2.1. Основные понятия и категории морального сознания
Моральное сознание оперирует понятиями и категориями, которые и образуют его структуру.
Добро – понятие, обозначающее положительную моральную ценность, отождествляется обычно с сущностью морали. В этом смысле добро абсолютно, т.е. добро – это не зло, оно никогда не может быть негативной ценностью. Однако добро как оценка относительно, т.е. разные люди по-разному прилагают понятие добра к разным объектам, наделяя их положительной ценностью.
Долг – понятие, выражающее императивность морали, ее повелительный характер (особенности морального требования рассмотрены в разделе «Свойства морали»). Формально главный долг состоит в обязанности делать добро. Ригористическая традиция считала долг главным понятием по сравнению с добром, ибо нравственность в ней трактовалась не как спонтанное стремление к добру, а как самопринуждение и долженствование.
Совесть – понятие, обозначающее внутреннее переживание личностью морального требования, «инобытие долга». Совесть представляет собой контрольно-императивный механизм морали, т.е.
-
оценивает (контролирует) степень соответствия нашего морального поведения нашим же нравственным убеждениям;
-
побуждает к действиям по реализации своих нравственных действий. Развитая совесть предписывает такие требования (императивы), к выполнению которых никакой долг принудить не может (например, совершить подвиг).
Долг представляет моральное требование как внешнее (хотя и усвоенное личностью), общественное, исторически определенное, дифференцированное (на сыновний долг, патриотический долг, профессиональный долг и.т.п.) рационально мотивированное.
Совесть представляет те же моральные требования как внутренние, личные, неизменные и объективные, универсальные и немотивированные.
Исполнение долга и следование совести определяют нравственную ценность личности, которая фиксируется понятиями честь и достоинство.
Честь – понятие для обозначения нравственного статуса личности как представительницы социальной группы (воинская, профессиональная, девичья и т.п.). Честь приобретается путем выполнения должного для этой группы поведения, выражает моральную связь индивида с этой группой. Честь образуется как результат общественной оценки заслуг человека, его общественного признания. Отрицательная реакция общественного мнения может привести к утрате чести.
Достоинство – понятие для обозначения нравственной самоценности личности. Оно неотъемлемо дается человеку с рождения, выражает его моральную принадлежность к человечеству и переживается как оценка личностью своих нравственных заслуг («чувство собственного достоинства»). Достоинство почти невозможно отнять с помощью социальных действий, но человек может потерять его по собственной вине, опустившись в собственных глазах ниже морального уровня.
В традиционных культурах соотношение феноменов чести и достоинства иное: честь человека является не следствием его индивидуальных заслуг, а следствием принадлежности к определенной социальной группе. Честь не надо приобретать, ее можно только «потерять», если референтная группа осудит индивида. Достоинство же в этой нравственной системе – это статус внутри привилегированной группы, который надо приобретать и защищать лично.
В структуру морального сознания входят также моральные чувства (любовь, сострадание, стыд и т.д.). Они отличаются от неконтролируемых реакций психики тем, что вменяются нам в обязанность, выступают чувственной формой моральных понятий (чувство долга, чувство ответственности, чувство собственного достоинства и т. п.).
В структуре морального сознания можно выделить уровни, отличающиеся по степени сложности регулятивного воздействия, оказываемого на поведение.
Норма (не убивай, не кради…) – элементарная форма нравственного требования, прямое указание по поводу поведения.
Нравственное качество (мужество, милосердие…) – требование к душевному складу личности, а не только к поведению. Выработанное моральное качество предполагает выполнение многих норм и умение подобрать нормы для конкретной ситуации.
Нравственный принцип (коллективизм, патриотизм, альтруизм…) – требование, сформулированное в понятийной форме. Нравственные принципы имеют рациональное, а иногда и теоретическое обоснование. Принцип – идея, цементирующая нормы и качества в специфическую целостность. Сама принципиальность считается положительным моральным качеством, однако, содержание принципа должно получать санкцию более высокого уровня морального сознания.
Нравственный идеал – объективная цель нравственного развития, выступающая как абсолютный нравственный ориентир. Идеал имеет духовный характер, это представление об идеальном должном положении вещей, которое не дается извне, а порождается из духовной структуры личности.
- «Етика»
- Содержание
- Введение
- Лекция 1. Этика в системе философского знания
- 1.1. Понятие «этика», его происхождение и основные значения.
- 1.2. Этика и другие практические науки
- 1.3. Этика как система знаний
- 1.4. Структура этики как науки
- Лекция 2. Специфика морали
- 2.1. Основные понятия и категории морального сознания
- 2.2. Высшие моральные ценности
- 2.2.1. Смысл жизни как нравственная ценность
- 2.2.2. Счастье как нравственная ценность
- 2.2.3. Свобода как нравственная ценность
- 2.3. Нравственный поступок
- 2.4. Функции морали
- Лекция 3. Религиозные нравственные системы
- 3.1. Нравственность и религия
- 3.2. Религиозно-нравственные системы Древнего Востока:
- 3.2.1. Нравственное содержание индуизма и буддизма
- 3.2.2. Этика конфуцианства и даосизма
- 3.4. Этика ислама
- 4.1.Этика Античности