logo search
Конспект лекций по этике

Этические учения хех и XX веков

1. Этика И.Канта (1724-1804)

Заслугой немецкого философа является создание теории морали, опреде­ление ее специфики по сравнению с другими социальными и духовными явле­ниями. Кант выступил против натурализма: мораль не вытекает из природы че­ловека, мораль вменяется ему в обязанность, главное ее понятие — долг. Но как возможно, чтобы человек, который по природе своей следует склонностям и стремится к счастью, исполнял долг?

Для ответа на этот вопрос Кант создал теоретическую конструкцию, в ко­торой разделил бытие на два слоя:

1. Человек как «вещь-для-нас». т.е. в сфере явлений, выглядит как обы­денное существо, стремящееся к счастью. При этом он не свободен, связан об­стоятельствами и совершает поступки легальные, но не моральные. К легаль­ным относятся:

• правовые поступки, совершаемые из страха перед законным наказанием;

• целесообразные поступки, совершаемые из стремления к пользе;

• приличные поступки, совершаемые из уважения к общественному мнению.

Все легальные поступки совершаются не ради них самих, а ради чего-то другого, к чему они ведут, они не самоценны.

2. Человек как «вещь-в-себе». т.е. в сущности своей, свободен для совер­шения собственно моральных поступков. Ведь свободен тот, кто живет по за­кону, порожденному собственной сущностью. В этом слое своего бытия чело­век способен следовать долгу как своему собственному внутреннему закону. Моральный долг вменяется индивиду не извне, а изнутри.

Единый и безусловный закон долга, укорененный в чистом практическом разуме, Кант назвал категорическим императивом (категорическим требовани­ем). В пересказе он гласит: поступай так, чтобы твои мотивы могли стать прин­ципом всеобщего законодательства, т.е. моральны те побуждения, которые могли бы стать всеобщей нормой. Речь идет именно об универсальности моти­вов, но не поступков, которые происходят в мире «вещей-для-нас». Таким образом, совершая нравственный выбор, мы выбираем этим и судьбу человечества.

Моральный закон, согласно Канту, имеет приоритет перед всеми другими видами норм, в том числе перед религиозными. Нравственное поведение чело­века не может зависеть от загробного воздаяния (иначе оно будет легальным), оно должно быть автономным. Есть Бог или нет (а это по Канту недоказуемо и неопровержимо), это в морали ничего не меняет. Мораль не вытекает из рели­гии. Зато сама религия вытекает из морали, ведь в морали мы ведем себя так, как будто есть Бог, который гарантирует истинность нравственных правил и воздаяние за их исполнение. А поскольку фактически наблюдается следствие (мораль), значит, есть и причина этого (Бог), Таково моральное доказательство бытия Бога, выдвинутое ЯКантом.