logo
Юридическая этика

Тема1 Тема 1. Этика как учение о морали. Мораль и право – основа деятельности юриста

Слово «мораль» — древнегреческого происхождения. Латинские mos, mores почти полностью по своему значению совпадают с греческим ethos (ха­рактер, нрав, приобретаемый в общении и проявляемый в общении) и moralis (нравственный). Это специфический способ духовно-практичес­кого освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему.

Мораль необходимо рассматривать в трех аспектах, как:

- способ нормативного регулирования действий человека в обществе;

- вид общественных отношений;

- особую форму общественного сознания.

Существует множество теорий происхождения морали. Основными являются:

1) религиозная (мораль дается человеку от бога);

2) натуралистическая (мораль присуща человеку изначально, за­ложена в нем самой природой);

3) социологизаторская (мораль возникла в связи с социально-исто­рическими условиями и потребностями общества);

4) культурологическая (мораль возникла в связи с социально-куль­турными условиями).

Необходимо знать, что структуру морали образуют следующие эле­менты:

  1. Моральное сознание (элемент морали представляющий ее идеальную субъективную строну; субъективный способ бытия нравственных отношений).

  2. Моральные отношения (возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер).

  3. Моральное поведение, деятельность (нравственно-мотивированные и целенаправленные действия человека).

Моральные принципы (форма выражения нравственных требований в наиболее общем виде, раскрывающая содержание нравственности).

Моральные нормы (социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе, выполнение кото­рых базируется на силе общественного мнения и внутренних убеждениях). Моральные идеалы (понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям моральные, нравственные требования выражаются в виде образа нравствен­но совершенной личности с высокими моральными качествами).

Необходимо выделить следующие функции морали:

1) регулятивная (регулирует поведение людей);

2) ценностно-ориентирующая (ориентирует человека в мире окру­жающих его культурных ценностей и позволяет выявить наибо­лее нравственные оценки и линии поведения);

3) познавательная (позволяет познавать смысл явлений в результа­те практического освоения);

4) воспитательная;

5) оценочная (позволяет оценивать действительность с позиций добра и зла и т.п.);

6) мотивационная (позволяет человеку оценивать и по возможно­сти оправдывать свое поведение с помощью нравственной мо­тивации);

7) коммуникативная (мораль является средством передачи инфор­мации о ценностях жизни, является формой нравственных кон­тактов людей).

Перечисленные функции морали играют важную роль и в юридиче­ской этике. Мораль в юридической этике выступает, главным образом, до­полнительной гарантией четкого, точного и неукоснительного выполнения правовых норм. Она также оказывает непосредственное воздействие на формирование позитивных профессиональных качеств и установок у раз­личных категорий юристов (дознавателей, следователей, прокуроров, су­дей и т.д.).

Необходимо отметить, что средством регулирования взаимоотноше­ний и поведения людей, в том числе и юристов, как определенная побуди­тельная сила, являются этические категории и принципы. Они пронизыва­ют всю жизнь людей, даже тех, кто не имеет представления об их научной трактовке. Этические категории и принципы определяют содержание пра­ва, присутствуют в законодательных актах, в том числе регулирующих конкретную деятельность юриста. Знакомство с их сущностью необходимо юристу как для изучения и понимания права, так и для практической дея­тельности по его применению.

Категории этики - это основные понятия этической науки, отра­жающие наиболее существенные стороны и элементы морали.

Категории этики объективны по содержанию и субъективны по фор­ме. Объективность содержания означает, что в них сконцентрировано то, что есть в реальной жизни и не зависит от сознания людей.

Субъективность формы означает, что объективное содержание мо­жет по-разному оцениваться людьми. Эта оценка зависит от ряда факто­ров, интеллектуального развития личности, ее нравственной культуры, а также от образа жизни. Именно этим объясняется то обстоятельство, что нравственная оценка одного и того же жизненного события разными людьми часто бывает различной.

Применительно к профессиональной деятельности юриста следует рассмотреть следующие основные категории этики:

Добро и зло - наиболее общие формы моральной оценки, разгра­ничивающие нравственное и безнравственное.

Добро - категория этики, объединяющая все, имеющее положитель­ное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности.

Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинст­ва, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает лю­дей дифференцированно.

Оценка чести - это оценка общественного мнения, а оценка достоин­ства - это прежде всего дело самой личности. Таким образом, категории чести и достоинства практически совпадают по содержанию, но различа­ются по форме.

Профессиональная честь - это признание общественным мнением и осознание самим сотрудником высокой социальной ценности, необходимости и важности самоотверженного выполнения своего долга.

Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит.

Необходимо знать, что репутация - это мнение о нравственном об­лике человека или социальной группы, сложившееся у окружающих, осно­ванное на предшествующем поведении. Репутация социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуу­мов в течении достаточно длительного периода их деятельности.

Ответственность - категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемому с пози­ций возможностей личности.

Ответственность - обязанность и необходимость давать отчет в сво­их действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.

Основополагающими принципами морали в профессиональной дея­тельности юриста являются:

1. Гуманизм (от латинского humanus - человечный) - принцип миро­воззрения, означающий признание человека высшей ценностью, содержа­щий идею о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.

Необходимо разделять ре­альный гуманизм и абстрактный. Реальный гуманизм допускает насилие, но только вынужденное. Это насилие - тоже зло, но меньшее, чем может быть. Желательно, чтобы насилие со стороны сотрудников милиции было адекватно возникшей ситуации.

Наказание тоже имеет гуманный смысл, который заключается в по­пытке дать преступнику возможность исправления, раскаяния (условное осуждение).

2, Принцип справедливости является важнейшим нравственным принципом. Справедливость охватывает все области человеческих отно­шений. Сегодня под справедливостью понимается представление людей о современном обществе, об одинаковых для всех возможностях, правах и обязанностях.

Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие «юстиция» по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, - представитель справедливости.

3. Принцип законности - принцип, направленный на всемерную ох­рану прав и законных интересов граждан на основе равенства всех перед законом. Принцип законности закреплен в Конституции Республики Бела­русь и во всех отраслях права.

Принцип законности означает верховенство закона в системе юри­дических актов, строгое выполнение законов органами государства, государственными служащими, гражданами и общественными организациями. Строгое и точное соблюдение законности является основой профессио­нальной деятельности юриста.

4. Принцип демократизма. Демократия означает форму политиче­ской организации общества, основанную на признании народа в качестве источника власти. Термин «демократия» используется также для обозна­чения принципов деятельности государственных органов, политических партий и общественных объединений, трудовых коллективов. Основными признаками демократии являются: равноправие граждан, верховенство за­кона, свобода слова, печати, критики, свобода высказывания мыслей, от­ветственность и дисциплина и т.д. Условия демократии требуют от лично­сти юриста гуманности, уважения и терпимости к другим людям, ответст­венного поведения и самоконтроля.

5. Коллективизм - это принцип морали, выражающий социально-нравственную сущность единства общественных и личных интересов лю­дей, их солидарность, товарищеское сотрудничество..

Мораль и право - два самостоятельных института социального регу­лирования, они взаимодействуют, но взаимодействуют именно как особые, суверенные явления, каждое из которых при регулировании общественных отношений выполняет свои особые функции и имеет свою особую цен­ность.

Мораль и право представляют собой сложные системы, включаю­щие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отно­шения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность, нормативные сферы (нравственные и правовые нормы).

Нормативность - свойство морали и права, позволяющее регулиро­вать поведение людей. При этом объекты их регулирования во многом совпадают, но регулирование осуществляется специфичными для каждого

из регуляторов средствами. Единство общественных отношений с необхо­димостью определяет общность правовой и моральной систем.

Общее в правовой и моральной системах определяется не только входящими в них общественными отношениями, но и характером взаимо­действия внутренних структурных элементов этих систем, прямыми и об­ратными связями между отношениями, сознанием, нормами, диалектикой взаимопереходов одних элементов в другие.

Общественные отношения и соответствующие формы сознания син­тезируются в устойчивых формах взаимодействия людей - правовых и нравственных.

Правовые и нравственные нормы имеют общее целевое назначение -воздействие на поведение людей. Кроме того, они являются фиксацией сущего и формируют на его основе должное.

Моральные нормы, оценивающие, отношения с позиции добра, зла, совести, долга, честности, способны нравственно интерпретировать и ре­гулировать все общественные отношения, в том числе и правовые. Мо­ральные нормы проникают в самые различные общественные отношения также и потому, что представляют собой универсальные критерии оценки. Правовые отношения воздействие норм морали «ощущают» всегда. Право является моральным по своей аксиологической характеристике. Практически не существуют регулируемые правом социальные связи, ко­торые в конечном счете не подлежали бы моральным оценкам и, следова­тельно, моральному регулированию.

В правовой системе можно встретить нормы, правила, не несущие этической нагрузки. Например, предусмотренная законом форма протоко­ла судебного заседания или порядок нотариального удостоверения доку­ментов не затрагивают каких-либо моральных ценностей. Однако введение любых юридических правил преследует цель упорядочить общественные отношения, внести четкость и определенность во взаимоотношения субъ­ектов права, что не может быть безразлично для морали.

Таким образом, мораль - это ценностный критерий права, важный фактор совершенствования правовых систем. Под влиянием морального фактора право обогащается: расширяется его нравственная основа, усили­вается моральная обоснованность правовых предписаний, повышается ав­торитет.

Сегодня получает распространение точка зрения о возможности и допустимости «неморального» права, о несоответствии правовых норм требованиям морали (допустимость абортов, смертной казни и т.п.). На это

необходимо возразить, что правовая норма всегда выражает, опосредует общественную ценность, и в связи с этим находится в моральной сфере действия. Даже «непопулярные законы» при соответствующем уровне правосознания находят у населения «моральное оправдание» и по своему содержанию могут быть «вненравственными», но никак не «безнравствен­ными». Безнравственный закон отторгается обществом и либо переходит в категорию «мертвых законов», либо под его действием общество разруша­ется (геноцид).

Право не призвано внедрять нравственные идеалы, передовую мо­раль, но должно выражать элементарные общепризнанные, общечеловече­ские моральные начала, воплощать и актуализировать такую ценность, как справедливость, быть носительницей человеческого начала - нравственно-правовых требований свободы юности, должно быть направлено на обеспечение нравственных целей функционирования и развития общества.

Нравственные начала все больше проникают в ткань правовой мате­рии, усиливая моральную обоснованность правовых предписаний, и, с дру­гой стороны, право проникает в толщу нравственной жизни общества. Правовые требования не только получают моральное обоснование, но и, в свою очередь, сами обогащают мораль новыми представлениями.

Правовые нормы играют большое значение для восприятия и более глубокого осмысления идеалов морали, развития ее принципов, для со­вершенствования реализации нравственных нор.1 и, в целом, для повыше­ния эффективности нравственного регулирования.

Роль права в отношении нравственности можно определить следую­щим образом:

1) правовые средства используются для поощрения такого поведе­ния людей, которое соответствует требование нравственности;

2) правовые средства способствуют более глубокому и правильно­му усвоению людьми смысла и содержания нравственных целей общества;

3) право является средством охраны нравственных ценностей;

4) право служит целям искоренения пережитков прошлого, пре­дотвращения поступков и действий, противоречащих принци­пам и идеалам нравственности.

Целесообразно определить основные нравственные функции права, на реализацию которых должна быть направлена каждая правовая норма.

Это:

1) нравственно-информационная (право закрепляет в системе норм все нравственные ценности общества);

2) нравственно-защитная (право охраняет все нравственные цен­ности общества, в том числе права и свободы граждан, их обще­ственные формирования);

3) нравственно-стимулирующая (право указывает на пути, средст­ва совершенствования нравственных ценностей и качеств).

Таким образом, право также воздействует на общественную мораль, нравственность и способствует более глубокому их укреплению в обществе.