1.3. Этика как система знаний
Свой предмет этика не получает готовым и полностью определенным, но создает его для себя во взаимодействии с другими науками: завоевывая себе какую-то территорию или защищая приобретенную область от чужих посягательств. Предметом этики выступает нравственность, или, что практически одно и то же, мораль. Все эти термины имеют одинаковое происхождение, восходя корнями к значению слова «ήθος»(этос). Разница только в том, что термин «нравственность» образован от русского корня «нрав», тогда как термин «мораль» возник через латинское посредничество.
На латинский язык «ήθος» был переведен как «mos», а от него римский философ Марк Туллий Цицерон образовал слово «moralis» («моральный», «нравственный»), назвав этику «моральной философией».
В большинстве случаев понятия «нравственность» и «мораль» употребляются как взаимозаменяемые. Некоторое различие в их содержании связано с тем, что этика определяла свой предмет во взаимодействии с физикой и логикой. По данной причине в естественном языке сложилась тенденция называть то содержание, которое располагается ближе к природе человека, нравственностью, а то, какое более тесно связано со словом, логосом — моралью. Для словесного наставления больше подходит выражение «читать мораль»; для способов поведения, закрепившихся в жизни и совершаемых «по зову сердца», более точным является термин «нравственность». В целом же нравственность или мораль можно определить как особую форму регуляции человеческого поведения, а этику, то есть философию морали или нравственную философию, — как учение о нравственности, как форму теоретического осознания моральной жизни.
Отношение между этикой и нравственностью примерно такое же, как отношение между языкознанием и языком, правоведением и правом.
Традиция различать «этику» и «этос» возникла в связи с распространением убеждения, что подлинная или высшая нравственность доступна только мудрецам, в крайнем случае, людям, возлюбившим мудрость и посвятившим всю жизнь ее обретению. В Элладе такие люди назывались словами «σόφος» («мудрец») или «φιλόσοφος» («философ»), в Индии — «риши» («мудрец») и «гуру» («учитель»), в Китае — «цзы» («мудрец») или «жу» («ученый»), в Палестине — «наби» (пророк, воодушевляемый Божественным Духом).
Простые люди обладают только «этосом», а «этика», как просветленный и преображенный этос, доступна только тем, кто сумел максимально развить и усовершенствовать собственный разум. Фактически вопрос о различии нравственности и этики сводится к вопросу, насколько нравственность осознается как система.
Этика возникает тогда, когда уясняется тот факт, что нравственному противоположно не только безнравственное, но и вненравственное — то, что не является ни добром, ни злом, вообще безразлично с нравственной точки зрения. Лишь с этого момента мораль выделяется как особое измерение человеческой жизни, как особая система ориентации в мире, что и составляет почву для образования этики. Этик отличается от обычного нравственного человека целенаправленным поиском связей между различными элементами морального сознания и поведения. Отсюда, конечно, не следует, что каждый этик в своем образе жизни будет превосходить обычного нравственного человека. Знание того, как устроена и как действует мораль, само по себе не обеспечивает высоконравственного поведения. Но в гармонии с возвышенной устремленностью души оно существенно помогает собственному совершенствованию.
Превращению нрава в этику способствовало одно важное, но не всегда замечаемое обстоятельство; особое напряжение моральной мысли. Такое напряжение складывается благодаря столкновению, как правило, двух, а иногда большего количества различных, точнее сказать, противоборствующих подходов к пониманию сути нравственной жизни. Оказалось, что для возникновения этики необходима борьба противоположных нравственных позиций. Критически отражаясь друг в друге, противоположные нравственные позиции осознают себя до такой степени, что выясняют свои собственные основания и системные связи. Этика появляется на изломах нравственной жизни» когда родовой уклад сменяется государством и единой для всех племен религией.
Если обратиться к четырем культурным центрам, в которых возникла этика, мы легко обнаружим там названное противостояние. В Древней Индии — это борьба между астикой и настикой: течениями, признающими священный авторитет Вед (брахманизм, индуизм) и отрицающими его (джайнизм, буддизм). В Древнем Китае — конфуцианство, делающее акцент на искусственных, культурных формах поведения, и даосизм, зовущий к естественному пути вещей. В Палестине — это конфликт между мозаизмом с его любовью к «законничеству», ритуальной строгости и профетизмом, уповающим на чистоту сердца а основу нравственной жизни.
На земле эллинов этика как часть философии возникла в полемике между софистами, отстаивавшими относительность блага и зла, и Сократом, утвердившим объективность и непреложность границ между тем и другим. В полемической сущности этики выражается могучая творческая сила нравственности; способность подняться над своими собственными установлениями, подвергнуть их критике и найти более совершенные формы поведения. В XX в. Т. Адорно назвал этику «неспокойной совестью морали», моралью, которая «стыдится самой себя за свой морализм».
- «Етика»
- Содержание
- Введение
- Лекция 1. Этика в системе философского знания
- 1.1. Понятие «этика», его происхождение и основные значения.
- 1.2. Этика и другие практические науки
- 1.3. Этика как система знаний
- 1.4. Структура этики как науки
- Лекция 2. Специфика морали
- 2.1. Основные понятия и категории морального сознания
- 2.2. Высшие моральные ценности
- 2.2.1. Смысл жизни как нравственная ценность
- 2.2.2. Счастье как нравственная ценность
- 2.2.3. Свобода как нравственная ценность
- 2.3. Нравственный поступок
- 2.4. Функции морали
- Лекция 3. Религиозные нравственные системы
- 3.1. Нравственность и религия
- 3.2. Религиозно-нравственные системы Древнего Востока:
- 3.2.1. Нравственное содержание индуизма и буддизма
- 3.2.2. Этика конфуцианства и даосизма
- 3.4. Этика ислама
- 4.1.Этика Античности