logo
эдо - методичка

Место этики в деловом мире.

Этика деловых отношений строится на социальной ответственности, то есть обязательствах к другим людям, как во внутренней среде организации, так и в обществе в целом.

Социальная ответственность бизнес – организации предполагает:

1. предотвращение конфликтных ситуации между организацией и обществом, в котором она функционирует;

2. решение социальных проблем общества /участие в защите среды обитания, добровольные пожертвования на местные благотворительные нужды, финансирование социальных программ, направленных на эффективное здравоохранение, образование, культуру, на защиту прав потребителя, соблюдение гражданских прав и свобод и т.д./;

3. соблюдение норм и ценностей, как в обществе, так и в организации. Руководитель должен придерживаться той же системы общезначимых ценностей и норм поведения, что и рядовой служащий, гражданин - на этом едином стержне строится благополучие и стабильность в обществе. А чем более благополучна этическая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается и для бизнеса. Неэтичное поведение и напряженные взаимоотношения рано или поздно оборачиваются если не прямыми экономическими убытками, то социальными и нравственными издержками для организации, социальной среды и резким падением имиджа руководителя и возглавляемой организации.

Таким образом, соблюдение этики деловых отношений - принцип полудобровольный, полупринудительный. На Западе дело поставлено так, что быть честным, порядочным в бизнесе выгодно. Практически во всех организациях действуют комитеты по этике, проводятся социальные ревизии, вводится обязательное обучение этическому поведению.

Этические нормативы в деловом общении определяют общие ценности и правила этики, цели организации, они направлены на создание этичной атмосферы в организации и определяют этичные рекомендации в процессе принятия решения. Эти нормы запрещают: взятки, вымогательство, подарки, выплата соучастнику части незаконно полученных денег, конфликт на почве столкновения интересов, мошенничество, раскрытие секретов компании, использование информации в корыстных целях, противоправное поведение ради интересов фирмы.

Социальные ревизии создаются для оценки и составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организаций, что, в свою очередь, выявляет уровень социальной ответственности организации и то, насколько она отвечает моральным нормам социума.

Обучение этичному поведению распространяется в обязательном порядке на всех - от руководителя до рядового работника. Существует общая программа, учебный предмет (соответствующий университетским требованиям) и освоение норм деловой этики на специальных учебных курсах с выдачей сертификата. Поступающие на работу зачисляются в штат только после ознакомления с нормами корпоративной этики данной организации.

  1. Принципы деловых отношений предполагают:

Этика деловых отношений включает в себя такие нормы, как

  1. Свобода. Это означает, что деловой человек должен ценить не только свободу своих коммерческих действий, но и свободу своего конкурента /делового партнера/, что выражается в недопустимости вмешательства в его дела, ущемления даже в мелочах его интересов.

  1. Терпимость. Предполагает снисхождение к слабостям и недостаткам партнеров, клиентов, подчиненных, коллег.

  1. Тактичность и деликатность. Означает признание своего партнера равноценной и равноправной личностью с учетом особенностей пола, возраста, национальности, принадлежности к той или иной религиозной конфессии, а также темперамента, привычек и т.д.

  1. Справедливость. Предполагает объективную оценку личностно-деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость критике, самокритичность.

  1. Деловая обязательность (так называемое «техасское рукопожатие»).Означает, что стороны просто договариваются, что будут вместе заниматься каким-нибудь делом. И если кто-то нарушил условия договора, никто больше не будет вести с ним дело.

1. Выполнение контракта (договора) в точности и в срок, что является одновременно юридическим актом и этическим принципом, показателем репутации и степени надежности делового партнера;

2. Приглашение на работу (продвижение по службе) осуществлять по степени соответствия следующим критериям: профессиональная компетентность, честность, порядочность, готовность к риску;

3. способность взять ответственность на себя ответственность.

Все вышеназванные принципы и нормы определяют модель нравственного облика современного делового человека, который: