Описание признаков (дихотомий) соционических типов Краткий справочник основных соционических понятий
В.В.Гуленко
СОЦИОНИКА – научное направление, изучающее составляющие коммуникации, типы энерго-информационного обмена, сложные группы типов и интертипные отношения, опираясь на комбинаторно-дихотомический метод. В узком смысле – социально-психологическая типология людей и межличностных отношений.
СОЦИОТИП – (ТИМ - тип информационного метаболизма) устойчивая структура личности человека, задающая пропорции между основными частями его психики – сенсорикой, интуицией, мышлением и чувствованием. Социотип человека на протяжении всей его жизни остаётся неизменным, хотя отдельные его функции и “наполняются” в разной степени в зависимости от фактора времени и среды.
СОЦИОМОДЕЛЬ – схема из восьми ячеек, которая показывает, как отдельные психические функции, заполняющие эти ячейки, взаимодействуют в рамках целостного типа. Ещё называют моделью А в честь её создателя – Аушры Аугустинавичюте. Состоит из четырёх основных блоков: Эго – наиболее развитые ментальные функции (блок “знаю”), Ид – функции ментальной компенсации (блок “могу”), Суперэго – функции, служащие для адаптации в социуме (блок “надо”) и Суперид – функции, создающие благоприятную коммуникативную среду типу (блок “хочу”).
СОЦИОН – совокупность 16-ти социотипов, отражающая полную и завершённую композицию самоорганизующихся систем в микро - и макросоциуме. Является эквифинальной структурой типологии, то есть представляет собой конечное состояние развития системы при любых её начальных условиях. Имеет четыре важнейшие подструктуры. Деление социона по интуитивному критерию даёт группы установок на род деятельности, деление по сенсорному критерию даёт темпераментные группы, деление по этическому критерию приводит к выделению квадр и, наконец, деление по логическому критерию вычленяет из социона кольца заказа и ревизии.
ИНТЕРТИПНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – объективно складывающиеся коммуникативные связи между социотипами людей. Проявляются тем сильнее, чем интенсивнее протекает коммуникация и ближе дистанция в общении. Различают, с одной стороны, симметричные отношения, при которых энергоинформационный обмен протекает равноправно, и, с другой стороны, асимметричные отношения – неравноправные, неизбежно приводящие к выделению лидера и ведомого.
КОЛЬЦА – векторные соционические группы, в которых энергия или информация передаются по фиксированному направлению от одного типа к другому, образуя замкнутый контур. В случае энергетического переноса говорят о кольцах заказа, а в случае информационного переноса – о кольцах ревизии. Как заказные, так и ревизные кольца различаются между собой по направлению переноса. Правые (эволюционные) кольца движутся с отрицательным ускорением, то есть замедляют своё движение с течением времени, а левые (инволюционные), наоборот, с положительным ускорением, то есть разгоняют социально-психологические процессы.
КВАДРЫ – объединение из четырёх социотипов с высокой степенью внутренней комфортности, в котором поддерживается темпераментный баланс и царит согласие относительно коммуникативных приоритетов. Квадры выполняют исторически различные миссии в обществе.
Первая квадра (альфа) – отличается наибольшим комфортом и познавательным потенциалом, её миссия – зарождение и распространение принципиально новых знаний.
Вторая квадра (бета) – наиболее организованная и идейно убеждённая, она осуществляет внедрение и организационное обеспечение новых проектов.
Третья квадра (гамма) – индивидуалистичная, но динамичная и деловая, её миссия заключается в критике и реорганизации общественной системы на прагматических началах.
Четвёртая квадра (дельта) – наиболее трудолюбивая и отзывчивая к морально-этическим сторонам жизни человека. Она завершает квадральный цикл доведением реформированной системы до совершенства и стабильности.
ЭВОЛЮЦИЯ – постепенное детерминированное развитие по сходящейся спирали, пресекающее отставания или забегания вперёд. Эволюционные типы ещё называют типами правого прогресса. Их основная характеристика – преобладание процесса над результатом. Более характерна для больших групп, чем для малых.
ИНВОЛЮЦИЯ – скачкообразное вероятностное развитие с резкими изменениями направления за счёт мутаций – труднопредсказуемых выбросов энергии. Другое название инволюционных социотипов – типы левого прогресса. Результат у инволюторов преобладает над процессом. Инволюция более характерна для малых групп, чем для больших.
СТАТИКА – равновесное состояние коммуникативной системы, способность типа или отношения долго пребывать в одном состоянии. Статические типы более “тяжёлые”, чем динамические, решают задачи основательнее, но менее отзывчивы к воздействиям внешней среды.
ДИНАМИКА – неравновесное состояние коммуникативной системы, ведущее к непрерывным изменениям в состоянии типа или отношения. Динамические типы намного “легче” статических, решают задачи быстрее, но испытывают трудности там, где нужна опора, основательность.
УПРАВЛЕНЦЫ – группа из четырёх социотипов, наиболее эффективная в материально-производственной сфере. В формуле управленческого социотипа обязательно содержатся развитые функции сенсорики и логики. К тяжёлым управленцам – тем, которые ведут себя устойчиво в экстремальных ситуациях и проявляют склонность к силовым методам, относятся Жуков и Максим Горький. Лёгкие управленцы - Штирлиц и Габен – гораздо менее стрессоустойчивы и хуже себя чувствуют в командно-иерархических системах.
САЙЕНТИСТЫ – группа из четырёх социотипов, наиболее эффективная в научно-исследовательской деятельности. В формулу сайентистского социотипа обязательно входят функции интуиции и логики. Тяжёлые сайентисты – Дон Кихот и Робеспьер – сильны в решении фундаментальных, трудноподъёмных научных проблем. Лёгкие сайентисты – Джек и Бальзак – лучше себя проявляют в мобильных подходах, характерных для решения кратковременных задач.
ГУМАНИТАРИИ – группа из четырёх социотипов, наиболее эффективная в сфере культуры, искусства, религии, психологии и других гуманитарных дисциплинах. Формула гуманитарного социотипа в обязательном порядке включает функции этики и интуиции. Тяжёлые гуманитарии – Гексли и Достоевский – сильны там, где нужно докапываться до глубинных проблем отдельного человека. Лёгкие гуманитарии – Гамлет и Есенин – хорошо отражают поверхностные, текущие проблемы массовой психики.
СОЦИАЛЫ – группа из четырёх социотипов, наиболее эффективная в социальной сфере (торговля, снабжение, услуги, досуг, здравоохранение и т.п.) В социальную формулу обязательно входят функции этики и сенсорики. Тяжёлые социалы – Наполеон и Драйзер – лучше подходят для организации жизнедеятельности в трудных, неблагоприятных условиях социума. Лёгкие социалы – Гюго и Дюма – отлаживают коммуникацию в благоприятном, комфортном социуме.
ЛОГИКА – мыслительная функция психики человека, обрабатывающая информацию и принимающая решения объективно, беспристрастно. В социоанализе общую функцию логики делят на логику деловую, означающую предприимчивость, трудозатраты, расчет выгоды, и на логику структурную, символизирующую классификацию, схематичность, организацию.
ЭТИКА – психическая функция субъективного суждения или оценки, основанная на вовлечённости во внутренний, душевный мир людей. В социоанализе общая этика делится на этику эмоций, т.е. чувства, переживания, волнения, и на этику отношений – привязанности, привычки, тяготения.
СЕНСОРИКА – функция конкретного восприятия мира через органы чувств. Социоанализ работает с двумя видами сенсорики – силовой сенсорикой, означающей силовой нажим, умение подчинить своей воле, заставить, и с сенсорикой ощущений, улавливающей комфорт, вкусовые и телесные ощущения, состояние здоровья.
ИНТУИЦИЯ – отвлечённое восприятие мира в целостных образах и картинах фантазии. В социоанализе выделяют две разновидности общей интуитивной функции – интуицию возможностей, то есть догадки, открытия, способности, и интуицию времени – изменчивость, противоречивость, мистические фантазии.
ЭКСТРАВЕРСИЯ – активная, но энергозатратная установка психики, ведущая к расширению, экспансии. В большинстве случаев как коммуникативным, так и интеллектуальным лидером в социуме оказывается экстраверт.
ИНТРОВЕРСИЯ – пассивная, но энергоэкономная и защитная установка психики, ведущая к освоению и углублению уже имеющегося. В силу своей большей сдержанности по сравнению с экстравертами интроверты редко оказываются в роли лидеров, особенно когда речь идёт о больших группах.
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – расчленённость и упорядоченность в организации психических функций, их дискретный, последовательный характер. Линейность в построении суждений, когда последующая мысль вытекает из предыдущей по закону причины и следствия. Рациональными функциями считаются логика и этика.
ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ – целостность и неразрывность в восприятии мира, континуальный, волновой, диффузный характер психических функций. Ассоциативность в построении суждений, когда соседствующие понятия соединяются вероятностной, беспричинной связью. Иррациональными функциями считаются сенсорика и интуиция.
Кто вы? Экстраверт или Интроверт?
Экстраверт вы или интроверт, можно предположить уже по внешним признакам. Как правило, более развитой половиной лица у экстравертов является левая, а у интровертов правая. Активная сторона лица кажется более вытянутой, активный глаз больше и осмысленнее. В целом, лица экстравертов подвижнее, у интровертов мимика сглажена (на лбу практически не бывает морщин).
Экстраверт направлен наружу, обращен к окружающим объектам. Понять других ему легче, чем самого себя. Интроверт как бы отделен от внешнего мира "прозрачной стеной". Себя ему понять легче, чем других. Для экстраверта вопрос самосовершенствования является большой проблемой, он обычно стремится изменить окружающих. Интроверт же "в чужой монастырь со своим уставом не ходит" и скорее сам постарается приспособиться. Экстраверт склонен к повышенной активности, часто переоценивает свои шансы, поступает опрометчиво. Интроверт наоборот, нуждается в активизации со стороны, всегда экономен в расходовании сил. Ошибочным является мнение, что "экстраверт это общительный весельчак", а "интроверт угрюмый отшельник". В спорных случаях следует понаблюдать, в какой степени человек выделяется на фоне окружающих. Экстраверт не боится открыто противопоставить себя обществу (например, он может демонстративно обособляться). Интроверт же предпочтет не выделяться в компании ни в ту, ни в другую сторону.
Экстраверт пропускает через себя большее количество информации, но рассматривает ее поверхностно. Интроверт думает медленнее. но прорабатывает информацию детально. В обществе экстраверт всегда заметнее интроверта. Экстравертный руководитель видит своей целью расширение производства, увеличение выпуска продукции. Организация его смело участвует в конкуренции, захватывает новые территории, открывает филиалы. Интересы коллектива подчиняются цели, поставленной руководителем. Это сфера крупного бизнеса. Установка оправдана при необходимости быстрого развития отрасли. Интровертный руководитель стремится к усовершенствованию системы отношений в коллективе, повышению качества труда. Он не любит конкуренции, мало интересуется чужими сферами влияния. Это сфера малого бизнеса. Установка способствует стабилизации жизни общества. Обычно изобретателем качественно нового товара является интроверт, а организатором его производства экстраверт.
Экстраверт стремится к ответственности, но не любит обязанностей. Ответственность воспринимается им как привилегия, а обязанность как насилие. У интроверта все наоборот он с удовольствием выполняет свои обязанности и всячески старается уйти от того, что называется ответственностью.
В компании экстраверт обращает внимание на других, старается их "расшевелить", рассмешить, иначе ему скучно. Интроверт стремится привлечь внимание к себе, а если не замечают ему становится неинтересно.
Экстраверт это вдохновитель и организатор. Интроверт прикрывает его тылы. Первый стремится добиться цели, изменить мир. Второй (даже если очень деятелен) скорее избегает неприятностей и неудач. Экстраверт постоянно недоволен тем, что не сделал еще чего-то, а интроверт что проявил "излишнюю активность. Критику за избыточную деятельность первый расценит как комплимент. Для второго же любая неосторожная реплика о том, что он перестарался, может надолго отбить желание действовать. Более устойчивые отношения бывают в браках, где один из партнеров экстраверт, а другой интроверт.
Таким образом:
Экстраверт:
ориентирован на внешний мир, раскрыт происходящим событиям;
активен, инициативен, склонен к риску;
открыто высказывает свое мнение;
контактен, легко знакомится и также легко расстается с людьми;
соотносит свои взгляды с мнением окружающих;
хорошо работает в коллективе.
Интроверт:
ориентирован на свой внутренний мир и свои впечатления от внешних факторов;
часто с трудом входит в новые контакты, поэтому имеет узкий круг друзей;
стремится к тишине, старается защититься от обилия новой информации;
внешне спокоен, выглядит задумчивым, как правило, молчалив;
обычно не любит неожиданностей;
хорошо работает в одиночку.
Кто Вы? Сенсорик или Интуит?
Сенсорика и интуиция это два взаимодополняющих понятия. Интуиция отождествляется идеей, а сенсорика с практикой. Первая имеет отношение к времени, вторая к пространству. В соционике выделяют два вида интуиции: интуицию возможностей (это умение угадывать уже заложенные объекте свойства) и интуицию времени (это возможность к предвидению будущих событий). Также различают два вида сенсорики это сенсорика ощущений, или способность организовывать пространство (умение создать комфорт, оценить гармонию форм, удобство и неудобство вещей) и сенсорика волевая, и способность завоевывать пространство (умение ориентироваться в нем, проявлять настойчивость, волю, овладение новыми навыками, знаниями).
Сенсорик живет "здесь и сейчас". У него более реалистичное мироощущение. Он практичен и наблюдателен, хорошо разбирается в материальном мире. Выбирает "синицу в руках".
Интуит живет в прошлом или будущем. Он хорошо разбирается в потенциальных возможностях людей, запоминает даты, анализирует прошлые ошибки, видит ход истории. Мечтает о "журавле в небе".
Сенсорик наделен от природы хорошо развитыми органами чувств. У него функционируют как внешние, так и внутренние рецепторы. Поэтому сенсорик хорошо чувствует состояние как чужого тела, так и своего собственного.
Порог чувствительности интуита гораздо выше, поэтому реагирует на внешние и внутренние раздражители с опозданием. Благодаря чему способен длительно не замечать физических неудобств, адаптироваться к боли. Он как бы отделен от своего тела. Собственные ощущения кажутся менее объективными, чем диагноз врача.
Отличаются эти типы даже по глазам. Глаза сенсорика это глаза очень хорошо видящего человека, подмечающего все детали. Походка его отчетлива, самоуверенна. Глаза интуита - "смотрят и не видят". Походка неуверенная, он как бы парит в воздухе и готов каждому уступить дорогу.
У сенсорика развиты ручные навыки. При наличии материальной отдачи, он будет заниматься стандартной, рутинной работой, получая от этого удовольствие. У интуита руки менее ловкие. "Приземленный", нетворческий вид труда не для него. Руками он может мастерить только неповторимые предметы, являющиеся плодом его фантазии.
Для сенсорика физическая оболочка является приоритетной. Ему очень важно, как выглядит партнер (и каково его материальное состояние). Критерием хороших отношений является создание комфортных условий партнеру.
Интуит оценивает содержание выше, чем форму. Для него важен "потенциал роста" партнера. Критерием хороших отношений является раскрытие лучших сторон личности партнера. Для сенсорика нет полноценной любви без телесного обладания объектом. А для интуита нет секса без любви.
В интеллектуальном отношении сенсорик владеет конкретным мышлением. Он исходит из фактов и движется от конкретного к общему. Ученый сенсорик накапливает много практических данных и потом их статистически обрабатывает. У него плохо развито воображение. То, что придумывает сенсорик это простая комбинация уже известного.
Интуит мыслит абстрактно. Факты ему нужны лишь для подкрепления гипотез (когда известному философу Георгу Гегелю заметили, что его теории расходятся с фактами, он ответил: "Тем хуже для фактов"). Интуит смело выдвигает гипотезу, а затем экспериментально подтверждает или опровергает ее. Он наделен творческой фантазией.
Сенсорик силен в прикладном искусстве, танцах, пении (народном) и, конечно, в спорте. Сфера деятельности интуита это наука (математика) и искусство (музыка).
В обществе сенсорики ориентируются на ближайшее прошлое, живя сегодняшним днем. Они "спринтеры". Если цель отдалена во времени, теряют ориентиры.
Интуиты ориентированы будущим, они формируют масштабные изменения, коренные повороты истории. Это "стайеры".
Что же хорошо для брака встреча двух одинаковых типов или сенсорика с интуитом? Сенсорик обычно проявляет инициативу к физическому сближению, а интуит заинтересован в перспективном развитии отношений. Поэтому близкое общение двух сенсориков может быть недолговечно (физическое пресыщение друг другом и неопределенность отношений в будущем). Даже в случае благоприятного развития событий они будут взаимоподавлять друг друга, ощущать тупиковую безысходность в любой неопределенной ситуации. Два интуита также не составят "идеальную" пару (во первых, они могут долго не идти на физическое сближение. Здесь уместен пример из фильма "Блондинка за углом", где герои, которых играют А. Миронов и Е. Соловей, "по-пионерски дружили" 10 лет, пока в их платоническую жизнь не ворвались сенсорики Блондинка со своим братом Геной).
Интуиты будут, во вторых, предъявлять друг другу претензии по плохой организации быта, несвоевременности действий, физической интимной неудовлетворенности.
Поэтому для брака хорошо создание союза: сенсорик интуит. Рядом с любящим сенсориком интуиту становится возможным воспринимать всю полноту жизни. Сенсорик ищет и добивается объекта влечения. Для интуита быть этим объектом означает "материализоваться" в этом мире. Для него собственная сексуальная активность нехарактерна. Интересно рассмотреть чувство ревности в такой паре. Интуит знает, что ничто не изменится от случайных проступков партнера. Ревнует сенсорик (исходя из своего опыта). Эта ревность напоминает интуиту, что он нужен и желанен.
Таким образом:
Сенсорный тип:
живет здесь и сейчас;
быстро ориентируется в пространстве;
практичен и деятелен;
уверен в себе;
реалист, многое любит делать своими руками.
Интуитивный тип:
размышляет о том, что было или, что предстоит;
интересуется всем новым, даже если это не обещает практического результата;
проявляет беспокойство о будущем (копит деньги на старость);
склонен к колебаниям и сомнениям;
тяготеет скорее к теории, чем к практике, к "ручной работе" не склонен.
Кто вы? Логик или Этик?
Логический тип больше распространен среди мужчин, этический среди женщин. Логические женщины часто выгладят мужеподобно. Они не отвлекаются на такие нерациональные "мелочи", как посещение парикмахерских, косметических салонов, домов моды.
Сила этических типов проявляется по отношению к людям, логических к объективному миру. Этик (эмоциональная личность) прекрасно разбирается в том, "что такое хорошо и что такое плохо". Он умеет налаживать контакты, манипулировать ими, является заботливым (но, как правило, по отношению к "своим людям"). Этическому типу важно не испортить свои связи, поэтому он может обещать не то, что способен выполнить, а то, чего от него "как от хорошего человека" ожидают другие. При этом этик не ощущает себя обманщиком, а, наоборот, "осторожным дипломатом". Для этического типа не существует "прав одного человека среди других людей". Он признает лишь тактику уговоров, просьб, "уламывания" и "выбивания" того, что ему нужно от других. Лучшим "толкачом", "пробивным типом" является именно этический (особенно этико-сенсорный экстраверт или интроверт). Этик пользуется критериями: "честно-нечестно", "гуманно-негуманно", поэтому объективная истина для него является понятием относительным.
Быть приятным и любимым вот чего виртуозно добивается каждый этический тип. Он легко становится эмоциональным центром коллектива. Видит и понимает не только свои, но и эмоции окружающих. За случайными словами, оговорками, мимикой этик способен разглядеть сложный мир чувств другого человека. Любовь относится к сфере этического мышления. Этик считает себя вправе первым проявить инициативу (Татьяна Ларина Евгению Онегину: "Я к Вам пишу, чего же боле...") Доверяет только своим симпатиям и антипатиям. Никогда не бывает уверен в логичности своего поведения, хотя старается строго выполнять все логические нормативы. Кругозор логических интересов этиков широк, они являются хорошими рассказчиками научных истин (хотя новых логических систем не изобретают). В социальной жизни субъективизм этиков имеет как положительную, так и отрицательную стороны. Они способны как защищать идеалы гуманизма, так и разжигать национальную и религиозную рознь. В любом коллективе этики создают и культивируют сеть неформальных контактов, что часто негативно отражается на интересах дела. Ведь коллектив -"теплая компания" занят исключительно углублением межличностных отношений. В браке партнерство двух этиков может быть либо нежизнеспособным (пример любви Ромео и Джульетты), либо достаточно мучительным с постоянными взаимными упреками, обидами, нотациями и выяснением отношений.
Этику очень важно, чтобы рядом находился партнер, способный контролировать его поступки с точки зрения разумности, привести хаос мыслей в логический порядок, решить практические проблемы. И таким партнером может быть только логик.
Логик (мыслительный тип) все свои поступки совершает, исходя из здравого смысла. Поэтому он уверен в правильности своего поведения, независимо от того, что по этому поводу думают окружающие. Деловые отношения не принесет в жертву этическим (хотя бы потому, что последние для него непонятны). Логик все старается сделать сам. Свою нужность другим доказывает делами. Его самостоятельность проявляется при решении проблем объективного мира. Свою правоту логик подтверждает фактами; уговаривать и просить не умеет (но сам на уговоры поддается). Свои обещания старается сдержать любой ценой. Поступки логический тип оценивает с точки зрения "правильно-неправильно", "разумно-глупо". Он не всегда уверен в этичности своего поведения, поэтому к этическим нормативам относится серьезно и педантично им следует (не проявляя творчества). Логик отличается начитанностью в области художественной литературы, которая дает ему возможность глубже понять чувства людей. Природу своих эмоций логик осознает плохо. Он менее влюбчив, чем этик, но его чувства более стабильны и продолжительны. Боится дать выход своим эмоциям. Логику мужчине легче спросить у возлюбленной: "Выйдешь ли ты за меня замуж?", чем сказать: "Я люблю тебя". Для развития чувств логика требуются сильные эмоции со стороны этика. Логический тип не может найти выхода из ситуации этического кризиса (ему трудно просить прощения). В коллективе хорошо чувствует себя на должности руководителя. Степень его объективности определяется полнотой имеющейся информации. Логики определяют ту часть коллектива, которая твердо ориентирована на поставленные цели и не скатывается на "выяснение отношений".
В браке союз двух логиков весьма проблематичен. Они постоянно поучают друг друга, оставаясь каждый при своем мнении. Ни один из них не чувствует себя по-настоящему любимым. Взаимная интеллектуальная "холодность" приводит к отталкиванию.
Логику нужен этик. Первого во втором привлекают живые эмоции. Второго в первом хладнокровие и ум.
Таким образом:
Логический тип:
ориентирован на систему, закон и порядок;
любит анализировать и устанавливать логические связи;
в интересах дела может игнорировать чувства людей;
не способен говорить о своих эмоциях, которые устойчивы и скрыты;
не любит выяснять причины ссор и недоразумений.
Этический тип:
человек чувства, хорошо разбирается в эмоциях окружающих;
способен влиять на других своими эмоциями и сам подвержен такому влиянию;
принимает решение под влиянием симпатий антипатий;
склонен идти на компромиссы ради хороших отношений;
сам обидчив и боится обидеть других;
часто говорит комплименты;
любовь для него самое важное в мире.
Кто вы? Рационал или Иррационал?
В жизни мы часто получаем либо похвалу за трезвый рационализм, либо упреки за излишнюю рациональность. Что же это за качество личности и чем оно отличается от своей противоположности иррациональности? Эти врожденные различия между людьми напрямую связаны с функциями полушарий головного мозга. У рационала за неподвижным объектом наблюдает правый глаз (левое полушарие), за движущимся левый (правое полушарие). У иррационала наоборот. Эти два противоположных типа можно различить уже по внешним признакам. Рационалы имеют угловатую фигуру, движения их лишены плавности, но всегда направлены и механичны. Тело зажато во многих местах, плохо изгибается (мануальным терапевтам приходится над ним потрудиться). Рационал всегда в тонусе, ему трудно расслабиться, работает равномерно и по плану. У иррационалов фигура имеет плавные линии, осанка как бы "отпущенная". Движения грациозны, без резких остановок. Тело гибкое, незафиксированное, пластическое. Характерное состояние иррационала расслабленность. Ему требуется усилие, чтобы напрячься, работа идет "волнообразно", без графика.
Рационалы способны долго удерживать какое-либо состояние как положительные, так и отрицательные эмоции. Они эмоционально стабильны, предсказуемы. Мало зависят от своих внутренних биоритмов. Для изменения настроения им требуется "веская" внешняя причина. В принципе, рационал способен в достаточной мере управлять своим состоянием: например, заставить себя выполнить работу, несмотря на плохое физическое и эмоциональное самочувствие.
Иррационалы отличаются изменчивостью состояния их настроение может меняться по нескольку раз в день без видимых причин. Оно тесно связано с внутренними биоритмами. Поэтому их психологические реакции для постороннего наблюдателя кажутся немотивированными.
Управление своим состоянием проблема для иррационала. Он вынужден дожидаться эмоционального подъема, чтобы наверстать упущенное на спаде. От этого страдает и качество работы, и график.
Мыслительный процесс у рассматриваемых нами категорий личностей также организован по противоположному способу. Рационалы это рассуждающие типы. Они последовательны, четко излагают мысль, но часто невосприимчивы к альтернативным суждениям. Для "внутреннего диалога" рационалы используют зрительные представления (понять что либо для них означает представить зрительно на "внутреннем экране"). Во внешнем общении особую роль играет слух и речь.
Иррационалы это воспринимающие типы. Они принимают мир как нечто целое, не упуская из внимания факты и объекты, которые не связаны причинно-следственными отношениями.
В разговоре, отвлекаясь на ассоциации, обычно теряют нить рассуждений. Для иррационалов характерна "внутренняя речь" с ее помощью они пытаются разобраться в проблеме. Во внешнем общении особая роль отводится зрению и жестикуляции с прикосновениями.
На социальном уровне рационалы являются как бы базой стабильности общества. Они уважают иерархию системы, не переносят обстановки хаоса. В рациональном обществе экономика носит производительный характер. В целом рационалы не склонны менять свои занятия, профессию. Карьеру делают поступательным образом.
Иррационалы позволяют себе "менять правила игры" в процессе самой "игры". Они по своей природе анархисты, отказываются от фиксированных мировоззрений. Делают экономику "коммерческой" (перемещают товары туда, где они дороже). Иррациональное производство всегда "кустарно" и мелкосерийно. Такие личности первыми подхватывают новые веяния в обществе (они же первыми отказываются от тех начинаний, когда те "приедаются").
В целом иррационалы склонны к переменам взглядов, занятий, профессий, так как надолго их интереса не хватает.
Более устойчивыми бывают отношения в браке, где оба партнера принадлежат к одному типу рациональному или иррациональному.
Таким образом:
Рациональный тип:
склонен к планированию и доведению дел до завершения;
стабильно работоспособен;
не любит менять своих решений, которые обычно хорошо продуманы;
соблюдает дисциплину сам и требует этого от других;
стремится все "разложить по полочкам", любит точность и пунктуальность.
Иррациональный тип:
может начинать сразу много дел, не доводя их до конца;
его работоспособность связана с изменчивым настроением;
предпочитает не связывать себя обязательствами, часто отпускает все "на волю случая";
любопытен, интересуется всеми новинками; обычно действует без подготовки, "веря в свою удачу".
Таблица признаков типов
Признаки типа | Псевдоним | |||
Рацио нальный | логико- | интуитивный | экстраверт | Джек Лондон |
интроверт | Робеспьер | |||
сенсорный | экстраверт | Штирлиц | ||
интроверт | Максим Горький | |||
этико- | интуитивный | экстраверт | Гамлет | |
интроверт | Достоевский | |||
сенсорный | экстраверт | Гюго | ||
интроверт | Драйзер | |||
Иррацио нальный | интуи тивно- | логический | экстраверт | Дон Кихот |
интроверт | Бальзак | |||
этический | экстраверт | Гексли | ||
интроверт | Есенин | |||
сенсорно- | логический | экстраверт | Жуков | |
интроверт | Габен | |||
этический | экстраверт | Наполеон | ||
интроверт | Дюма |
- Описание признаков (дихотомий) соционических типов Краткий справочник основных соционических понятий
- Описание признаков (дихотомий) соционических типов по Аушре Аугустинавичуте*
- Принцип построения Модели а(Модель а названа так по имени основательницы соционики Аушры Аугустинавичюте)
- Соционические аспекты
- Соционические типы
- Логико-интуитивный экстраверт - "Джек"
- Логико-сенсорный экстраверт - "Штирлиц"
- Этико-интуитивный экстраверт - "Гамлет"
- Этико-сенсорный экстраверт - "Гюго"
- Логико-интуитивный интроверт - "Робеспьер"
- Логико-сенсорный интроверт - "Максим"
- Этико-интуитивный интроверт - "Достоевский"
- Этико-сенсорный интроверт - "Драйзер"
- Интуитивно-логический экстраверт - "Дон Кихот"
- Сенсорно-логический экстраверт - "Жуков"
- Интуитивно-этический экстраверт - "Гексли"
- Сенсорно-этический экстраверт - "Наполеон"
- Интуитивно-логический интроверт - "Бальзак"
- Сенсорно-логический интроверт - "Габен"
- Интуитивно-этический интроверт - "Есенин"
- Сенсорно-этический интроверт - "Дюма"
- Логико-интуитивный экстраверт - "Предприниматель" (Джек Лондон, entj)
- Логико-сенсорный экстраверт - "Администратор" (Штирлиц, estj)
- Этико-интуитивный экстраверт - "Наставник" (Гамлет, enfj)
- Этико-сенсорный экстраверт - "Энтузиаст" (Гюго, esfj)
- Логико-интуитивный интроверт - "Аналитик" (Робеспьер, intj)
- Логико-сенсорный интроверт - "Инспектор" (Максим Горький, istj)
- Этико-интуитивный интроверт - "Гуманист" (Достоевский, infj)
- Этико-сенсорный интроверт - "Хранитель" (Драйзер, isfj)
- Интуитивно-логический экстраверт - "Искатель" (Дон Кихот, entp)
- Сенсорно-логический экстраверт - "Маршал" (Жуков, estp)
- Интуитивно-этический экстраверт - "Советчик" (Гексли, enfp)
- Сенсорно-этический экстраверт - "Политик" (Наполеон, esfp)
- Интуитивно-логический интроверт - "Критик" (Бальзак, intp)
- Сенсорно-логический интроверт - "Мастер" (Габен, istp)
- Интуитивно-этический интроверт - "Лирик" (Есенин, infp)
- Сенсорно-этический интроверт - "Посредник" (Дюма, isfp)
- Дуальные отношения
- Полудуальные отношения
- Отношения активации
- Миражные отношения
- Отношения полной противоположности
- Зеркальные отношения
- Конфликтные отношения
- Тождественные отношения
- Родственные отношения
- Отношения суперэго
- Деловые отношения
- Отношения квазитождества
- Отношения социальной ревизии
- Отношения социального заказа
- Характеры и рекомендации
- Основные заблуждения начинающих социоников