logo
Структура делового общения

Культура делового общения

Культура делового общения -- необходимое условие профессиональной деятельности человека. Она представляет собой культуру речи и манер, умения тактично пользоваться интонацией и жестами. Культура делового общения основывается на действиях, выражающих доброжелательное отношение к окружающим людям.

Этап взаимной ориентировки основан на порою бессознательном анализе внешнего вида, манер, имиджа человека. Он позволяет определить стратегию и тактику делового общения, интересы партнера, его эмоциональное состояние. На данном этапе люди используют невербальные средства общения: контакт глаз, интонацию голоса, гармонию жестов, мимику. Очень многое могут сказать приветственное движение руки, почтительный наклон головы, доброжелательное выражение глаз.

Установление контакта начинается с обращения или рукопожатия. Уже тем, как люди здороваются, они выражают свое расположение, искренность, воспитанность. Смысл рукопожатия заключается в том, чтобы, протягивая правую руку, показать отсутствие в ней оружия. Так было во времена рыцарства. Хотя сейчас мы меч не носим, обычай этот сохранился. Здороваться надо приветливо, с улыбкой, глядя человеку в глаза.

Богатство русского языка позволяет человеку приветствовать другого, начиная с пожелания «доброго утра» и кончая «спокойной ночи», а повстречав его днем, вежливо улыбнуться, пожелав «доброго дня».

За приветствием следует обращение к человеку. В.Г. Белинский в «Письме к Гоголю» сказал горькие слова: «Россия представляет собой ужасное зрелище страны, где люди сами себя называют не именами, а кличками: Ваньками, Васьками, Степками, Парашками» (2).

Верно, говорят, что доброе имя, как и честь, следует беречь смолоду. Дейл Карнеги советует: «Если хотите понравиться людям, соблюдайте правило: помните, что имя человека -- самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке».

С целью успешного проведения собственно деловой части необходимо построить план беседы и мысленно проиграть различные варианты. Секрет успешной беседы заключается в исключительном внимании к собеседнику. Если вы стремитесь быть хорошим собеседником, будьте внимательным слушателем. Карнеги советует: «Задавайте вопросы, на которые другому человеку будет приятно отвечать. Поощряйте к тому, чтобы собеседник рассказывал о себе и своих достижениях. Помните, что человека, с которым вы разговариваете, в сто раз больше интересует он сам, его нужды и его проблемы, чем вы и ваши проблемы. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе и говорите о том, что интересует вашего собеседника».

Аргументирование -- наиболее трудная часть беседы, требующая профессиональных знаний, внимания, присутствия духа, напористости и вместе с тем корректности. Различают корректную аргументацию, основанную на приемах логики и психологии, и спекулятивную, которую сравнивают с ударом «ниже пояса».

Логика и риторика дают ряд общих советов о правилах аргументации:

* Оперировать простыми, ясными, точными и убедительными понятиями.

* Аргументы должны быть достоверными: если правда имеет привкус лжи, то собеседника лучше избавить от нее.

* Способ и темп аргументов должны соответствовать особенностям темперамента собеседника.

* Аргументы должны быть не многочисленными, но яркими.

* Аргументирование не должно быть декларативным или выглядеть как «монолог главного героя».

* Четко расставленные паузы оказывают больше влияния, чем.поток слов.

* Следует открыто признавать правоту своего собеседника и соблюдать этику делового человека.

Аргументы различают по степени воздействия на ум и чувства людей: сильные, слабые, несостоятельные.

Сильные не вызывают критику, их нельзя опровергнуть: это законы, уставы, заключения экспертов, показания свидетелей, статистическая информация и т.п. Слабые аргументы вызывают сомнения оппонентов: это умозаключения, основанные на догадках, ссылки на малоизвестные авторитеты, доводы и умозаключения личного характера и т.д.