Введение
Может представиться неясным сам термин «эстетика» в применении к природе. Природу все понимают прежде всего как некую естественную данность, не требующую для себя никакого искусства и никакой эстетики. С другой стороны, однако, все искусства без исключения, не говоря уже об обыденном человеческом сознании, упорно говорят о красоте природы, о существующих в ней гармонии, ритме, о лирических или грозных моментах, характерных для тех или иных картин природы. Такого рода явления свидетельствуют о том, что эстетика природы безусловно существует, что она бесконечно разнообразна, способна вызывать в человеческой психике моменты возбуждения и успокоения, чувства величия и огромности, ощущение покоя и умиротворения. Эстетическое воздействие природы на человека несомненно. Но эстетика природы не может строиться на случайных впечатлениях, личных вкусах и, как всякая наука, нуждается в логических определениях, категориях и принципах.
Вот первый тезис, который возникает при систематическом анализе бесконечно разнообразных картин природы и их художественных изображений: эстетика природы возможна лишь тогда, когда она не буквально воспроизводит явления природы, но оказывается их специфической интерпретацией. Картина природы, претендующая на эстетическую значимость, не может быть простым слепком, в ней должна присутствовать та ее конкретизация, которая противоположна простой фотокопии. Эстетическая значимость природы предполагает разнообразную реакцию на окружающую природу. На одного заход солнца производит томительное, тоскливое впечатление. Другой, не испытывая подобного настроения, не перестает удивляться краскам солнечного заката, а редкость и своеобразие комбинаций этих красок поглощает все его внимание. Третьему картина заходящего солнца напоминает лишь о приближении ночи. Точно так же и луна на небосклоне — для одних — предмет поэтических восторгов, для других — объект научного исследования. Любой пейзаж может восприниматься как грустный, веселый, бурный, тревожный или успокоительный.
Само собой разумеется, что природа существовала до человека, существует в течение человеческой истории и будет существовать после исчезновения человека. Тем не менее, эстетика есть чисто человеческое достижение, если не касаться дочеловеческих, чисто животных переживаний и поведения. Однако только человек может создать подлинную эстетику природы, только он один может создавать и развивать свое эстетическое чувство.
Итак, эстетически значимая природа есть результат субъективно-человеческой интерпретации.
Но тут возникает еще одно важное обстоятельство. Ведь даже то простое отражение, которое получает природа в сознании человека, никогда не является только механическим воспроизведением [1]. Человеческое сознание всегда активно. Ему присуща творческая мощь на всех его ступенях — начиная от простого воспроизведения самого обыкновенного предмета, переходя через его мыслительную и эмоциональную обработку и кончая его практическим применением, вплоть до переделывания самой действительности. Может ли в таком случае объективный предмет оставаться в сознании человека мертвым и неподвижным, мелким и пассивным, если даже такой предмет попал в сферу человеческого субъекта? Нет, все хаотическое приобретает в сознании человека вид определенно сконструированной и логически продуманной системы.
Возьмем такой пример. Как бы ни бушевало море, как бы ни тонули корабли и какие бы безумные ужасы не переживались тонущими людьми, все же изображающие эти грозные стихии картины Айвазовского есть нечто вполне продуманное и осознанное, созданное при помощи тех, а не иных красок, логически ясное, созерцательно-успокоительное. Здесь явно требуется какой-то более определенный термин, чем просто интерпретация. Ведь это есть уже такая интерпретация, которая пронизывает фотографическую данность предмета какими-то идеями, далеко выходящими за ее пределы и, что интереснее всего, в то же самое время буквально воплощенными в этой фотографической данности. Во все времена эстетики изыскивали такой термин, который помог бы осмыслить бессмысленную предметную природу и поста- вить ее в соответствие с той или иной человеческой интерпретацией. Модель природы не сводится ни к математическим, ни к механическим формулам. Это одухотворенная структура, вызывающая в человеке свой пафос, свои жизненные идеалы, свое творческое движение вперед. Эстетика природы и должна показать, что в такой эстетически данной природе есть творческого или одухотворенного, что в ней есть человеческого или исторического и что в ней есть живого, разумного или неразумного, но всегда становящегося, развивающегося.
- Предмет эстетического знания.
- Предмет
- 2. Эстетика Средневековья.
- Изменение взглядов на предмет эстетики в последней трети хх в.
- 2. Античная эстетика.
- Виды искусства и их классификация.
- 2. Эстетика Аристотеля.
- Теория мимесиса.
- Реализм
- Эстетика Возрождения.
- Теория катарсиса.
- Эстетика классицизма.
- Прекрасное как эстетическая категория.
- 2. Эстетика немецкого Просвещения. Лессинг. “Лаокоон”.
- Сочинения
- Трагическое как эстетическая категория.
- 2. Эстетика Канта.
- Комическое как эстетическая категория.
- 2. Античная эстетика космоса.
- Возвышенное как эстетическая категория.
- 2. Эстетика эллинизма.
- Кино как вид искусства.
- 2. Эстетика Гегеля.
- Эстетическая деятельность.
- 2. Эстетика французского Просвещения. “Парадокс об актере” д.Дидро.
- Эстетическое сознание.
- Эстетическая деятельность
- Эстетическое сознание.
- 2. Эстетика Леонардо да Винчи. “Книга о живописи”.
- Эстетический вкус.
- Эстетические взгляды н.Буало. “Поэтическое искусство”.
- «Поэтическое искусство»
- Влияние Буало
- «Налой»
- Буало и «спор о древних и новых»
- Классическая и неклассическая эстетика.
- Постнеклассическая эстетика: к вопросу о формировании современного эстетического знания
- 2. Эстетика Платона.
- Основоположения онтологии Платона
- Теория идей Платона
- Проблемы, связанные с теорией идей
- Идея Блага
- Учение о душе
- Дуализм души и тела
- Три части души
- Первый аргумент в пользу бессмертия души
- Второй аргумент в пользу бессмертия души
- Третий аргумент в пользу бессмертия души
- Четвертый аргумент в пользу бессмертия души
- Судьба души человека
- [Править] Учение о познании
- Диалектика Платона
- Политико-правовое учение Платона
- Политические идеи в «Государстве»
- Политические идеи в «Законах»
- Этические взгляды
- Человек
- 1. Дизайн как эстетический феномен.
- 2. Эстетика романтизма.
- 1. Эстетическая специфика фотографии.
- 2. Древнерусская эстетика.
- Эстетика природы.
- Введение
- 2. Основные направления в западноевропейской эстетике хх века.
- Эстетические теории 20 века.
- Экологическая эстетика.
- 2. Проблема прекрасного в античной эстетике.
- Эстетика авторского фильма.
- Арт-хаусное кино
- 2. Просветительский классицизм в России.
- Эстетические проблемы массовой культуры.
- Эстетическое воспитание и эстетический опыт
- Эстетическое воспитание вкуса
- Массовая и популярная культуры в поле эстетического воспитания
- Современная мифология и мифы массовой культуры
- 2. Основные течения русской эстетики хiх века.
- Основная проблема эстетики XIX века
- Эстетика в.Г.Белинского
- Эстетика н.Г.Чернышевского
- Эстетизм и символизм