Выводы по главе 3
Заключение
Список использованной литературы и источников
Приложения
Введение
Обращение к основным этапам развития этики обусловлено как важностью нравственной проблематики в истории человеческой культуры, уважением к прошлому, так и стремлением разобраться в существе морально-этической проблематики на уровне современных знаний. История этических идей демонстрирует, как складывается круг этических вопросов, как изменяются способы их постановки и подходы к их решению, как углубляется понимание природы морали, ее назначение, функции в жизни и закономерность развития.
В современных условиях наблюдается особый интерес к этике - этой старейшей и вместе с тем неповторимо молодой отрасли философского знания. И это не случайно. Развитие России по направлению к демократическому правовому государству, регулирование всех ее социальных структур, невозможно без утверждения этики.
Это открывает возможности для выработки научных подходов к анализу состояния кадров государственных служб: критериев, методов процедур оценки качеств работников, требований, предъявляемых государственному служащему. Однако в государственных органах власти и управления до сих пор отсутствуют технологии оценки кадров, на основе которых можно было бы определить этический уровень руководителя и специалиста.
Этика как разновидность духовно-теоретической деятельности отделяется от стихийно формирующегося нравственного сознания масс и становиться способом теоретического рассмотрения практических нравственных проблем, встающих перед человеком в обыденной жизни: что есть добро и зло? как следует жить? К чему следует стремиться и чего избегать? в чем состоит назначение человека и имеет ли жизнь смысл? Практические жизненные вопросы осмысляются этикой как учением о природе добра и зла, идеала и долга, принципов и норм поведения человека, назначения и смысла его жизни.
Но для того, чтобы убедительно обосновать ответы на эти важнейшие смысло-жизненные и нормативные вопросы, этика стремилась постичь природу морали и человека, источник и содержание нравственного долженствования, сущность моральных ценностей.
Таким образом, в развитом виде этика состоит из:
1) Теоретической части - учение о морали, ее происхождении, сущности и функциях
2) Практической части - нормативной этики, формулирующей цели и принципы человеческой жизни.
Важная роль в становлении нового типа российской государственной службы, принадлежит так называемому мотивационному ресурсу государственного служащего - нравственных убеждений и принципов поведения, которые будут способствовать воспитанию и формированию этических ценностных ориентаций и высокой нравственности.
Вопросы этики государственного служащего постоянно продолжают возникать. Это означает, что территория еще не исследована, что существуют различные, частично конфликтующие точки зрения о её задачах, что терминология не ясна и лишена единства, и что - это еще важнее - не ясны также измерения оценки научного качества приведения доказательств.
Актуальность темы исследования определяется потребностью в изучении этики и этикета государственного служащего как одного из важнейших факторов, влияющих на эффективность работы государственной службы
Объектом исследования являются этические нормы в государственных учреждения.
Предметом исследования выступают проблемы и эффективность этических кодексов на примере ГБОУ СОШ №313 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Цель исследования заключается в определении особенностей и проблем этики, определении путей совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
Цель исследования реализуется на основе решения следующих задач:
1) Проанализировать историко-философскую и современную научную литературу с целью:
- изучить исторический аспект этики
- дать определение понятию «этика»
- выделить ее структурные элементы
2) Охарактеризовать современное состояние этики государственного служащего
3) Проанализировать принципы профессиональной и социальной компетентности государственного служащего.
4) Проанализировать особенности и проблемы формирования этики государственного служащего
5) Определить пути совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
6) Провести эмпирическое исследование в сфере этических норм и кодексов на базе ГБОУ СОШ №313 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
7) Оценить эффективность решения проблем в сфере этических кодексов на основе проведенного исследования на базе ГБОУ СОШ №313 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
8) Сделать выводы и подвести итоги.
9) Разработать ряд практических рекомендаций для совершенствования работы в области этических норм в целом в государственных учреждениях и в частности для ГБОУ СОШ №313 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Методологической основой исследования послужили научные труды специалистов в области изучения этики и особенностей ценностей этической культуры.
Исторический контекст становления этики, в работах В.П. Безобразова, Л.А. Велихова, А.Д. Градовского, Б.Н. Чичерина и др.
Базой исследования послужили: материалы официальных и специальных статистических источников, в том числе материалы социальной статистики, официальные материалы государственных органов и ведомственных изданий Российской Федерации; информация, опубликованная в разовых и периодических изданиях, в том числе научных.
10) В исследовании принимали участие государственные служащие ГБОУ СОШ №313 Фрунзенского района Санкт-Петербурга в количестве 30 человек. Исследование проводилось анонимно, с полного согласия респондентов
Для решения поставленных задач был использован метод анализа научной, исторической и современной литературы по данной проблеме. Анкетирование респондентов и опрос респондентов.
Выпускная квалификационная работа включает в себя:
· Введение;
· Три главы;
· Выводы по главам;
· Заключение;
· Список использованной литературы и источников;
· Приложения.
Глава 1. Теоретические основы понятий: «этика и этический кодекс»
1.1 Понятия: этика и этический кодекс, специфика
Под этикой как бы понимается объединение норм, принципов, эталонов, также форм как бы практического поведения. Мало кто знает то, что термин этика отсылает нас к системе ценностей, средством которой человек как раз описывает себе, что отлично и что плохо, честно либо нечестно, справедливо либо несправедливо Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений./Р.Н. Ботавина - М., 2001 г. - 185 с. Само - собой разумеется, выражается это через поведение в специфичных ситуациях. И действительно, оценка поведения, как многие думают, отдельного человека, в общем, то, осуществляется не только лишь средством соотнесения с его сознанием, да и сопоставления с некими нормами (имеющими социальную, профессиональную и организационную обусловленность). Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что слово «этикет» значит установленный порядок поведения в, как всем известно, определенной социальной сфере. Ни для кого не секрет то, что этикет представляет, как все знают, собой систему детально разработанных правил учтивости. Не для кого не секрет то, что этика - это наука о поведении людей, характерах и обычаях в поведении. Несомненно, стоит упомянуть то, что явление, которое изучает этика (характеры, обычаи и т.д.), позже - с I в. до н.э. - получило заглавие Мораль.
Сложность определения этичности некого деяния заключается в том, что как бы различные индивиды как раз придерживаются различных стандартов и наконец-то владеют своим своим восприятием, как всем известно, того, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Чрезвычайно нередко ситуацию нельзя обрисовать в черно-белых красках, она попадает в некую среднюю, «серую» зону.
И даже не надо и говорить о том, что философская ориентация человека также также может определять то, как он, стало быть, будет действовать в специфичной ситуации (Рис.1).
Абсолютист верит в то, что любое решение является или «правильным», или напротив «неправильным» - независимо от последствий, к которым оно ведет.
Экзистенциалист (чьи решения не базируются на заранее предписанной системе ценностей) принимает решения на основе разумного выбора
Рис.1. Философская ориентация человека
Принятие решений ситуациониста базируется на представлении о том, которое из них может повлечь за собой минимальный ущерб или же, наоборот, привести к большой пользе.
Масса людей, попадая в реальную ситуацию, делают выбор, как правило, в ту сторону способа поведения, который находится где-то между данными 3 типами. Они, в конце концов, принимают решения исходя из сложного комплекса установок, в число которых входят установки на искренность, верность обещаниям, преданность и чувство долга. Надо сказать то, что спецы по РR сталкиваются еще с одной, как многие думают, неувязкой принятия решений, а конкретно, как многие выражаются, принимаемые решения должны удовлетворять сразу:
1) Публичным интересам;
1) Интересам клиента;
2) Должны также соответствовать индивидуальным ценностям.
В безупречном мире все эти установки не должны конфликтовать вместе. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что но в действительности чрезвычайно нередко их конфликт неизбежен. Необходимо отметить то, что большая часть, как люди привыкли выражаться, проф. организаций, так же как и почти все компании, имеет свои собственные кодексы этики. Само-собой разумеется, принято, мягко говоря, считать, что документы, которые, вообщем то, именуют также кодексами проф поведения, устанавливают применимые норы поведения для экспертов и служащих организации. Мало кто знает то, что кодексы имеют и такие организации, как Общество связей с общественностью Америки и Интернациональная ассоциация профессионалов, занятых в сфере, как многие думают, деловой коммуникации. Ричард Т. Де Джордж , Деловая этика. М. 2010 г.-67с.
Этика стала накапливать практический материал и осмысливать появление, развитие, главные механизмы, как мы с вами постоянно говорим, личных, специфичных, особых этических систем (Рис. 2).
Основные категории этики:
· Добро;
· Зло;
· Долг;
· Ответственность;
· Честь;
· Совесть;
· Достоинство;
· Равенство;
· Справедливость и пр.
Категориями наконец-то именуются понятия, в каких наука этика открывает суть морали и моральной деятельности человека. Все знают то, что нормы, в конце концов, формируются на уровне публичного сознания, и это, в конце концов, отражается категориями «добро и зло». Всем известно о том, что но в практику эти нормы воплощаются лишь через поведение определенного человека, опосля того как информация о норме, вообщем то, пропущена через личное сознание, - это, в общем, то, отражается категориями честь, достоинство и совесть. Все знают то, что но что бы мы, ни делали, мы постоянно действуем посреди людей и по отношению к людям. Всем известно о том, что личные поступки описываются категориями долг и ответственность [3,С.154].
_________________________
3. Франки В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности. - М.: Изд-во М.: 2001. - 218 с.
Рис. 2. Особенные этические системы
Добро и зло - максимально общие категории, дающие оценку с позиции энтузиазма всего общества, они не так сказать могут существовать друг без друга. Всем известно о том, что добро может, наконец, фигурировать как благо, как полезность, зло - это вред.
Совесть, честь, достоинство - категории, характеризующие уровень личного, как мы выражаемся, морального сознания. И даже не надо и говорить о том, что совесть в личном сознании, наконец, выполняет репрессивную функцию, она ассоциирует общественно признанное осознание добра с определенным поступком человека. Вообразите себе один факт о том, что эта функция совести людьми издавна понята, и в личном сознании как раз выработались механизмы нейтрализации совести
Честь - это те границы, которые, стало быть, устанавливает для себя сам человек, в рамках которых он так сказать считает, что не наконец-то теряет собственного плюсы. И действительно, честь устанавливает даже наиболее узенькие границы, чем право.
Долг - соц. заказ от общества к человеку, социальные ожидания, оформленные в представлениях о добре и зле, как заведено, выражаться, соответствующего исторического периода (покорность супруги супругу в древности).
Необходимо отметить то, что с этими ожиданиями человек знакомится всю свою жизнь, но пока человек не выполняет, как мы выражаемся, собственный долг - его представления иллюзорны.
Само - собой разумеется, на сто процентов мы понимаем, как все говорят, собственный долг во время, как мы с вами постоянно говорим, прямого столкновения с определенной ситуацией.
Все знают то, что ответственность, - усваивая представления о долге, мы проводим селекцию требований, признаем какие-то ожидания верными, а какие то отвергаем Зубец О.П. // Этическая мысль. Вып. 4 / Отв. ред. А.А. Гусейнов - М.: ИФРАН, 2003. С. 103-120.
Очень хочется подчеркнуть то, что этика имеет в для себя подсистемы моральных требований, соответственных специфичным обязательствам городских служащих, уровням управления либо формам организации труда.
Всем известно о том, что, к примеру, можно, наконец, говорить о формировании особых, как заведено выражаться, нравственных требований для служащих вертикали общественного обеспечения, либо служб, как мы с вами постоянно говорим, налоговых инспекций, также для тех подразделений, как мы с вами постоянно говорим, муниципальных органов, которые употребляют в собственной деятельности элементы бизнес - деятельности, работу на конечный итог и т.п. Канке В.А. Современная этика. Учебник для вузов/ В.А. Канке - М.: 2007 - 156с.
Специфика ответственности на современном уровне развития кооперации труда, наконец, заключается также в том, что достижение, как почти все так сказать выражаются, конечного результата немыслимо, если где-то на, как почти все, в конце концов, выражаются, промежуточных шагах наконец-то допускается, как мы выражаемся, сбой и, как многие думают, нехороший труд.
При всем этом как бы может оказаться совсем непринципиальным как уровень квалификации, так и должностные функции. Возможно и то, что довольно сложной, как заведено, неувязкой является формирование в, как мы привыкли говорить, проф. морали, как многие выражаются, требуемого уровня ответственности за итог собственного труда, в особенности у, как заведено, рядовых служащих, как большинство из нас привыкло говорить, различных сфер деятельности Жариков Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу./ Е.С. Жариков. - М., 2002. - С. 150..
Обратите внимание на то, что это, в общем, то, является следствием, как многие выражаются, того, что конечный итог труда, в который войдет их личный труд (может быть, в микроскопических толиках), отдален от их как во времени, так и в пространстве.
Само - собой разумеется, в итоге, как многие выражаются, личная причастность к такому результату осознается с огромным трудом. Вообразите себе один факт о том, что, не считая того, весь предыдущий опыт был связан, сначала, со, как все знают, зримым, осознаваемым результатом.
Само - собой разумеется, все механизмы формирования ответственности учитывали данный факт и только, в общем, то, быть может немногим наиболее столетия назад ситуация стала изменяться, достигнув, как большая часть из нас постоянно говорит, новейшего свойства в развитом индустриальном обществе. И даже не надо и говорить о том, что человеческое сознание, как личное, так и коллективное, не, наконец, успевает приспособиться к настолько быстро меняющейся действительности Богомолов А.С. Античная философия / А.С. Богомолов - М.: 2001
Требования этики муниципального служащего стают все наиболее, как все говорят, сложными. Не для кого не секрет то, что общество не как бы может полагаться лишь на, как все говорят, традиционные механизмы их усвоения. Несомненно, стоит упомянуть то, что потому в практику этического воспитания, в конце концов, заходит Губин, В.Д., Основы этики: Учебник./В.Д. Губин, Е.Н. Некрасовка - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - 224 с.:
1) Создание этических ассоциаций;
2) Обширно распространяется практика различных инструкций, памяток, в каких обращается внимание на, как всем известно, вероятные отступления от этических стандартов, которые могут быть совершены случаем, по недооценке психологии работающих, по невозможности выслеживать новые данные, как большая часть из нас постоянно говорит, гуманитарных и обществоведческих дисциплин. Таковым образом, этика - это наука о поведении людей, характерах и обычаях в поведении. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что этика муниципального служащего - это добросовестное отношение к своим проф. обязательствам, включающее такие понятия как долг, честь, совесть, достоинство, ответственность, обязанность. И даже не надо и говорить о том, что в широком смысле этика - это кодекс, свод правил общения людей, выработанный почти всеми поколениями.
Все знают то, что главные требования этики муниципального служащего представлены в Таблице 1.
Под этикой, как многие думают, муниципального служащего (управленца) Игнатов В.Г. Государственная кадровая политика и технологии ее реализации: учебное пособие к спецкурсу / В.Г. Игнатов, А.В. Слепцов. - Ростов-на-Дону.: Скагс. 2001. - 328 с. все почаще понимается умение в процессе подготовки и принятия решения, в конце концов, разговаривать с представителями разных групп интересов.
Этика делового общения - это принципы, отделяющие правильное поведение от неверного. Необходимо подчеркнуть то, что правила и нормы, а время от времени традиции, которых следует, стало быть, придерживаться, встречаясь раз в день с сотрудниками на работе и проводя совместно много времени. Необходимо отметить то, что вид, манера говорить, корректность вручения подарков и поведение молвят людям о том, кто вы, еще до, как большинство из нас привыкло говорить, того, как они вступят с вами в личный контакт Иванов В.В. Государственное управление: Справочное пособие / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - 2-е изд., доп. - М.: Инфра - М, 2006. - 718 с..
Этические нормы - система общих ценностей и правил этики, соблюдение которых требуется от муниципального служащего. Таковым образом, в базе этики муниципального служащего обязана быть координация, а по способности и гармонизация интересов. Само - собой разумеется, размышляя о этических качествах, часто употребляется категория ценности. И действительно, но чрезвычайно нередко меж конкурирующими ценностями возникает конфликт. Надо сказать то, что уровень морального развития как раздельно взятой личности, так и службы в целом определяется ориентацией на гуманистические все пригодные принципы справедливости: равенство человечьих прав и уважение, как мы привыкли говорить, людского плюсы. Жариков, Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу./ Е.С. Жариков. - М., 2002. - С. 150
И в процессе этого общения, в конце концов, стремиться понять природу интересов, специфику их возможного учета в управленческих решениях, возможность заслуги согласия интересов в, как все говорят, разных вариантах решения. Чем больше как бы разрастается общество, тем труднее становится процесс принятия решения (необходимо как бы стремиться удовлетворить как можно больше групп населения, а совместно с тем как бы растет количество вариантов в принятии решения).
Этика делового общения - это принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного. Правила и нормы, а иногда традиции, которых следует придерживаться, встречаясь ежедневно с коллегами на работе и проводя вместе немало времени. Облик, манера разговаривать, правильность вручения подарков и поведение говорят людям о том, кто вы, еще до того, как они вступят с вами в личный контакт.
Этические нормы - система общих ценностей и правил этики, соблюдение которых так сказать требуется, как мы с вами постоянно говорим, от муниципального служащего. Таковым образом, в базе этики, как всем известно, муниципального служащего обязана быть координация, а по способности и гармонизация интересов. Вообразите себе один факт о том, что размышляя о этических качествах, часто употребляется категория ценности. Возможно и то, что но чрезвычайно нередко меж конкурирующими ценностями, в конце концов, возникает конфликт. И действительно, уровень, как все говорят, морального развития как раздельно, как все знают, взятой личности, так и службы в целом, мягко говоря, определяется ориентацией на гуманистические, как все говорят, все пригодные принципы справедливости: равенство человечьих прав и уважение людского плюсы. Литов С.С. Государственная служба как социальный феномен // Модернизация России: социально-правовые аспекты. - М.: Курск, ООО «Учитель», 2005. - 56 с.
Таблица 1. Основные требования этики государственного служащего
1 |
Дисциплинированность. Конкретизация этого понятия происходит в зависимости от специфики и содержания труда. |
|
2 |
Корректность межличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте. |
|
3 |
Ответственность. Это та часть требований долга, которую человек принимает на себя, и за отступление от которых готов нести ответственность. |
1.2 Из истории этики и этических норм
Этика относится к древним наукам, и возникла на рубеже VI-V вв. до н.э. Всем известно о том, что официально ее основателем как бы считается Аристотель. Мало кто знает то, что он образовал представление «Этический» (добродетельный), отсюда как раз случилось наименование науки - этика. Само-собой разумеется, слово этика, стало быть, происходит от, как многие думают, древнегреческого слова этос - дом, очаг, (во времена Гомера, VII в. до н.э.), а позднее: характер, традиция, характер[12,С.17].
Нравственное действие ориентировано на самого человека, на становление, как многие выражаются, заложенных в нем возможностей, только его душевно-нравственных сил, на улучшение его жизни, на реализацию смысла собственной жизни и назначения.
В сфере деятельности, связанной с волей свободы, человек также выбирает фигуры, сообразующей свое поведение и стиль жизни с нравственным эталоном, с представлениями и представлениями о добре и зле, соответствующем и сущем. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что сиим Аристотель определил предмет науки, названной им моралью Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. - М.: Миф, 2001. - 433 с..
Становление этической мысли проходило в три шага:
1-й шаг в становлении этической мысли связан с распадом родоплеменного строя и осознанием человеком себя как фигуры, как «Я», выделенного из всеобщего целого Богомолов А.С. Античная философия / А.С. Богомолов - М.: 2001.
2-й шаг - обычный шаг в становлении старой этики как бы начался с деятельности Демокрита (VI - V вв. до н.э.), тот, что, как все знают, первым начал как бы выражать философские и этические идеи в системе особенных представлений.
Основной его, как многие думают, наградой является попытка сконструировать аспект, по которому, стало быть, дозволено поделить добродушие и зло. Мало кто знает то, что в качестве такового аспекта он выделил удовольствие - не в обиходном смысле слова, - а наслаждение как философский термин.
Предстоящей личностью в классическом периоде становления этики, наконец, является Аристотель. Само - собой разумеется, в различие от Демокрита, Аристотель большее внимание уделял задачкам самовоспитания (а не воспитания). Необходимо подчеркнуть то, что он подмечал, что в процессе самовоспитания человек практически, непременно, волен, поэтому как выбор поступка - это результат его личных раздумий.
Школа «Софистов» (софия - премудрость). Очень хочется подчеркнуть то, что позднее Демокрита они, мягко говоря, продолжили разработку загвоздок воспитания и оставили нам в наследство 2 главных расположения:
1) Мысль о трехступенчатой системе воспитания (семья, школа, воспитание через право).
2) Единство нравственного и художественного воспитания. Необходимо отметить то, что мысль, о сращивании, как люди привыкли выражаться, нравственного и, как заведено, художественного воспитания, применялась, ранее, как все знают, каждого, в разработке, как многие выражаются, духовных ценностей страны, в символике, в представлении примеров требуемого поведения и т.д.
Поздний шаг - период, как мы привыкли говорить, существенного ослабления, как многие думают, древних стран. И даже не надо и говорить о том, что в данный период мораль из, как заведено выражаться, цельного древа, мягко говоря, распадается на ряд течений: гедонизмскептицизм, стоицизм и др.
Эпикур (древнегреческий философ) - певец наслаждения, создатель доктрины гедонизма. Мало кто знает то, что эпикур впервой определил размещение о разумности, рациональности человечьих надобностей (Рис.3).
Риc. 3. Рациональность человеческих потребностей
В процессе воспитания весь человек должен пройти через систему ограничения надобностей, тогда он, в конце концов, будет знать, что для полновесного, достойного существования нужно чрезвычайно чуть-чуть, и оно полностью достигаемо своим трудом. Всем известно о том, что тогда, ежели человек лишится вероятности, в общем, то, удовлетворять две крайние группы надобностей - это не, в общем, то, будет для него, как большинство из нас привыкло говорить, бедой. Всем известно о том, что это размещение Эпикура взято на вооружение всеми престижными школами (Смольный институт и др.) - прохладные обливания, обычная одежда и т.д.
Под моралью воспринимается общность норм, тезисов, эталонов, также форм утилитарного поведения и устройств, способствующих их передаче (ритуалы, традиции, ритуалы, обычаи и т.п.). Возможно и то, что термин «мораль» здесь употребляется в смысле «этика», быстрее каждого, такое словоупотребление соединено со индивидуальностью образования проф морали и тем, что с ранних шагов ее становления почти все нормы как бы фиксировались в, как мы с вами постоянно говорим, письменной форме, вводились в право, поддерживались вследствие, как мы выражаемся, различным проф. предписаниям.
Становление норм этики относится к периоду раннего рабовладельческого социума, когда стали, наконец, оформляться 1-ые касательно массовые профессии. Надо сказать то, что в общем, прошло длительное время, пока в рабовладельческом обществе Древней Греции начали так сказать складываться 1-ые прототипы будущих проф., как многие выражаются, моральных кодексов. И действительно, чуть ли не, как большая часть из нас постоянно говорит, 1-ая клятва на верность профессии появилась в среде людей, призванных служить человеку Ананьев Б. Г. Избранные труды: в 2 т. - М.: Мысль, 2002. - Т. I. - 232 с..
Этика вначале складывается в среде профессий, представители которых непринужденно при выполнении собственного, как заведено выражаться, проф длинна контактировали с людьми: преподаватели, преподавателя, воспитатели, политики, писцы, жрецы, служители при храмах и т.п. В этих контактах они могли, стало быть, оказывать влияние на физическое и нравственное состояние людей, причинить им урон, дестабилизировать, как заведено, выражаться, общественную атмосферу. Необходимо отметить то, что число норм в, как мы выражаемся, первых этических кодексах было невелико. Само - собой разумеется, они затрагивали в особенности всеобщие нюансы, как все говорят, проф. деятельности, почти все из их, наконец, носили описательный характер не достигали степени общей абстракции, как это имело место в больше поздние периоды дизайна, как все знают, моральных норм.
2-й шаг в становлении проф. морали наступает в эру позднего средневековья, к этому послужило несколько обстоятельств. Мало кто знает то, что ранее каждого, укрепление государственности и складывание норм, как большинство из нас привыкло говорить, абсолютистской власти, что так сказать предопределило становление и укрепление таковых публичных институтов как армия, церковь, муниципальная служба.
Во-2-х, сумасшедший рост городов в средневековой Европе, тот, что породил к жизни обособление профессий, обслуживающих население и поставил людей в связанность от труда друг дружку. Всем известно о том, что новый шаг в становлении проф. морали ознаменовался образованием пары тенденций:
1) существенно расширился круг профессий, в отношении которых, наконец, формировались моральные требования, в основном за счет профессий, которые контактировали с популяцией не впрямую, а через результат собственного труда.
Колоритными свидетельствами данного процесса являются кодексы ремесленных цехов (уставы), которые содержали в себе требования к выполнению, как заведено, выражаться, определенных нравственных обязанностей.
2) Нормы изнутри, как мы с вами постоянно говорим, проф. нравственных кодексов стали, наконец, делиться на две ясно, как многие выражаются, выраженные группы: нормы и тезисы, определяющие общение и дела изнутри профессии и нормы, определяющие дела поверенных профессии с, как многие выражаются, остальным популяцией. Данное деление было вызвано тем, что к этому моменту люди оценили то, как оценка и признание их труда наконец-то зависит от особенностей труда, поведения и дела к профессии их коллег по ремеслу. И даже не надо и говорить о том, что это соединено с тем, что в Западной Европе в это время буйно прогрессировали городка, торговля, следственно люди, приобретая продукт, гораздо меньше каждого задумывались о фигуры изготовившего данный продукт. Возможно и то, что ранее, как мы привыкли говорить, каждого, новейшие нравственные нормы были, стало быть, обращены на обеспечение соответствующего свойства труда и изготавливаемых изделий всеми членами проф. содружества, после чего ряд норм определял специфику общения меж людьми одной профессии, для сотворения, как многие думают, подходящей атмосферы в труде и в реализации итогов собственного труда всеми членами, как все говорят, проф. общества. Возможно и то, что ремесленники, как заведено, одной профессии, в конце концов, жили на одних улицах (скажем, улица гончаров, башмачников, и т.д.), и им было сердито запрещено, в общем, то, привлекать разными способами того заказчика, с которым теснее договаривается их сотрудник. Само - собой разумеется, также на витрине дозволено было выставлять лишь свою продукцию, без приукрашивания ее различными способами и без остальных, отвлекающих внимание, как большинство из нас привыкло говорить, пророческой. Позже эти, как заведено, выражаться, нравственные требования, складывающиеся изнутри профессий, составят с одной стороны базы, как многие выражаются, служебной этики, а с другой, в общем, то, лягут в основание формировавшейся, как заведено, корпоративной этики со всеми ее положительными и отрицательными чертами. Мириманова М.С. Конфликтология.- М.: Издательский центр «Академия», 2003 - 320 с.
3) Стали, в общем, то, складываться нравственные нормы, а позже и кодексы таковых публичных институтов, как армия, церковь, медицина и др. Эти нормы объединяли цельными, как большая часть из нас постоянно говорит, моральными требованиями людей, чья действие теснее не могла определяться лишь как профессия В.Г. Иванов. - М.: «Март»; Ростов - на - Дону: Март. 2005. - 448 с.. Все знают то, что скажем, в армии есть пехотинцы, артиллеристы, кавалеристы и остальные воинские профессии; в медицине - преподаватели, сиделки, медсестры и пр.
По мере укрепления стран значимость, как заведено, публичных институтов в жизни социума вырастала, усиливалось их действие на социальные дела, при этом часто, как многие выражаются, господствующая в этих публичных системах этика воздействовала не, лишь на дела, изнутри стран, да и на интернациональные дела, представляя и характеризуя свои страны в очах остальных народов.
Примером могут, стало быть, служить моральные базы деятельности армии или, как мы с вами постоянно говорим, муниципального агрегата.
3-й период в становлении этики, в общем, то, наступает в XX веке, поточнее в его 2-й половине. Несомненно, стоит упомянуть то, что он отражает реалии сегодняшней цивилизации - высокий ярус становления науки, образование, как люди привыкли выражаться, цельной мировой системы хозяйства и глобальных систем коммуникаций, высокий ярус кооперации в процессе производства, все возрастающий ярус, как всем известно, техногенной опасности существованию всякого, как большая часть из нас постоянно говорит, отдельного человека и Земли в совокупы. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что вторым, как мы с вами постоянно говорим, весомым фактором, влияющим на дальнейшую дифференциацию норм, как все знают, проф. морали, являются протекающее углубление специализации не примитивно в границах профессии, а в ее, как многие думают, отдельных направлениях. Несомненно, стоит упомянуть то, что таковым образом, мораль, в конце концов, берет свои начала со времен Аристотеля. Как бы это было не странно, но в русле философских течений выражение этических идей как бы выражалось в чувственно - образной форме, большое внимание уделяется изложению и осознанию сложившегося как бы фактического поведения. Ни для кого не секрет то, что во 2-й половине ХХ столетия протекающая повсевременно дифференциация норм проф. морали привела к тому, что практически не осталось профессий, которые не имели бы в границах собственной деятельности, как многие выражаются, особенных нравственных требований. И действительно, в современных критериях отслеживается особый энтузиазм к этике - данной наистарейшей и вместе с тем неподражаемо, как заведено, юный ветки, как большинство из нас привыкло говорить, философского познания. Необходимо отметить то, что и это не нечаянно. Очень хочется подчеркнуть то, что становление РФ по направлению к демократическому, как люди привыкли выражаться, правовому государству, регулирование всех ее публичных конструкций, немыслимо без заявления этики, как многие думают, Современная дискуссия о этике, как многие думают, муниципального служащего должна своим возникновением антагонизму - мнимому или реальному - морали и хозяйства, этики и этикета. И действительно, как мы выражаемся, во взаимозависимых, фундаментально определяющих сосуществование людей сферах вступают в раздор, согласно этому, как мы привыкли говорить, все распространенному взгляду, два, как многие думают, независящих требования по отношению к действию, а конкретно этика и рентабельность Войцеховский К. Развитие личности и ценности // Моральные ценности и личность. - М.: Изд-во М.:2004. - 247 с.. Таковым образом, основой этики являются, как мы с вами постоянно говорим, нравственные нормы. И даже не надо и говорить о том, что эти нормы базируются на языке, культуре и обычаи страны и народа. Вообразите себе один факт о том, что мораль имеет также социальную базу, т.е. она является сводом отменнее, как мы с вами постоянно говорим, воспринимаемых этических норм и представлений. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что представление ценностей так сказать предполагает те из них, которым социум или весь индивидуум так сказать оказывает свое предпочтение.
Мало кто знает то, что в полном смысле слова, мораль, стало быть, является сводом правил, которые базируются на признанных ценностях. Как бы это было не странно, но социальные ценности, мягко говоря, содержат в себе такие свойства, как совесть, корректность, уважение, честность и др.
1.3 Этические кодексы на современном этапе
Проф. этические кодексы - утверждения о системе ценностей и нравственных устремлений людей, принадлежащих к определенной профессии, разработанные с целью предотвращения коррупции, также для информирования общественности о нормах поведения для людей данной профессии Глазунова Н.И. Система государственного управления: учебник для вузов / Н.И. Глазунова. - М.: Юнити - Дана, 2002. - 551 с..
Кодексы этики как бы могут отражать как «дух демократии», так и «дух бюрократии», хотя почаще всего кажется, что они отражают конкретно бюрократический дух.
Дух демократии как бы подразумевает ряд убеждений, согласно которым управляющего, соблюдающего нормы этики, следует оценивать при помощи таковых критериев, как поддержка имеющегося строя и его ценностей, проявление гражданственности, служение публичным интересам и содействие социальной справедливости.
Кодексы, основанные на этом принципе, призывают его приверженцев ценить и осуществлять на самом деле служение обществу. Мало кто знает то, что ценностные установки, как многие выражаются, бюрократической этики как раз подразумевают, что муниципальные чиновники - только исполнители, владеющие, как мы выражаемся, правовыми возможностями, основанными на идее рациональности.
Их, как многие думают, основная нравственная проблема заключается в том, как лучше следовать правилам и нормам и, в общем, то, обеспечивать их соблюдение. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что этические кодексы, мягко говоря, основываются на этических принципах, которые в некий степени ограничивают, как все говорят, наибольшие этические принципы (Рис. 4).
Введение, как многие думают, абстрактных положений о ценностях, миссии, целях и философии организации в корпоративные этические кодексы не исключают дела к ним со стороны управления компаний просто как, как мы привыкли говорить, к прекрасным словам, в то время как этические стандарты требований, предъявляемых обществом к организациям, обычно, чрезвычайно высоки.
От гос. службы требуется решение разных, как всем известно, соц. заморочек: увеличение свойства жизни работников, защита окружающей среды, благотворительная деятельность, увеличение свойства жизни всех людей общества. И даже не надо и говорить о том, что специфичное для морального сознания противоречие, как многие думают, подобающего и сущего в этике муниципального служащего вытекает из объективного противоречия между морально-этическими целями и ее, как мы выражаемся, основными целями - достижением фурора.
Рис.4. Максимальные этические принципы
1) Утилитаристский принцип - предоставляет наибольшее благо наибольшему числу людей;
2) Индивидуалистический принцип - направлен на достижение чьих-либо долгосрочных интересов.
Этические принципы не выдерживают столкновения с как бы настоящей реальностью. Всем известно о том, что время от времени от всей, как мы привыкли говорить, административной деловой этики остается лишь этикет. Необходимо подчеркнуть то, что кодексы должны как можно полнее как раз отражать настоящую ситуацию и специфику организации, в которую они, стало быть, принимаются. Очень хочется подчеркнуть то, что кодексы значительно, в общем, то, различаются как по содержанию, так и по размеру. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что так, к примеру, южноамериканский Марктвенский банк разработал документ, называющийся «Политика в области этических норм и конфликтов». Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что на 19 страничках служащим как бы разъясняется, что такое отлично и, что такое плохо. Все знают то, что а как бы большая компьютерная компания «Крей Рисерч Инкорпорейтед», напротив, ограничилась 120 словами Демина А.А. Государственная служба в странах основных правовых систем мира: Нормативные акты / А.А. Демина. - М.: Книгодел, 2004. - 560 с..
Применительно к общению основной этический принцип можно сконструировать таковым образом: в разговоре при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтоб максимум твоей воли была совместима с нравственными ценностями остальных сторон, участвующих в разговоре, и допускала координацию всех сторон. Для того чтоб отлично наконец-то делать свои функции, муниципальная служба обязана также основываться на крепком духовно-нравственном фундаменте. И даже не надо и говорить о том, что это обосновано, как многие думают, самой ее, как мы выражаемся, природой: удачно осуществлять функцию воплощения в обществе, как люди привыкли выражаться, гос. воли может быть, лишь беря во внимание, как мы с вами постоянно говорим, моральные базы данной воли, публичные требования к исполнителям данной функции. Цели, как многие думают, гос. службы, ее ведущие принципы, нормы, требования к ее кадрам - все, в общем, то, содержит нравственный нюанс, в решающей степени определяющий ее направленность, ее, как многие думают, главные доминанты Дубинина, М.В. // 2002 №4, 34 с..
Моральная атмосфера в органах власти, нечистоплотность ответственного чиновника могут серьезно дискредитировать, как мы привыкли говорить, любые благие намерения властей. Само - собой разумеется, в публичном мировоззрении, наконец, авторитет муниципального служащего справедливо наконец-то связывают, сначала, с их порядочностью, справедливостью [21].
Посреди всех устройств, содействующих формированию соответствующей нравственности гос. службы, одним из более действующих, мягко говоря, является, специально разработанный нормативный Этический кодекс муниципального служащего (Кодекс административной этики).
Схожий кодекс принят в Англии, США, Франции, Испании и во почти всех остальных странах. Мало кто знает то, что в РФ он не принят до этого времени. Несомненно, стоит упомянуть то, что в то же самое время еще в Ежегоднике РАГС за 1997 г. был размещен проект Кодекса этики как бы муниципального служащего РФ, разработанный группой профессионалов из МГУ им. Ломоносова. Все знают то, что с того времени он не один раз как бы переиздавался, обширно употреблялся в учебном процессе и, основное, послужил основой для работы над схожими кодексами в ряде субъектов РФ и, как большая часть из нас постоянно говорит, федеральных ведомств.
В 2001 г. группа депутатов (В.И. Южаков, В.А., Рыжков, Б.Е. И действительно, Немцов и пр.) внесла в Госдуму законопроект Кодекса поведения, как мы с вами постоянно говорим, городских служащих РФ.
Надо сказать то, что в нем был на сто процентов проигнорирован проект Кодекса, разработанный в нашей Академии, он содержал ряд, как большинство из нас привыкло говорить, принципиальных ошибочных положений и некорректностей.
Необходимо подчеркнуть то, что его создатели, стало быть, исходили из, как большая часть из нас постоянно говорит, того, что это, сначала, нормативно-правовой и в чем либо общетеоретический документ. Обратите внимание на то, что отсюда - императивность требований к муниципальному служащему, соответственный стиль, юридические и абстрактно-специфические определения («ненадлежащая выгода», «коррупционно опасное поведение» и т.д.).
Кодекс же поведения, как подтверждает, как мы выражаемся, глобальная практика и история нашей страны, это, сначала совокупа определенных, как заведено выражаться, социально-духовных, нравственных принципов, образцов поведения людей, список и обоснование тех моральных норм, которые нужны им на практике для, как заведено, того, чтоб полностью, стало быть, соответствовать собственной профессии Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащихОдобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21).
На проведенном в 2002 г. ученом совете РАГС данный проект Кодекса в присутствии его создателей был подвергнут, как многие думают, суровой критике. Ни для кого не секрет то, что его новейший вариант во 2-м чтении в 2003 г. был, справедливо, наконец, отторгнут Госдумой.
Таковым образом, и сейчас у нас, в конце концов, нет подобного этического кодекса, когда неувязка формирования, как большинство из нас привыкло говорить, подобающей морали, как большая часть из нас постоянно говорит, муниципальных служащих наконец-то стоит, как мы выражаемся, с особенной остротой. Очень хочется подчеркнуть то, что нужно верно делить требования административных, уголовных кодексов, законов, нормативных документов к должностным обязательствам, поведению муниципального служащего и публичные требования к ним.
Всем известно о том, что этический кодекс не является, как мы выражаемся, административно-правовым документом, невыполнение его норм не влечет за собой какого-нибудь административного либо тем паче, уголовного наказания муниципального служащего.
Этический кодекс муниципального служащего есть система моральных норм, обязанностей и требований добросовестного, как заведено, выражаться, служебного поведения, как мы с вами постоянно говорим, должностных лиц, как мы с вами постоянно говорим, муниципальных органов, основанная на, как многие выражаются, нравственных признанных принципах и нормах русского общества и страны.
В силу того, что в кодексе собраны воедино и систематизированы, как мы с вами постоянно говорим, публичные требования к нравственности, как большая часть из нас постоянно говорит, муниципального служащего, кодекс:
1) Служит, как мы привыкли говорить, основой для формирования содержания подобающей морали в сфере гос. службы;
2) Призван посодействовать, как мы выражаемся, муниципальному служащему верно ориентироваться в сложных, как многие думают, нравственных коллизиях, ситуациях, обусловленных, как все говорят, специфичностью его работы;
3) Является принципиальным аспектом для определения проф пригодности человека к работе в сфере, как большая часть из нас постоянно говорит, гос службы;
4) Выступает как инструмент публичного контроля над нравственностью муниципального служащего.
Этический кодекс муниципального служащего призван как раз способствовать укреплению авторитета гос. власти, доверия людей к институтам страны, обеспечить единую, как мы привыкли говорить, нравственно-правовую базу для согласованных и действенных действий всех, как многие выражаются, муниципальных структур, противодействовать падению нравственной культуры в обществе.
Само - собой разумеется, муниципальный служащий объективно так сказать выступает сразу как должностное лицо, занимающее конкретное место в служебной иерархии, как публичный деятель, оказывающий влияние на развитие, как заведено, выражаться, соц. и экономических действий, как наемный работник, часто как управляющий персонала и работодатель, также как личное лицо Литов С.С. Ценностные установки современных кадров государственной службы // Социальная политика и социология. - №4. - М.: 2006. - 26 с
Эти роли, в общем, то, могут вступать в противоречие вместе, следствием чего же, в общем, то, являются нравственные проблемы и конфликты, которые не постоянно имеют однозначное решение.
Этический кодекс призван посодействовать, как большая часть из нас постоянно говорит, муниципальному служащему, верно разобраться в схожих ситуациях.
В Этическом кодексе нельзя предугадать всех коллизий, возникающих в, как все знают, практической деятельности, как заведено, муниципального служащего.
Как бы это было не странно, но правила Кодекса не подменяют личного, как большая часть из нас постоянно говорит, нравственного выбора, позиции и убеждений, как мы с вами постоянно говорим, муниципального служащего, его совести и ответственности.
Муниципальная служба не, наконец, является преимуществом. Ни для кого не секрет то, что гражданин, поступая на муниципальную службу, добровольно ограничивает, как все говорят, некие свои права, а именно, право на критику, предпринимательскую деятельность, избирательные права и др.
Ни для кого не секрет то, что это, в общем, то, обосновано тем, что этические нормы, как люди привыкли выражаться, муниципального служащего, в конце концов, являются наиболее серьезными, чем нравственные нормы людей, не, как всем известно, занятых в сфере гос. службы. Возможно и то, что высшие должностные лица, госслужащие хоть какого уровня объективно, мягко говоря, наделены большей властью и возможностями.
Этические требования, наконец, стают наиболее серьезными, и ответственность тем больше, чем выше статус, как все знают, муниципального служащего.
Возможны различные формы функционирования Этического кодекса: в виде присяги, принимаемой человеком при приеме на, как многие думают, муниципальную службу, в виде особенного документа, с которым он должен, в конце концов, ознакомиться и который хранится в его личном деле, и т.д.
Деяния ряда норм и требований Кодекса распространяются на определенное количество лет (по усмотрению принимающего его субъекта) опосля оставления человеком, как люди привыкли выражаться, гос. службы (переход на работу в коммерческую компанию, ранее связанную с ним, как все говорят, служебными отношениями; получение от схожих организаций каких-то подарков, льгот, услуг; внедрение в личных интересах конфиденциальной либо служебной инфы и т.д.).
Публичный контроль над соблюдением, как все говорят, муниципальными служащими как бы подобающей морали как бы осуществляется средством обращения людей в надлежащие, предусмотренные законом, муниципальные органы, через специально предназначенные для этого объединения людей, через политические и остальные публичные организации, СМИ. Необходимо подчеркнуть то, что нравственным долгом и проф. обязанностью муниципального служащего является рвение к, как мы выражаемся, неизменному совершенствованию, к росту собственных, как заведено, проф. способностей, собственной квалификации, к получению, как большинство из нас привыкло говорить, новейших познаний Немчиков А.А. Государственная служба: справочное пособие / А.А. Немчиков, А.М. Володин. - М.: Дело и Сервис, 2002. - 384 с..