logo search
Конспект лекций по этике

2. Этика средневековья. Августин Блаженный.

Средневековая этика стала подробным интеллектуальным обоснованием христианской нравственной позиции. При этом обнаружился ряд этических проблем:

1) проблема оправдания Бога за существующее в мире зло, разработанная в рамках теодицеи (учения о богооправдании);

2) проблема соотношения божественной благодати и свободной воли че­ловека в его нравственном поведении;

3) проблема спасения души.

Августин Блаженный (4-5 в.) последовательно разрешил указанные про­блемы с христианских позиций. Его личный опыт обращения в христианство в возрасте 33 лет стал основой бескомпромиссного следования доктрине. Соглас­но Августину, источником морали является Бог, и только Бог. Сама Его воля и есть нравственность. При этом Бог не связан никакими нравственными прави­лами, в противном случае существовали бы правила выше Бога, а это невоз­можно по определению. Все, что исходит от Бога, - благо, поэтому наш мир -наилучший из всех возможных, и подлинного зла в нем нет. Зло трактуется Ав­густином как недостаток добра, испорченное добро, меньшее добро в сравнении с большим, и, наконец, человеческая точка зрения на происходящее: то, что человеку кажется злом, в целокупности Божественного замысла оборачивается добром. В целом источник зла не в Боге, а в человеке и его свободной воле, в ее неправильном употреблении. Правильное употребление свободной воли заклю­чается в свободном подчинении ее воле Бога. Спасение души, по Августину, также целиком зависит от Божественной благодати. С точки зрения этики пара­доксально, что спасение человека не связано напрямую с его земными поступ­ками, но является актом ничем не обусловленной Божественной милости.