Вопрос 4. Особенности профессионального общения сотрудников ОВД
профессиональный общение сотрудник орган
Во всех сферах человеческой деятельности могущественным средством, обеспечивающим ее успешность, является общение. Неслучайно психологи отмечают, что 15% финансового успеха зависит от профессиональных знаний, а 85% - от искусства человеческого общения.
В ряде профессий (педагоги, врачи, торговые работники, управленцы, юристы, актеры и др.) общение из фактора, сопровождающего деятельность, превращается в профессионально значимую составляющую этой деятельности. Трудно переоценить ту роль, которую выполняет психологически грамотное общение в работе сотрудников органов внутренних дел, особенно милицейских служб, ибо деятельность многих работников милиции на 90% происходит в форме общения с гражданами (потерпевшими, осужденными и т.п.) и коллегами по службе. Причем, как правило, общение сотрудников милиции происходит в далеко не благоприятных условиях и в конфликтных ситуациях.
В той трудной и напряженной жизни, в которой живут и работают сотрудники милиции, невозможно решать поставленные перед ними профессиональные задачи без достаточной культуры профессионального общения. Более того, имеются все основания утверждать, что серьезные изъяны в общении - отсутствие коммуникабельности, замкнутость, неумение устанавливать психологический контакт с людьми и др. - являются противопоказанием к деятельности оперативных работников, следователей, участковых инспекторов, работников ГАИ и др. Неслучайно в органах внутренних дел на нормативном уровне этим вопросам уделялось серьезное внимание. Так, еще в 1922 г. Наркоматом внутренних дел издается приказ "О вежливом обращении милиции с народонаселением". В нем изложены основные требования к личности милиционера и культуре его общения с населением. В 1969 г. МВД СССР издает не менее известный приказ "О вежливом и внимательном отношении работников милиции к гражданам", в котором сформулированы требования к этике и культуре профессионального общения милицейских работников в новых исторических условиях. Однако требования этого приказа воспринимаются отдельными сотрудниками декларативно и не всегда реализуются на практике. В 2008 г. издается директива №1 МВД России от 19 июня "О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе МВД Российской Федерации", а в 2000 г. - приказ №170 ДСП от 7 марта "О предупреждении правонарушений со стороны сотрудников ОВД и военнослужащих внутренних войск МВД России в укреплении дисциплины и законности в их деятельности, уважительном и внимательном отношении к гражданам".
К сожалению, уровень современной культуры милицейского общения не удовлетворяет население. Наиболее острая проблемная ситуация во взаимоотношениях населения с милицией заключается в том, что милиция не только неэффективно выполняет свою функцию гаранта прав граждан, но и сама часто выступает в качестве нарушителя этих прав (оскорбительное обращение с гражданами, применение к ним физического и психического насилия, вымогательство взяток и т.п.). Многие из опрошенных граждан отмечают несдержанность, высокомерие работников милиции. Правда, эти оценки часто складываются в результате не непосредственного общения, а сложившегося у населения устойчивого негативного стереотипа милиционера, который создается средствами массовой информации и нарушителями порядка, вынужденными принудительно общаться с милицией. Хотя, конечно, неумение сотрудников ОВД найти адекватный стиль общения в сложных, конфликтных, нестандартных ситуациях негативно сказывается на оценке их деятельности населением. Для сотрудника милиции очень важно умение установить контакт с гражданином, вызвать доверие и желание откровенно беседовать. Сотрудник милиции должен уметь внимательно слушать, активно управлять ходом беседы, т.е. обладать искусством общения.
Но что такое общение? Общепринятого в психологии определения общения нет. Общение определяют иногда как основной способ существования человека в обществе (ребенок в процессе общения с родителями социализируется, люди развиваются, общаясь друг с другом); как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
В какой мере разнообразна, неповторима возникшая ситуация, в такой же мере должно быть гибким, неординарным, разнообразным общение.
Трудности общения для сотрудников органов внутренних дел обусловливаются следующими особенностями их деятельности:
* необычайная широта и многоплановость общения. Приходится вступать в контакт с представителями разнообразных возрастных, профессиональных, культурных, этнических групп, а также с лицами, психическое состояние которых непредсказуемо (потерпевшими, подозреваемыми, свидетелями и т.п.). По широте общения деятельность сотрудников органов внутренних дел можно сравнивать с общением в актерской, педагогической, пропагандистской деятельности. Но и они не столь богаты и разнообразны по содержанию и по условиям спонтанного, т.е. заранее неподготовленного общения. Учителя, актеры, пропагандисты общаются с определенной и заранее для них известной категорией людей, кроме того, у них имеется возможность предварительно подготовиться. У сотрудников органов внутренних дел такой возможности нет. Их общение:
* спонтанное, непредсказуемое, неповторимое,
* происходит в неблагоприятных условиях и ситуациях часто имеет вынужденный, а порой навязанный характер, осуществляется при несовпадении интересов в условиях резкого противоборства и несогласия сторон, к тому же при дефиците информации и времени;
* обладает высокой степенью конфликтности. Итак, общение - сложный, многоплановый процесс взаимодействия людей в обществе, установления и развития контактов между людьми. Чтобы овладеть всеми формами общения, сотруднику необходимы импровизация, находчивость, гибкость, уверенность в себе и другие качества.
Если общение - один из видов человеческой деятельности, то возникают вопросы: из каких действий состоит эта деятельность? что человек делает в процессе общения? Рассмотрим структуру и виды общения.
Структура общения
Один из подходов в изучении психологии общения заключается в выделении в структуре общения трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
* коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;
* интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. во взаимовлиянии в процессе общения;
* перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Конечно, в реальности все три стороны общения взаимосвязаны, проявляются почти одновременно в процессе общения и выделяются лишь для удобства научного, экспериментального исследования. Но эта условность не означает, что выделение грех компонентов общения - лишь умозрительные построения. Рассмотрим подробнее каждую из выделенных сторон общения.
- Вопрос 1. Вводная часть
- Вопрос 2. Психологические компоненты профессионального общения сотрудников органов внутренних дел
- Вопрос 3. Виды общения
- Вопрос 4. Особенности профессионального общения сотрудников ОВД
- Вопрос 5. Основные формы культуры общения: поведение, речь, внешний облик, профессиональный этикет
- Вопрос 6. Развитие навыков профессионального общения
- Список литературы
- Тема 7. Правовая основа профессиональной морали сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Методы воспитания сотрудников органов внутренних дел
- V1: Профессиональная мораль сотрудников органов внутренних дел.
- Политическое поведение сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел
- Тема 13*. Культура общения и ее проявление в поведении и деятельности сотрудников органов внутренних дел
- Принцип гуманизма в деятельности сотрудников органов внутренних дел.