5. Особливості естетичного знання в епоху Античності.
Для античності естетичним ідеалом виступає образ довершеної, ідеальної людини, в якому гармонійно злиті воєдино прекрасне внутрішнє і прекрасне зовнішнє, гармонія душі і тіла.
Античные мыслители сформулировали главнейшие проблемы эстетики: вопрос об отношении эстетического сознания к действительности, о природе искусства, о сущности творческого процесса, о месте искусства в жизни общества. Они разработали теорию эстетического воспитания. Велика заслуга античных мыслителей в анализе эстетических категорий: прекрасное, мера, гармония, трагическое, комическое, ирония и др. Эстетические понятия в их теориях получили глубокую и всестороннюю интерпретацию.
Античная эстетика представляет собой часть древнегреческой и древнеримской культур, которые, как известно, достигли наиболее высокой ступени развития в сравнении с древнейшими цивилизациями восточных народов. Античная эстетическая мысль достигла высшего расцвета в классический период, т. е. в промежуток от VII в. до н. э. до III в. н. э. К этому времени относятся «Илиада» и «Одиссея» Гомера, эпические поэмы Гесиода. Пышно расцветают лирика, драма, исторические повествования, ораторское искусство. Непреходящие ценности создаются в архитектуре, скульптуре. Кульминационного пункта достигает философская мысль. Основоположники марксизма-ленинизма очень высоко ценили культурные завоевания древних греков классического периода. Касаясь произведений греческого искусства, Маркс говорил о том, что они «еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 12. - С. 737).
Многие эстетические положения античности сохранили свое значение по сей день. Античные мыслители сформулировали главнейшие проблемы эстетики: вопрос об отношении эстетического сознания к действительности, о природе искусства, о сущности творческого процесса, о месте искусства в жизни общества. Они разработали теорию эстетического воспитания. Велика заслуга античных мыслителей в анализе эстетических категорий прекрасного, меры, гармонии, трагического, комического, иронии и др. Эстетические понятия в их теориях получили глубокую и всестороннюю интерпретацию. Обращаясь к этим проблемам в настоящее время, мы не можем игнорировать идеи античных эстетиков.
Эстетические понятия и термины оформляются уже в ранней греческой литературе — в эпосе Гомера и Гесиода. У Гомера встречаются важнейшие эстетические термины: «прекрасный», «красота», «гармония» и др. В «Илиаде» и «Одиссее» дано описание плясок, рассказывается о том, какое место занимали пение и музыка в жизни греков. Рациональные мысли Гомера об искусстве причудливо сочетаются у него с мифологическими представлениями. Сочетание мифологического и рационального мы встречаем и у Гесиода, поэта конца VIII в. до н. э., автора поэм «Труды и дни» и «Теогония». Красота и добро у него мыслятся как исходящие от богов. Художественное творчество он также считает актом божественным.
- 1. Предмет і об’єкт естетики.
- 2. Особливості виникнення і становлення естетики як науки.
- 3. Структура естетичного знання.
- 4. Функції естетики.
- 5. Особливості естетичного знання в епоху Античності.
- 6. Особливості естетичної думки Середньовіччя.
- 7. Особливості естетичної думки Відродження.
- 8. Естетичні погляди доби Нового часу
- 9. Нормативні естетичні системи.
- 10. Модерн та постмодерн як напрями естетичного знання.
- 11.«Каллокагатія», «катарсис», «мімесіс» як основні напрями античної естетики
- 12. Естетичні почуття як компонент структури естетичної свідомості
- 13. Естетичний смак як компонент структури естетичної свідомості
- 14. Естетичний ідеал як компонент структури естетичної свідомості
- 15. Естетичне як мета категорія естетики
- 16. Міра, гармонія і хаос як естетичні категорії
- 17. Прекрасне і потворне як естетичні категорії
- 18. Піднесене і низьке як естетичні категорії
- 19. Комічне і трагічне як естетичні категорії
- 20.Добро і зло як естетичні категорії