logo
Структура делового общения

Этика делового общения

Этика делового общения основывается на таких правилах и нормах поведения партнеров, которые, в конечном счете, способствуют развитию сотрудничества, т.е. укрепляют сущностную основу деловых отношений. Смысл этих правил и норм - укрепление взаимного доверия, постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, исключение обмана и дезориентация партнера. Практика делового общения разработала немало кодексов чести предпринимателя, профессиональных кодексов банкиров и т.п.

Целью данной работы является рассмотрение структуры делового общения.

Объект- структура делового общения

Предмет- взаимосвязь элементов данной структуры

1. Структура делового общения

Отличительные особенности обстоятельств делового общения:

1.Наличие специального повода или причины для общения. Общность или целей или мотивов или деятельности.

2.Наличие общего социального пространства - времени: организация, группа, команда.

3.Взаимосвязанность участников - система социальных ролей и иерархичность общения.

4.Регламентация форм общения.

5.Псевдообъективность общения. Понятие “деловое общение” подчеркивает целесообразность и возможность разведения субъективных желаний и объективных условий в процессе личного взаимодействия. Роль знакомых и близких отношений в деловом общении.

В случае делового общения желание общаться вторично по отношению к необходимости. Принудительность - главный психологический признак, отличающий деловое общение от ритуального и межличностного.

Формальным контекстом делового общения выступает организация.

ОРГАНИЗАЦИЯ - форма объединения людей, обладающая функциями и структурой, заданными внешней средой, существующая независимо от конкретных людей в ней взаимодействующих. Реальная социально-профессиональная структура общества существует как система организаций различного уровня и характера.

Место работы - одна из важнейших взаимосвязей между отдельным человеком и обществом. Время работы - время активной работы организма и период жизненного расцвета. Поэтому, вопрос, какая у тебя работа и хорошо ли тебе на работе, оказывается важнейшим. Рассматривая социально - психологическую структуру делового общения, мы выделяем:

во-первых, систему социальных ролей - начальники, коллеги, подчиненные, партнеры, клиенты, в которых выступают субъекты делового общения. Начальник - человек, обладающий правом распоряжения в заданном социально-профессиональном пространстве -времени в силу внешних обстоятельств и наличия специальных свойств. Роль начальника требует способности, решать, организовывать, приказывать, контролировать, поощрять и наказывать. Коллега - человек, находящийся с другим в одном профессиональном сообществе и близком социальном и служебном статусе. Эта роль предполагает отношения равноправия, профессионального взаимодействия, профессиональной лояльности и этики. Подчиненный - эта роль требует способности исполнять, следовать правилам и повиноваться. Начальник и Подчиненный должны соблюдать дистанцию между собой.

Партнерские отношения = Осознание:

1 взаимовыгодности сотрудничества;

2. общего пола деятельности в определенном пространстве - времени - «нам не жить друг без друга». Выработка стратегии поведения, позволяющей сохранить отношения и «лицо» каждого партнера. Отношения «Фирма - Клиент» подчеркивают потребность и заинтересованность одного субъекта в поддержании отношений с другим.

Во-вторых, систему психологических ролей разного уровня и содержания - творцы и исполнители, лидеры и конформисты, холерики и меланхолики, которые обуславливают особенности психологических реакций и поведенческого стиля участников общения.

В-третьих, систему условий реализации делового общения: хронотоп общения - от первого контакта до окончания, социальное пространство общения, способы общения, барьеры и нарушения общения.

Мотивы участников общения сводятся к трем основным группам:

1. достижение конкретного результата,

2. получение социально-психологических преимуществ - денег, власти, славы,

3. реализация в процессе совместной деятельности личных отношений - дружбы, любви, зависти, мести. Роли в сочетании с мотивацией участников делового общения позволяют определить и закрепить языки и формы, в которых реализуются отношения между ними.