Тема 3. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности.
Правосудие и правоохранительная деятельность базируются на нравственных началах.
Ряд принципиальных требований, которые можно отнести к общечеловеческим правовым ценностям и нравственным принципам, содержит Всеобщая декларация прав человека 1948 года. Она закрепляет то, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, должны поступать в отношении друг друга в духе братства (статья 1); все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона (статья 7); запрещает подвергать кого бы то ни было пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию (статья 5); провозглашает презумпцию невиновности, принцип гласности судебного разбирательства с обеспечением всех возможностей для защиты (статья 11); что никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию; каждый имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств (статья 12).
Приведенные, а также и другие положения Всеобщей декларации прав человека в юридической форме закрепляют нравственные начала права, служат воплощению и защите нравственных ценностей. Положения Всеобщей декларации прав человека развивает Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года. Статьи Пакта развивают принципы гуманизма и справедливости применительно к производству по уголовным делам, устанавливают конкретные процессуальные гарантии личности. Пакт провозглашает право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность и запрещает произвольный арест или содержание под стражей (статья 9); обязывает гуманно обращаться со всеми лицами, лишенными свободы, уважать их достоинство (статья 10); провозглашает равенство всех лиц перед судами и трибуналами, содержит формулировку презумпции невиновности, закрепляет право знать характер и основания, предъявляемого обвинения, право иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты (статья 14) и другое.
Конституция Республики Беларусь, воспринявшая положения важнейших международно-правовых актов, является документом огромной воспитательной силы. Это требует изложения в ней всей совокупности нравственных основ жизни общества, которые формируют принципы правосудия и правоохранительной деятельности.
Статья 2 Конституции Республики Беларусь определяет: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью, целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности». Соответственно эта конституционная норма формулирует этический принцип гуманизма и обязывает последовательно реализовывать его во всем законодательстве. Государство, его органы обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Гуманизм права и правопорядка в Республике Беларусь выражает глава 2 Конституции Республики Беларусь.
Статья 21 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. В статье 22 Конституции Республики Беларусь говорится, что все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.
Конституция Республики Беларусь гарантирует право на жизнь (статья 24), право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности (статья 25), право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь (статья 28), принцип презумпции невиновности (статья 26), неприкосновенность жилища и иных законных владений (статья 29) и иные права и свободы.
Глава 6 Конституции Республики Беларусь устанавливает демократические принципы организации и деятельности судебной власти: осуществление правосудия только судом (статья 109), независимость судей и подчинение их только закону (часть 1 статьи 110), неприкосновенность судей (часть 2 статьи 110), гласность судебного разбирательства (статья 114), состязательность, равенство сторон в процессе (статья 115) и другие.
В Конституции Республики Беларусь закреплены положения, воплощающие общепризнанные нравственно-правовые ценности, гарантии основных прав человека. Вместе с тем, ряд ученых считает, что нравственное содержание Конституции Республики Беларусь нуждается в развитии.
По данному поводу студентам рекомендуется ознакомиться с научными статьями Дулова А. В.
Этический момент должен присутствовать в нормах всех отраслей права. Особенно важно его наличие в нормах уголовного и уголовно-процессуального права.
Уголовное право служит задаче охраны человека и общества от общественно опасных деяний, определяя, что является преступлением, устанавливая уголовные наказания и правила их применения к лицам, виновным в преступлении. Следовательно, в трактовке таких уголовно-правовых категорий, как преступление, уголовная ответственность, наказание и других должен присутствовать этический момент.
Преступление, посягающее на права и свободы человека, на интересы общества, представляет собой нарушение не только правовых, но и нравственных норм. Поэтому отнесение тех или иных деяний к числу преступлений, установление за них уголовной ответственности опирается на их нравственное осуждение обществом, признание их злом в общественном сознании. Признак аморальности, моральной осуждаемости преступного деяния характеризует каждый состав преступления, все без исключения преступления аморальны. Так, достаточно перечислить некоторые статьи из раздела VII Уголовного кодекса Республики Беларусь, включающего преступления против жизни и здоровья (убийство, убийство матерью новорожденного ребенка, умышленное причинение тяжкого телесного повреждения и др.), преступления против половой неприкосновенности или половой свободы (изнасилование, развратные действия и др.), преступления против уклада семейных отношений и интересов несовершеннолетних (вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления, умышленная подмена ребенка, разглашение врачебной тайны и др.) и иные, чтобы отметить, что каждое из этих деяний воспринимается обществом как противоречащее морали и нравственности.
Ряд ученых - Дурманов Н. Д. (в монографии «Понятие преступления» 1948 года), Герцензон А. А. (в книге «Понятие преступления в советском уголовном праве» 1955 года), Карпец И. И. (в монографии «Уголовное право и этика» 1985 года) и другие - считали необходимым выделение такого признака преступления, как аморальность. Однако данный подход пока не реализован в законодательстве.
Уголовная ответственность также воплощает в себе единство отрицательной правовой и нравственной оценки деяния, так как в основе любой ответственности лежит порицание деяния и виновного в содеянном.
Этический аспект уголовной ответственности выражен в статье 44 Уголовного кодекса Республики Беларусь, которая указывает на то, что ядром уголовной ответственности является «осуждение от имени Республики Беларусь по приговору суда лица, совершившего преступление ...». Осуждение в данном случае имеет, во-первых, юридический аспект, так как оно создает правовое состояние судимости, заключающееся в возможности применения к осужденному наказания либо иных мер уголовной ответственности; во-вторых, - этический аспект, поскольку требует от суда определения степени нравственного упрека виновному и учета ее при выборе формы реализации уголовной ответственности.
Этическая составляющая уголовной ответственности получила свое развитие также в нормах главы 10 Уголовного кодекса Республики Беларусь, закрепляющих общие начала назначения наказания при различных обстоятельствах. В целях изучения данного вопроса студентам рекомендуется дополнительно ознакомиться со статьей Волкова Б. С.
Целый комплекс нравственных проблем связан с уголовным наказанием. Среди них прежде всего заслуживает внимания вопрос о целях наказания.
Необходимо отметить, что исторически цели и нравственное обоснование уголовного наказания получали разную трактовку. Объяснение сущности и целей наказания давали различные теории: теория возмездия, теория устрашения, теория целесообразности, теория психологического принуждения, теория заглаживания вреда и другие.
Наказание как возмездие рассматривал еще Аристотель, который полагал, что люди стараются воздать за зло злом, и если подобное воздаяние невозможно, то такое состояние считается рабством. Кант также считал наказание возмездием и, как многие другие, поддерживал идею талиона. Талион был свойственен далекому прошлому, когда возмездие за преступление должно было по силе точно равняться причиненному злу. Рассмотрение наказания как возмездия, кары за причиненное зло, признание возмездия в качестве цели наказания в современном цивилизованном мире признается антигуманным.
Признание целью уголовного наказания устрашения также весьма спорно. Опыт средневековых государств с их поражающей воображение изобретательностью в мучительстве человека, разнообразием видов пыток и самой смертной казни подтверждает то, что наказание, целью которого является устрашение, антинравственно. Современные представления строятся на том, что важно не ужесточение системы наказаний, а построение ее таким образом, чтобы целью наказания было перевоспитание личности, совершившей преступление, чтобы само наказание не унижало человеческое достоинство осужденных, назначалось справедливо.
При анализе проблемы нравственного обоснования системы уголовных наказаний наибольшую сложность вызывает оправдание сохранения института смертной казни в национальном законодательстве. Не вдаваясь в аргументы «за» и «против» смертной казни, отметим, что смертная казнь представляет собой убийство человека по воле государства на основании решения суда. Смертная казнь никогда не может быть гуманной, но в то же время в конкретных обстоятельствах при наличии законных оснований она может считаться в отношении отдельных людей справедливым наказанием. При этом следует отметить, что судебная ошибка здесь непоправима. Как отмечает А. С. Кобликов, «судебное убийство - самая крайняя и жестокая несправедливость в отношении человека, которую может допустить государство».
Уголовно-процессуальное законодательство и основанная на нем процессуальная деятельность также проникнуты нравственным содержанием.
В числе принципов уголовного процесса наряду с такими, как осуществление правосудия только судом; неприкосновенность личности; неприкосновенность жилища и других законных владений; охрана личной жизни; обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту; всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств уголовного дела; равенство граждан перед законом и равенство защиты их прав и законных интересов; независимости судей и подчинения их только закону; гласности судебного разбирательства; ведения производства по материалам и уголовному делу на белорусском и русском или в предусмотренных законом случаях родном языке, которые известны и заимствованы из ранее действовавшего УПК, в главе 2 ныне действующего УПК провозглашены и зафиксированы новые. В частности - законность; обеспечение чести и достоинства личности; публичность уголовного процесса; презумпция невиновности; оценка доказательств по внутреннему убеждению; осуществление правосудия на основе состязательности и равенства сторон.
Следует отметить, что при построении системы принципов уголовного процесса широко использованы международные акты о правах человека и стандартах уголовного правосудия. Однако ряд авторов (Зайцева Л. Л. и др.) отмечают ошибочность оставления принципа прокурорского надзора в уголовном процессе, так как это противоречит принципу состязательности и равноправия сторон, поскольку сторона защиты таким правом не наделена.
Наряду с общими принципиальными установлениями уголовно-процессуального законодательства, придающими процессуальной деятельности и процессуальным отношениям нравственный характер, существует и система отдельных конкретных норм, направленных на охрану нравственных ценностей в ходе производства на различных стадиях процесса, при совершении следственных и судебных действий и принятии решений.
Например, статья 198 УПК запрещает разглашение данных предварительного расследования; согласно пункту 4 статьи 206 и пункту 3 статьи 211 личный обыск, освидетельствование должны проводиться в присутствии лиц того же пола, что и обыскиваемый и освидетельствуемый; по статье 346 суд не может ограничить продолжительность последнего слова обвиняемого определенным временем, никакие вопросы к обвиняемому во время его последнего слова не допускаются; пункт 1 статьи 197 и пункт 1 статьи 368 определяют, что если у заключенного под стражу подозреваемого, обвиняемого, а также осужденного к лишению свободы остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, престарелые родители или иные иждивенцы, то следователь, дознаватель и суд обязаны принять соответствующие меры по передаче их на попечение родственников или других лиц или по помещению их в детские либо социальные учреждения и т.д.
- Опорный конспект лекций по курсу «юридическая этика»
- Тема1 Тема 1. Этика как учение о морали. Мораль и право – основа деятельности юриста
- Тема 2. Понятие, предмет и система юридической этики
- Тема 3. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности.
- Тема 4. Этические аспекты профессиональной деятельности юриста.
- Тема 6. Профессиональная этика сотрудников овд
- Тема 7. Этика оперативно- розыскной и следственной деятельности.
- Тема 8. Нравственные начала государственного обвинения
- Тема 9. Этические основы деятельности адвоката
- Тема 10. Судебная этика: ее содержание и значение
- Тема 11. Причины возникновения и пути преодоления деформации культурно-нравственной сферы личности юриста