logo
Аспекты профессионального общения сотрудников органов внутренних дел

Вопрос 5. Основные формы культуры общения: поведение, речь, внешний облик, профессиональный этикет

Любая профессия предъявляет к людям, избравшим ее, определенные моральные требования. Среди профессий особо выделяются такие, в компетенции которых находится жизнь и судьба человека. Это врач, учитель, судья, адвокат… Но общество всегда предъявляло наиболее высокие нравственные требования к сотрудникам органов внутренних дел.

Соответствует ли образ сотрудника органов внутренних дел столь значимой цели? В результате научных исследований и опросов граждан получен такой обобщенный социологический портрет: грубый - 44%; безразличный - 39,8%; некультурный - 31,8%; энергичный - 30%; смелый - 25%; вежливый - 19,1%; профессионально подготовленный - 9,1%. Достаточно противоречивый образ. Он имеет и свои исторические корни, и социально-психологические предпосылки: низкая правовая культура населения, в том числе и сотрудников органов внутренних дел; восприятие органов внутренних дел, прежде всего, в их карательной, пресекающей роли; извечная российская оппозиция власти и всем ее институтам; высокая степень проникновения в общественное сознание морали преступного мира, тюремных нравов, блатной лексики и, как следствие этого, - негативное отношение к органам внутренних дел в целом.

Общение с гражданами также предполагает ряд особенностей. Сотрудникам правоохранительных органов приходится бывать в различных ситуациях, сталкиваться с разными проблемами. Нередко от участкового, инспектора ГИБДЦ, следователя зависит судьба человека и его близких. Все; это предполагает знание и понимание людей, а также способность сочувствовать чужой беде.

Практика показывает, что контактирование с лицами, способными "преступить черту", разделяющую добро и зло, действует крайне отрицательно.

Зло, как чума, заразно, поэтому многие работники правоохранительных органов остро нуждаются в постоянном подтверждении правильности выбранной ими ценностной ориентации, в моральном оправдании сделанного профессионального выбора, наконец, в нравственной самозащите, "иммунитете" ко злу во всех его проявлениях. Как активизировать этот иммунитет, как и из чего выстроить духовную защиту ~ - вот важнейшие вопросы профессиональной этики сотрудников правоохранительных органов.

Речь - языковая система знаков, с помощью которой человек может передавать свои мысли, чувства, переживания, настроения и влиять на ум, чувства, волю, действия и поступки других людей. Посредством речи сотрудник предъявляет определенные требования к гражданам, выражает сочувствие, оказывает поддержку, хвалит, советует, запрещает, одобряет и т.п. В милицейской практике учет и понимание воздействующей силы речи имеют исключительно большое значение. Сотрудник может удачно или неудачно выразить свою мысль, лучше или хуже достигнуть поставленной цели, многое в этом отношении зависит от убедительности и выразительности его речи.

В социальной психологии существует большое количество исследований, выясняющих условия и способы повышения эффекта речевого воздействия. Совокупность определенных мер, направленных на это, получила название "убеждающей коммуникации", на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика - искусство убеждения посредством речи.

Под каналом передачи информации имеется в виду зрительное или слуховое (или и то, и другое) восприятие. Остановимся подробнее на слуховом, речевом восприятии, поскольку мы говорим о вербальной коммуникации.

Для сотрудника милиции, который должен в процессе общения с гражданами выяснять обстоятельства того или иного происшествия, одним из важнейших качеств является умение задавать вопросы (хотя, конечно, это не единственное необходимое качество). Сотрудника милиции в данном случае можно сравнить с журналистом, интервьюером. В процессе беседы сотрудник ОВД должен соблюдать определенные правила:

* ясность и краткость: задавая вопрос, надо учитывать образовательный уровень, возраст, привычный лексикон собеседника;

* не допускать односложных ответов, т.е. надо избегать так называемых "закрытых вопросов", на которые можно ответить "да" и "нет";

* конкретность: конкретно поставленные вопросы свидетельствуют о знании материала, о компетентности сотрудника милиции;

* не бояться паузы. Пауза - элемент общения. Она позволяет собеседникам собраться с мыслями, осмыслить значение услышанного;

* корректность и уважение к собеседникам. Это этическая предпосылка всякого общения;

* "хотите получить интересный ответ - поломайте голову над интересным вопросом". Здесь уместно вспомнить о существовании таких вопросов, которые называются "проективными". Это вопросы-ситуации, на которые собеседник как бы проецирует себя. "Если бы можно было начать сначала, что бы вы выбрали?" "Представьте себе, что…, а как бы вы поступили?" "А что бы вы сказали, если бы…?" Для сотрудника милиции важно не только правильно задавать вопросы гражданам (пострадавшим, обвиняемым и т.п.), но и уметь слушать. Для этого психологи рекомендуют так называемую технику активного слушания, которая опирается на "трехкратную схему выслушивания": Поддержка - Уяснение - Комментирование. В каждом такте в зависимости от цели уместны определенные реакции.

Воздействующая сила речи (пройдет ли она мимо собеседника или окажет на него воздействие) и ее выразительность тесно связаны между собой. Неслучайно великие мастера слова (ораторы, политические деятели, актеры, адвокаты, психотерапевты) уделяли огромное внимание выразительности речи. Выразительность в свою очередь зависит от многих факторов: выбора необходимых слов и выражений, конструкции предложений, интонации, темпа речи.

Побуждение к действию усиливается, если сотрудник не просто повествует, сообщает, но выражает свое отношение к тому, что говорит, т.е. вкладывает в содержание своей речи душу, испытывает искреннюю заинтересованность в предмете разговора, проникнут глубоким чувством важности своего дела.

Умение задавать вопросы, активно поддерживать беседу опирается на речевую знаковую систему. Но существуют и неречевые знаковые системы, и их роль нельзя недооценивать. Чувства говорящего передаются тембром голоса, интонационными особенностями речи, жестами - это невербальная коммуникация.

Рассмотрим невербальную коммуникацию. Различают четыре группы неречевых знаковых систем:

* оптико-кинестазическая система знаков, включающая в себя жесты, мимику, пантомиму;

* паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков: первая - это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность; вторая - это такие "добавки" к речи, как паузы, покашливания, смех, наконец, сам темп речи;

* пространственная и временная организация общения, или "пространственная психология";

* "контакт глаз", имеющий место в визуальном общении.