Тема 2. Возникновение морали и ее историческое развитие
Нравы и обычаи родового строя. Община – первая форма социальной организации. Существование человека в рамках общины первоначально регулировалось с помощью запретов (табу) на определенные виды поведения. На основе табу сложились обычаи и традиции, которые существенно отличаются от норм морали по способу регуляции:
-
обычай территориально ограничен, моральная норма всечеловечна;
-
обычай конкретен в предъявлении требований, моральная норма универсальна;
-
обычай опирается на авторитет общественного мнения, моральная норма на понимание добра вообще;
-
обычай выступает формой внешнего принуждения, моральная норма требует от человека внутреннего согласия с ней;
-
обычай не предоставляет человеку свободы в выборе поступка, мораль требует свободного поступка.
Ряд норм регулировал отношения между общинами. Одним из правил межобщинного общения являлся обычай кровной мести.
Разложение родового строя и возникновение морали как формы общественного сознания. Разложение первобытнообщинного строя и индивидуализация общественной жизни требовали индивидуальных средств нравственной ориентации. Эти средства предложила обществу мораль, сформулировав новый универсальный принцип поведения, зафиксированный вначале в массовом сознании, а затем в религиозных и философских текстах. Этим принципом явилось "Золотое правило нравственности": «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе», явившееся свидетельством возникновения морали как формы общественного сознания, причинами появления которой являются:
-
разделение труда;
-
появление имущественного неравенства;
-
расширение географии человеческих отношений;
-
появление отрицательной реакции на нравы властьимущих;
-
индивидуализация общественной жизни.
Возникновение социально неоднородного общества обусловило появление потребности в согласовании индивидуальных интересов людей с интересами общества. Мораль явилась способом удовлетворения этой потребности, наряду с правом и религией.
Возникновение христианства как факт морального прогресса. Появление морали, став огромным скачком в духовном развитии человечества, нашло свое отражение в христианской религии, предложившей программу нравственного совершенствования через постижение идеи Бога, помогая тем самым морали регулировать отношения между людьми в социально неоднородном обществе. Христианство через тексты Библии предложило свой механизм регуляции поведения, понятный широким массам:
1) провозгласило идею нравственного равенства;
2) уделило большое внимание отдельному человеку, его душе, заложив основы гуманизма;
3) призвало человека приподняться над повседневностью своего существования и обратить свои помыслы к духовному совершенствованию;
4) предложило человечеству моральный идеал очень высокого порядка в образе Иисуса Христа;
5) сформулировало простейшие нравственные правила (десять заповедей).
Христианство, являясь фактом морального прогресса, все же не смогло реализовать свои глубинные возможности в рамках средневекового общества.
Нравственная регуляция эпохи Средневековья. Средневековое общество представляло собой систему жестких социальных зависимостей на основе сословно-корпоративных связей. Неотъемлемым индивидуальным свойством средневекового человека являлась его принадлежность к определенному сословию (дворянскому, рыцарскому, крестьянскому и т.д.), каждое из которых имело строгий набор правил поведения по отношению к его представителям. Сословный статус определял место каждого в социальной иерархии, его образ жизни, привилегии и т.д. Это привело к формированию особого типа сословно-иерархической морали, основой которой являлось:
1) представление о справедливости как о воздаянии людям в зависимости от их сословной принадлежности;
2) жесткая регламентация поведения в рамках определенного сословия, что являлось свидетельством относительности моральных норм в средневековом обществе.
Разрушение сословного деления общества и изменения социально-экономического характера способствовали формированию нового типа нравственных отношений в буржуазном обществе, пришедшем на смену феодальному.
Буржуазная мораль и ее основные черты. Индивидуализация общественной жизни в период зарождения буржуазных отношений создала равные возможности для всех, независимо от социальной принадлежности, в получении экономической независимости и достижении жизненного успеха. Это привело к формированию нового типа нравственных отношений (буржуазной морали), основными чертами которой являлось:
1) равенство всех в выполнении нравственных требований, независимо от социального статуса;
2) нравственная автономия индивида (возможность поступать в соответствии с собственными убеждениями).
Становление морали индивидуалистического типа привело к формированию нового идеала человека, который благодаря собственным усилиям, трудолюбию мог добиться успеха в жизни. Появилось особое отношение к морали как к полезной вещи: стало выгодным быть честным, порядочным и т.д. Принцип утилитаризма в буржуазную эпоху стал основным принципом нравственного существования, в утверждении которого немаловажную роль сыграла протестантская религия.
Основные принципы протестантской этики. В формировании человека буржуазного общества протестантская религия оказала большую идеологическую помощь. Основываясь на концепции спасения души, обрести которое человек способен только в том случае, если в земном существовании будет вести образ жизни, угодный Богу, протестантизм призывал человека к следующему:
1) систематическому и неустанному труду в рамках своей профессии-призвания;
2) мирскому аскетизму (ограничению в использовании богатства для личных удовольствий и нужд);
3) неограниченному накоплению капитала и использованию его для устроения социального космоса в угоду Бога (т.е. для процветания дела).
Протестантская религия способствовала формированию автономной личности, считающей труд главной целью жизни и возлагающей надежды только на себя, что в конечном итоге помогло ряду западноевропейских стран добиться определенных успехов в экономическом развитии.
Индивидуализация общественной жизни и научно-техническое развитие, являющиеся несомненными достижениями человечества, привели к появлению определенных нравственных проблем в современном обществе.
Нравственные проблемы современности. Развитие науки и техники в ХХ в. привело к возникновению ряда нравственных проблем, характерных для современного мира:
-
создание оружия массового уничтожения (ядерного, химического, биологического) привело к возникновению угрозы уничтожения всего живого, повысив тем самым ответственность ученых за последствия своих изобретений;
-
развитие промышленного производства, являясь причиной загрязнения окружающей среды, и неограниченная добыча природных ресурсов привели к возникновению проблем экологического характера, требующих от человека выработки нравственных императивов, регулирующих его взаимоотношения с природой;
-
внедрение науки в глубинные биологические процессы породило ряд проблем биоэтического характера (пересадка органов, клонирование, эвтаназия, проблема существования неполноценных детей).
Индивидуализация общественной жизни и реализация идеи ценности отдельной личности в ХХ в. привела к гипертрофии интересов индивида, вытеснив почти полностью из сознания общинно-коллективистскую ориентацию, что привело к снижению уровня духовности, потребительскому отношению к жизни, снижению ценностного статуса семьи, сексуальному раскрепощению и т.д.
Существование проблем нравственного характера в современном обществе не исключает фактов, являющихся признаками повышения уровня морального сознания человечества и его прогрессивного развития. Признаками существования нравственного прогресса являются следующие:
-
расширение сферы применения морали (распространение ее на межгосударственную, внутриполитическую и юридическую сферы);
-
возрастание уровня гуманистического потенциала (обсуждение проблемы смертной казни, провозглашение неотчуждаемых прав и свобод человека, проповедование принципа ненасилия, экологическое движение и т.д.);
-
повышение нравственного уровня каждой отдельной личности.
- Оглавление
- Введение
- Раздел I. Теоретические и методологические основы преподавания этики Концептуальные основы преподавания курса
- Цели и задачи преподавания дисциплины
- Учебные планы преподавания этики в митсо
- Примерный тематический план дисциплины
- Раздел II. Содержание курса «Этика»
- Тема 1. Этика как учение о морали
- Тема 2. Возникновение морали и ее историческое развитие
- Тема 3. Становление этико-философского мировоззрения
- Тема 4. Становление этического знания в античной культуре
- Тема 5. Этические воззрения в эпоху Средневековья
- Тема 6. Этическая рефлексия Нового времени
- Тема 7. Развитие этической мысли в XIX и XX веках
- Тема 8. Структурно-функциональный анализ морали
- Тема 9. Высшие моральные ценности
- Список литературы
- Тема 2. Возникновение морали и ее историческое развитие
- Занятие 2.
- Тема 3. Становление этико-философского мировоззрения
- Занятие 3.
- Тема 4. Становление этического знания в античной культуре
- Занятие 4.
- Тема 7. Развитие этической мысли в XIX–XX веках
- Занятие 5.
- Тема 8. Основные проблемы теории морали
- Занятие 6.
- Тема 9. Высшие моральные ценности
- Занятие 7.
- Тема 9. Высшие моральные ценности
- Занятие 8.
- Тема 10. Проблемы прикладной этики
- Тематика рефератов по курсу "Этика" Раздел "История этических учений"
- Раздел "Основные проблемы теории морали"
- Вопросы к зачету (экзамену) по курсу "Этика"
- Словарь основных понятий и терминов по курсу “этика”
- Структура морали
- Стрежнева Татьяна Васильевна Учебно-методическое пособие по курсу “Этика”
- Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси
- 220004, Г. Минск, ул. Кальварийская, 17. Лицензия лп № 45 от 10.10.2002.