§12. Организационное развитие
Организационное развитие как профессиональная деятельность во многом сориентирована на те же цели, что и ПР в случае работы с внутренней аудиторией.
Впервые эффективность данного направления была продемонстрирована в известных экспериментах Э. Мэйо, проведенных еще в довоенное время в Готорне. В этом смысле у нас есть даже сближение в названиях - public relations - у нас и human relations - у Э. Мэйо. Были проведены эксперименты по изменению освещения, в которых участволва две группы работниц-женщин. В одной группе происходили действительные изменения в освещении, в другой - изменений не было. Но к удивлению исследователей и в той, и другой группе менялась производительность труда. Более того, как оказалось, она не зависела от изменения освещения, поскольку его то увеличивали, то уменьшали, то оставляли на прежнем уровне, а производительность все равно росла. Так исследователи пришли к выводу о задействованности какого-то иного фактора. Им оказался человеческий фактор. Работницы, ощущая внимание к себе, в ответ увеличивали производительность, при этом реальная освещенность могла даже ухудшаться. Э. Мэйо был профессором индустриальных исследований в Гарварде. В Америку он попал из Австралии по рокфеллеровскому гранту. Анализ его экспериментов показал, что фабрика не просто выполняет экономические функции, выпуская товары, но и несет определенные социальные функции, создавая и распределяя удовлетворение людей.
Организационное развитие занимается плановыми изменениями сложных организаций, это менеджмент изменений. Действуя в конкурентной среде, организации должны постоянно изменяться, чтобы не проиграть в борьбе. К тому же резко изменилась динамика современного мира, что вновь требует сделать именно изменения серьезной составляющей успешной работы. Изменениям противодействует множество технологических и психологических преград. наН. Тичи и М. Деванна перечисляют большое количество разнообразных причин сопротивления переменам, среди которых: организационные, технические, политические, культурологические (Тичи Н., Деванна М.А. Лидеры реорганизации. - М., 1990).
Ф. Лютханс делит причины, толкающие организации на изменения, на внутренние и внешние (Luthans F. Organisational behavior. - New York etc., 1977. - Р. 530), среди внешних причин он называет следующие:
1. Высокая конкуренция на рынке.
2. Возросшая скорость технологических изменений.
3. Изменяемость в физической и социальном окружении.
Изменения становятся объектом организационного развития (ОР) и характеризуется следующим образом:
1. Изменения должны носить плановый характер, поскольку они должны отличаться от случайного набора действий.
2. Изменения должны охватить всю систему.
3. Акцент должен быть сделан на группе, что более эффективно, чем уделять внимание индивидам или организации.
4. Изменения должны строиться в долговременной переспективе, хотя всегда существует давление идти к сиюмтинутным результатам.
5. Необходимо участие "агента изменений", третьего лица, которое выступит в роли "каталиста", поскольку при взгляде изнутри достаточно трудно увидеть точки изменений.
При этом возникает парадоксальная ситуация, когда изменения в рамках подструктуры натыкаются не только на серьезное противодействие, но и имеют целый ряд непрогнозируемых последствий с точки зрения взаимооотношений с другими подструктурами. С другой стороны, изменения структуры в целом могут стать настолько общими, что никак не отразятся на еждневной конкретной работе.
Есть также очень близкай к ПР проблема, касающаяся создания корпоративной культуры, выработки единой идеологии группы. По мнению специалистов (Cohen A.R. a.o. Effective behavior in organisations. - Homewood, 1976. - Р. 234) группы с сильным чувством собственной идентичности подчиняются следующим тенденциям:
1. Своя группа воспринимается как "лучшая" сравнительно с другими.
2. Оценки идей своей группы завышаются, чужой - занижаются.
3. Имеет место завышение своей компетентности и занижение компетентности других.
4. Переоценивание собственных лидеров и недооценка чужих лидеров.
5. Уменьшение взаимодействия и коммуникаций с другой группой.
6. Искажение информации о другой группе в сторону представления ее в неблагоприятном свете.
7. Недоверие к членам другой группы.
Интересно, что если перенести эти тенденции на время перестройки, то в рамках них видно, как происходило разрушение идентичности в бывшем СССР, поскольку по всем этим параметрам имеа место переориентация на мнение другой группы - западной модели мира, в то время как своя была откинута за непригодностью. Возможно, это также связано с другим принципом межгруппового взаимодействия: чем активнее взаимодействие между двумя группами, тем большей становится тенденция к сотрудничеству. Чем частотнее и открытее становится информационный поток между группами, тем скорее развиваются общие цели. Тенденция к сотрудничеству также вырастает при наличии а) общего врага, б) общая ответственность за решение проблемы.
Важной составляющей анализа предприятия является поиск точек напряжения, поскольку легче направлять людей на изменения тогда, когда они ощущают определенный дискомфорт, неудолетворенность. А. Коэн и др. предлагают серию вопросов для такого анализа (Cohen A.R. a.o. Effective behavior in organisations. - Homewood, 1976. - Р. 247):
1. Где есть напряженность в системе?
2. Как связано подразделение (человек, группа и т.д.), имеющее проблему, с другими организационными подразделениями?
3. До какой степени организщация действует как иерархия?
4. В каком месте системы есть наибольшая готовность к изменениям?
Этот анализ позволяет начать осуществлять изменения с наименьшей степенбю давления, которая, как правило. вызывает обратный эффект.
В результате предлагается следующий путь поиска диагноза для изменений:
| Функциональные | Дисфункциональные |
Легко поддающиеся изменениям | А. Поддержка | В. Концентрация |
Не так легко поддаются изменениям | Б. Защита | Г. Отгораживание |
А. Функциональное поведение системы, которое можно изменить, должно быть поддержано и стимулировано.
Б. Функциональное поведение, которое не следует менять, может быть проигнорировано или защищено от мешающих влияний.
В. На дисфункциональное поведение, которое легко поддается изменениям, следует направить максимум энергии.
Г. Дисфункциональное поведение, которое не так легко изменить, следует постараться изолировать, поскольку не имеет смысла затрачивать усилия в этой сфере.
Как видим, почти вся проблематика "организационного изменения" очень сильно перекликается с задачами ПР. Это также касается тех или иных методов анализа, задействованных в рамках организационного развития.
Литература
Казмиренко В.П. Социальная психология организаций. - Киев, 1993
Роджерс Э., Аргвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. - М., 1980
Тичи Н., Деванна М.А. Лидеры реорганизации. - М., 1990
Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. - М., 1987
Уотерман Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентноспособность лучшие компании. - М., 1988
Brown J.A.C. The social psychology of industry. - Harmondsworth, 1969
Cohen A.R. a.o. Effective behavior in organisations. - Homewood, 1976
Luthans F. Organisational behavior. - New York etc., 1977
Заключение
Паблик рилейшнз делает в странах СНГ свои первые шаги. Но если теория в рамках нашего контекста еще только созревает, то практика созрела уже давно. Ведь первые структуры по связям с общественностью уже давно функционируют в рамках силовых ведомств и спецслужб. Их нацеленность на работу в рамках кризисных ситуаций заставила начать свои наработки именно в этом направлении. Если же посмотреть на ситуацию на Украине в целом, то несомненно, что общество, находящееся в переходном периоде, требует особого внимания к человеку, реально потерявшему многие свои социальные ориентиры.
Паблик рилейшнз порождает научный подход к разнообразным проблемам социального управления. Следует давно перейти от накопления нерешаемых проблем к их разрешению, и в этом существенную помощь обществу может оказать паблик рилейшнз, которая вбирает в себя многие результаты ряда наук коммуникативного цикла. Без знания их невозможно эффективное функционирование в качестве специалистов по ПР.
Паблик рилейшнз заинтересована как во внешней, так и во внутренней аудитории. Это отражение внимания общества к человеку, когда человек перестает быть безмолвным винтиком. С другой стороны, условия демократического развития позволяют большим группам людей иметь автономное от других поведение. Речь идет о сознательном порождении разнообразия человеческого поведения. Все это в ответ требует усиления работы методов, позволяющих достигать определенного согласия в поведении.
Паблик рилейшнз одновременно и наука, и искусство. Поэтому она требует нового поколения профессионалов, к которым мы еще не готовы, поскольку не можем осуществить соединения как теоретических знаний, так и практических умений.
Литература
Алешина И. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. - М., 1997
Андрунас Е.Ч. Бизнес и пропаганда. - М., 1996
Арнольд Н. Тринадцатый нож в спину российской рекламе и public relations. - М., 1997
Баркеро Кабреро Х.Д. Связи с общественностью в мире финансов. - М., 1996
Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М., 1989
Барт Р.Мифологии. - М., 1996
Бауер В. и др. Энциклопедия символов. - М., 1995
Белановский С.А. Метод фокус-групп. - М., 1996
Берд П. Продай себя. Тактика совершенствования Вашего имиджа. - Минск, 1997
Блажнов Е.А. Паблик рилейшнз. - М., 1994
Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? - М., 1990
Борев Ю.А., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. - М., 1986
Борисов А.Ю. Роскошь человеческого общения. - М., 1998
Борисов Б.Л. Реклама и паблик рилейшнз. Алхимия власти. - Рига, 1997
Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М., 1998
Браун Л. Имидж - путь к успеху. - СПб., 1996
Бурдье П. Социология политики. - М., 1993
Валовая М.Д. Азы древнейшого ремесла, или 13 бесед о рекламе и маркетинге. - М., 1994
Веркман К. Дж. Товарные знаки. Создание, психология, восприятие. - М., 1986
Викентьев И.Л.Приемы рекламы и public relations. - СПб., 1995
Викентьев И.Л. Приемы рекламы. - Новосибирск, 1993
Герцштейн Р.Э. Война, которую выиграл Гитлер. - Смоленск, 1996
Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1987
Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. - Ростов-на-Дону, 1996
Гринберг Т. Политическая реклама: портрет лидера. - М., 1995
Грушин Б.А. Массовое сознание. - М., 1987
Данкел Ж., Парнхэм Э. Ораторское искусство - путь к успеху. - СПб., 1997
Дейвис Ф. Ваш абсолютный имидж. Книга для политиков и бизнесменов, мужчин и женщин. - М., 1997
Джей Э. Эффективная презентация. - Минск, 1997
Джеймс Дж. Эффективный самомаркетинг. Искуство создания положительного образа. - М., 1998
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М., 1996
Дмитриев А. и др. Введение в общую теорию конфликтов. - М., 1993
Дмитриев А. и др. Неформальная политическая коммуникация. - М., 1997
Добрович А. Общение: наука и искусство. - М., 1996
Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз. - М., 1996
Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., 1996
Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. - М., 1980
Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. - М., 1972
Ершов П.М. Искусство толкования. - В 2-х чч. - Дубна, 1997
Жмыриков А.Н. Как победить на выборах. - Обнинск, 1995
Зарецкая Е.Н. Логика речи для менеджера. - М., 1997
Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера по PR. - СПб., 1997
Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М., 1996
Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. - М., 1995
Зильберт Б.А.Социопсихолингвистическое исследование текстов радио, телевидения, газеты. - Саратов, 1986
Зяблюк Н.Г. Индустрия управляемой информации ("Паблик рилейшнз" - система пропаганды большого бизнеса США). - М., 1971
Имидж лидера. - М., 1994
Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. - М., 1995
Каррас Ч.Л. Искусство ведения переговоров. - М., 1997
Керлот Х.Э. Словарь символов. - М., 1994
Конецкая В.П. Социология коммуникации. - М., 1997
Королько В. Основи паблик рілейшнз. - Київ, 1997
Курбатов В.И. Как успешно провести переговоры (пособие для деловых людей). - Ростов-на-Дону, 1997
Лебедев А.К., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. - М., 1995
Лебедева Т.А. Искусство обольщения. Паблик рилейшнз по-французски. Концепции. Практика. - М., 1996
Лебедева Т.А.Путь к власти. Франция: выборы президента. - М., 1995
Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб., 1995
Леонтьев А.А. Психология общения. - Тарту, 1974
Леммерман Х. Учебник риторики. - М., 1997
Маслоу А. Психология бытия. - М. - К., 1997
Массовоесознание и массовые действия. - М., 1994
Мастенбрук В. Переговоры. - Калуга, 1993
Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. - М., 1996
Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. - М., 1986
Михальская А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. - М., 1995
Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. - М., 1996
Московичи С. Век толп. - М., 1996
Невзлин Л.Б."Паблик рилейшнз" - кому это нужно? - М., 1993
Ниренберг Дж.Маэстро переговоров. - Минск, 1996
Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. -М., 1996
Одайник В.Психология политики. Политические и социальные идеи Карла Густава Юнга. - СПб., 1996
Пави П.Словарь театра. - М., 1991
Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. - М., 1989
Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. - М., 1988
Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. - Нижний Новгород, 1992
Плэтт В. Информационная работа стратегической разведки. - М., 1958
Плэтт В.Стратегическая разведка. Основные принципы. - М., 1997
Политическиепартии в условиях демократии. Роль и функции партий в политической системе Федеративной Республики Германии. - Санкт Аугустин, 1995
Похлебкин В.В. Международная символика и эмблематика. - М., 1989
Почепцов Г.Г. Имидж: от фараона до президента. - Киев, 1997
Почепцов Г.Г. Имидж и выборы. - Киев, 1997
Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. - Киев, 1998
Почепцов Г.Г. Имиджмейкер. Паблик рилейшнз для политиков и бизнесменов. - Киев, 1995
Почепцов Г.Г. История руской семиотики до и после 1917 года. - Москва, 1998
Почепцов Г.Г.Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. - Москва, 1998
Почепцов Г.Г. Национальная безопасность стран переходного периода. - Киев, 1996
Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. - Киев, 1998
Почепцов Г.Г. Символы в политической рекламе. - Киев, 1997
Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. - Москва, 1998
Почепцов Г.Г. Тоталитарный человек. Очерки тоталитарного символизма и мифологии. - Киев, 1994
PR: международная практика. - М., 1998
Пресса и общественное мнение. - М., 1986
Райх В. Психология масс и фашизм. - СПб., 1997
Речевое воздействие. Проблемы прикладной психолингвистики. - М., 1972
Рощин С.К. Психология и журналистика. - М., 1989
Романов А.А.Грамматика деловых бесед. - Тверь, 1995
Рожков И.Я. Реклама: планка для "профи". - М., 1997
Рюкле Х.Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. - М., 1996
Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. - Л., 1989
Смелсер Н. Социология. - М., 1994
Соколов И. Как стать президентом. Технология популярности / Лаптенок А. Искусство информации. Выборы: работа с общественностью. - Минск, 1995
Сопер П. Основы искусства речи. - Ростов-на-Дону, 1995
Строениефильма. - М., 1985
Сэндидж Ч. и др. Реклама: теория и практика. - М., 1989
Тайны рекламного двора. Советы старого рекламиста. Дэвид Огилви и другие о рекламе. - М., б.г.
Таннен Д.Ты меня не понимаешь! Почему женщины и мужчины не понимают друг друга. - М., 1996
Тульчинский Г.Л. Public Relations. Репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство. - СПб., 1994
Ульяновский А. Мифодизайн рекламы. - СПб., 1995
Ушакова Т.Н. и др. Ведение политических дискуссий. Психологический анализ конфликтных выступлений. - М., 1995
Фаст Дж.Язык тела. Холл Э.Как понять иностранца без слов. - М., 1995
Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражений. - М., 1990
Фрюминг Р., Лаком Ж. Взаимодействие ради результата. Практикум делового общения. - Ростов-на-Дону, 1997
Ходжсон Дж. Переговоры на равных. - Минск, 1998
Хофф Р. Я вижу вас голыми. Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести. - М., 1996
Хренов Н.А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. - М., 1981
Чередниченко Т. Типология советской массовой культуры: между "Брежневым" и "Пугачевой". - М., 1994
Честара Дж. Деловой этикет. Паблик рилейшнз. - М., 1997
Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. - М., 1994
Шерковин Ю.А. Наружная реклама. Трудное искусство простоты. - М., 1995
Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. - М., 1973
Шлях до перемоги. Технологія виборчої компанії. - Київ, 1993
Шпигель Дж. Флирт - путь к успеху. - СПб., 1996
Элиаде М. Аспекты мифа. - М., 1995
Юнг К.Г. Психологические типы. - М., 1996
Юри У. Преодолевая "нет", или переговоры с трудными людьми. - М.,1993
Юридическая конфликтология. - М., 1995
Языки моделирование социального взаимодействия. - М., 1987
Яковлев И. Паблик рилейшнз в организациях. - СПб., 1995
Arfin F.N. Financial public relations. Lessons from the corporate leaders. - London, 1994
Argyle M. Psychology of happiness. - London etc., 1994
Aronson M., Spetner D. The public relations writer's handbook. - N.Y. etc., 1993
Barker L.L. Communication. - Englewood Cliffs, 1984
Barker L.A. a.o. Groups in process: an introduction to small group communication. - Englewood Cliffs, 1979
Bernays E.L. The later years. Public relations insights 1956-1986. - Rhinebeck, 1986
Bettinghaus E.P. Persuasive communication. - N.Y. etc., 1968
Bird P. Sell yourself. Persuasive tactics to boost your image. - London, 1994
Black S. Introduction to public relations. - London, 1989
Black S. The essentials of public relations. - London, 1993
Bruce B. Images of power. How the image makers shape our leaders. - London, 1992
Campaign'92: new frontiers in political communications // American Behavioral Scientist. - 1993. - N 2
Center A.H. a.o. Public relations practices. Managerial case studies and problems. - Englewood Cliffs, 1990
Cutlip S.M. a.o. Effective public relations. - Englewood Cliffs, 1994
Fiske J. Introduction to communication studies. - London etc., 1990
Fiske J. Understanding popular culture. - London etc., 1989
Fiske J., Hartley J. Reading television. - London etc., 1988
Glossary of public relations terms in 7 languages. - [London],s.a.
Forceville Ch. Pictorial metaphor in advertising. - Amsterdam, 1994
Green P.S. Winning PR tactics. Effective techniques to boost your sales. - London, 1994
Holsti O. Content analysis for the social sciences and humanities. - Reading, Mass., 1969
Jamieson K.H. Packaging the presidency. A history and criticism of presidential campaign advertising. - New York - Oxford, 1996
Jefkins F. Public relations. - London, 1992
Jovet G.S., O'Donnell. Propaganda and persuasion. - Newbury Park etc., 1992
KeyW.B.Subliminal seduction. Ad media's manipulation of not so innocent America. - N.Y., 1973
Larson Ch.U. Persuasion: reception and responsibility. - Belmont etc., 1995
Maltese J.A. Spin control. The White House Office of Communications and the management of presidential news. - Chapel Hill etc., 1992
McGinnis J. The selling of the president 1968. - Richmond Hill, 1970
Nominating the president. Ed. by E.H.Buell, L. Sigelman. - Knoxville, 1991
Norlund R. A triangle drama. Authorities, citizens and media in crisis. - Stockholm, 1994
Packard V. The hidden persuaders. - N.Y., 1957
Political mythology and popular fiction. Ed. by E.J. Yanarella, L. Sigelman. - New York etc., 1988
Sampson E. The image factor. A guide to effective self-presentation for career enhancement. - London, 1994
Schechner R. Performance theory. - N.Y. etc., 1988
Seitel F.P. The practice of public relations. - N.Y. etc., 1992
Wayne S.J. The road to the White House 1996. The politics of presidential elections. - N.Y., 1996
White J., Mazur L. Strategic communications management. Making public relations work. - Wokingham etc., 1995
Wilcox D.L., Nolte L.W. Public relations writing and media techniques. - N.Y., 1995
Williamson J. Decoding advertising. Ideology and meaning in advertising. - London etc., 1978