридических правил преследует цель упорядочить общественные отношения, внести четкость и определенность во взаимоотношения субъектов права, что не может быть безразлично для морали.
Таким образом, мораль - это ценностный критерий права, важный фактор совершенствования правовых систем. Под влиянием морального фактора право обогащается: расширяется его нравственная основа, усиливается моральная обоснованность правовых предписаний, повышается авторитет.
Сегодня получает распространение точка зрения о возможности и допустимости «неморального» права, о несоответствии правовых норм требованиям морали (допустимость абортов, смертной казни и т.п.). На это
необходимо возразить, что правовая норма всегда выражает, опосредует общественную ценность, и в связи с этим находится в моральной сфере действия. Даже «непопулярные законы» при соответствующем уровне правосознания находят у населения «моральное оправдание» и по своему содержанию могут быть «вненравственными», но никак не «безнравственными». Безнравственный закон отторгается обществом и либо переходит в категорию «мертвых законов», либо под его действием общество разрушается (геноцид).
Право не призвано внедрять нравственные идеалы, передовую мораль, но должно выражать элементарные общепризнанные, общечеловеческие моральные начала, воплощать и актуализировать такую ценность, как справедливость, быть носительницей человеческого начала - нравственно-правовых требований свободы юности, должно быть направлено на обеспечение нравственных целей функционирования и развития общества.
Нравственные начала все больше проникают в ткань правовой материи, усиливая моральную обоснованность правовых предписаний, и, с другой стороны, право проникает в толщу нравственной жизни общества. Правовые требования не только получают моральное обоснование, но и, в свою очередь, сами обогащают мораль новыми представлениями.
Правовые нормы играют большое значение для восприятия и более глубокого осмысления идеалов морали, развития ее принципов, для совершенствования реализации нравственных нор.1 и, в целом, для повышения эффективности нравственного регулирования.
Роль права в отношении нравственности можно определить следующим образом:
1) правовые средства используются для поощрения такого поведения людей, которое соответствует требование нравственности;
2) правовые средства способствуют более глубокому и правильному усвоению людьми смысла и содержания нравственных целей общества;
3) право является средством охраны нравственных ценностей;
4) право служит целям искоренения пережитков прошлого, предотвращения поступков и действий, противоречащих принципам и идеалам нравственности.
Целесообразно определить основные нравственные функции права, на реализацию которых должна быть направлена каждая правовая норма.
Это:
1) нравственно-информационная (право закрепляет в системе норм все нравственные ценности общества);
2) нравственно-защитная (право охраняет все нравственные ценности общества, в том числе права и свободы граждан, их общественные формирования);
3) нравственно-стимулирующая (право указывает на пути, средства совершенствования нравственных ценностей и качеств).
Таким образом, право также воздействует на общественную мораль, нравственность и способствует более глубокому их укреплению в обществе.
- Опорный конспект лекций по курсу «юридическая этика»
- Тема1 Тема 1. Этика как учение о морали. Мораль и право – основа деятельности юриста
- Тема 2. Понятие, предмет и система юридической этики
- Тема 3. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности.
- Тема 4. Этические аспекты профессиональной деятельности юриста.
- Тема 6. Профессиональная этика сотрудников овд
- Тема 7. Этика оперативно- розыскной и следственной деятельности.
- Тема 8. Нравственные начала государственного обвинения
- Тема 9. Этические основы деятельности адвоката
- Тема 10. Судебная этика: ее содержание и значение
- Тема 11. Причины возникновения и пути преодоления деформации культурно-нравственной сферы личности юриста