Вопрос 2. Психологические компоненты профессионального общения сотрудников органов внутренних дел
К психологическим компонентам профессионального общения относятся те, которые характеризуют и сотрудника органов внутренних дел, и лицо, с которым сотрудник взаимодействует, и сам процесс общения: тактика, стадии, приемы. Более конкретно это означает понимание субъективной стороны события, с которым сотрудник имеет дело, психологическую атмосферу взаимоотношений, индивидуализацию воздействия, ролевое поведение и др. Рассмотрим их подробнее.
Необходимым условием грамотного профессионального общения является познание собеседника. На практике реализовать это не просто. Дело в том, что человек - сложный объект для восприятия и познания. Он обладает признаками, свойствами, не поддающимися непосредственному наблюдению. Более того, он способен маскировать свои мысли и чувства, показывать себя в выгодном для него свете, играть определенную роль, "напускать" на себя несвойственные ему переживания.
Поэтому очень важно уметь выделить психологически информационные признаки. К их числу относятся, прежде всего, речь, ее стиль, логика, словарный запас, тембр, темп, экспрессия и др. Необходимую информацию о человеке можно получить тогда, когда между сотрудником и его собеседником устанавливается благоприятная психологическая атмосфера общения. Для этого важно уметь разговорить собеседника, а добившись этого - внимательно слушать. При этом условии можно выявить ряд качеств собеседника, в частности: по содержанию высказываний можно судить о взглядах, убеждениях, целях, планах, мотивах, потребностях и других особенностях собеседника; по словарному запасу, построению фраз, изложению мыслей, ответам на вопросы можно сделать заключение о его образовании, профессиональной принадлежности, находчивости, умственных качествах; по произношению - о национальности, месте рождения и длительности жительства, о региональной принадлежности; по темпу речи, интонациям, жестикуляции, выразительности мимики - о типе темперамента, эмоциональной устойчивости, уравновешенности, умении владеть собой, уверенности в себе, самомнении, уровне культуры.
Важно анализировать не только что говорит человек, но и как - однотипно или с разными людьми по-разному, меняет темп, громкость речи, мимику или говорит относительно постоянным голосом и т.п.
Однако только на речь, сколь бы информативной она ни была, полагаться нельзя.
Скрыть свои мысли, не проявить свои действительные интересы, цели, намерения человек может. Поэтому важно объектом наблюдения сделать и другие информативные признаки: одежду, походку, мимику и т.д. Имеет значение, например, как посетитель вошел в помещение, какую позу принял, как расположил руки, откинул голову, на кого и как посмотрел и т.д. Только совокупность признаков, когда данные перепроверяются и уточняются в ходе беседы, когда сопоставляются и анализируются в комплексе голос, жесты, речь, манера поведения человека, может обеспечить надежность и достоверность психологического наблюдения.
Обвиняемый со своей стороны пытается понять логику и приемы действия сотрудника. Оценка сотрудника со стороны граждан, свидетелей, обвиняемых, преступников идет по двум направлениям: как должностного лица и как человека.
Отношение граждан к сотруднику должно быть отношением к нему как к представителю власти, должностному лицу, специалисту в области охраны прав граждан, искренне заинтересованному и могущему в силу своего должностного положения справедливо решить возникшую проблему.
Однако не следует сбрасывать со счетов и отношение граждан к сотруднику не как к должностному лицу - следователю, оперативному работнику, а как к человеку.
В определенных случаях при воздействии на психику граждан положительное влияние оказывают личностные качества сотрудника, его культура, умение войти в положение другого, понять его мысли и чувства.
- Вопрос 1. Вводная часть
- Вопрос 2. Психологические компоненты профессионального общения сотрудников органов внутренних дел
- Вопрос 3. Виды общения
- Вопрос 4. Особенности профессионального общения сотрудников ОВД
- Вопрос 5. Основные формы культуры общения: поведение, речь, внешний облик, профессиональный этикет
- Вопрос 6. Развитие навыков профессионального общения
- Список литературы
- Тема 7. Правовая основа профессиональной морали сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Методы воспитания сотрудников органов внутренних дел
- V1: Профессиональная мораль сотрудников органов внутренних дел.
- Политическое поведение сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел
- Тема 13*. Культура общения и ее проявление в поведении и деятельности сотрудников органов внутренних дел
- Принцип гуманизма в деятельности сотрудников органов внутренних дел.