1,Этические учения Древней Индии
Социокультурные предпосылки древнеиндийской этики
Общим литературным источником для культуры Древней Индии были Веды - сборник религиозных текстов, гимнов, ритуалов, В связи с этим этическая традиция в целом оформилась как религиозная.
Древнеиндийское общество представляло собой образец традиционного общества с кастовой социальной структурой. Поскольку прижизненное изменение кастового статуса было для индивида неосуществимым, «учение о правильной жизни» предписывало ему в социальном плане тщательное исполнение обычаев и традиций своей касты, а в духовном - стремление за пределы материально-чувственной реальности. Реинкарнация (перерождение в новом теле) считалась способом преодоления кастовой ограниченности в земной жизни.
Особенности древнеиндийской этики, обусловленные указанными выше социокультурными предпосылками:
1) непрерывность этической традиции, сохранение на протяжении столетий категориального аппарата и общей системы мировосприятия;
2) религиозный характер подавляющего большинства этических учений;
3) аскетическая жизнь считалась наиболее предпочтительным «путем правильной жизни»;
4) неиндивидуалистическая ценностная ориентация индивида, согласно которой задача личности - раствориться в духовном первоначале.
Основные понятия древнеиндийской этической традиции:
брахман - духовное первоначало мира;
майя — материальный мир, все телесное, чувственное, представляющее собой «великую иллюзию»;
сансара - «колесо перерождений», понятие, обозначающее идею посмертного переселения душ, реинкарнацию;
карма — в этике: закон справедливого воздаяния, обусловливающий характер реинкарнации;
нирвана — угасание чувственности, забвение майи, избавление от сансары, прекращение перерождений и слияние с брахманом, «высшее блаженство».
Основные учения в этике Древней Индии:
Буддизм базируется на «четырех благородных истинах»:
• жизнь есть зло и страдание;
• причиной страданий являются наши желания и жажда жизни;
• чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний;
• к избавлению от желаний ведет «восьмеричный путь спасения», который уже на первой ступени предполагает воздержание от лжи, от причинения зла живому, от воровства, от чувственных удовольствий, эгоистических мотивов и концентрации на собственной личности. Буддизм не предполагает жесткого аскетизма, предпочитая «срединный путь».
Джайнизм отличался чрезвычайным фанатизмом в исполнении аскетических предписаний. Предполагалось буквально следовать требованию «не причинять зло живому», не только избегать чувственных наслаждений, но и постоянно изнурять тело аскетическими упражнениями с целью разорвать всякую связь с материальной действительностью.
Йога сделала акцент на психофизических методах очищения души с целью достижения полного самоконтроля. На первой ступени йоги предполагалась реализация 5 принципов: ненасилия, правдивости, целомудрия, запрета на воровство и собственность. Второй уровень самосовершенствования требовал выполнения 5 правил: чистоты, удовлетворенности, аскетизма, изучения Вед и преданности Богу.
- Тема 1. История этических учений Лекция 1
- 1,Этические учения Древней Индии
- 2.Этические учения Древнего Китая
- 3.Этические учения Древней Греции
- 1. Евангельская моральная доктрина
- 2. Этика средневековья. Августин Блаженный.
- 3. Специфика гуманизма в эпоху Возрождения
- 4. Особенности и основные проблемы этики Нового времени.
- Этические учения хех и XX веков
- 2. Этические направления в XIX веке
- 3. Некоторые учения в этике XX века
- Тема 2. Историческое развитие нравственности
- 3. Взаимодействие религиозной морали с традиционной нравственностью
- 3. Нравственная система советского общества
- Тема 3. Теория морали
- 2. Антиномии в морали.
- 4. Функции морали
- Тема 4. Высшие моральные ценности
- 3, Ситуация нравственного выбора
- 2. Выбор между разными видами нравственного поведения:
- 4. Структура нравственного поступка
- 2. Счастье как нравственная ценность