2.4. Функции морали
Роли морали в жизни общества и отдельной личности многочисленны. Трудно объяснить, каково происхождение и почему существует нравственность, зато можно определить, для чего она существует, какие выполняет функции в человеческом обществе.
1. Гуманизирующая функция. Мораль «приподымает» нас над собственной сегодняшней природой с ее ограниченностью, несовершенством, она задает ориентир человечности для каждого из нас. Более того, мораль очеловечивает саму «природу» как таковую. Если мир, космос, природа безотносительно человека, сами по себе ни добры, ни злы, то мораль и на них стремится распространить понятие добра, осмыслить мир как добро.
Итак, первая задача морали – осмыслить мир соразмерным человеку и человека – достойным своей человечности. Ведь с точки зрения морали каждый человек предстает вне частностей – как «человек вообще». Мораль возвращает человеку его целостность, осмысленность существования, и в этом ее благородная гуманистическая роль.
2. Регулятивная функция. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества Суть ее в саморегуляции личности и саморегуляции социальной среды в целом.
3. Ценностно-ориентирующая функция. Как уже было показано, моральная регуляция состоит в том, что личность самостоятельно ориентируется, согласно системе нравственных ценностей. Мораль содержит жизненно важные для человека ориентиры, это представления о смысле жизни, о предназначении человека, о ценности всего человеческого в человеке. И хотя они не имеют непосредственного практического значения, они необходимы для того, чтобы придавать повседневности нашего бытия высший смысл, задавать его идеальную перспективу.
4. Познавательная функция. Моральное сознание видит мир сквозь призму добра и зла, смысла жизни и совести, долга и ответственности. Это не объективно-научное исследование мира как он есть, это постижение человеческого смысла существования как такового.
5. Воспитательная функция. Нравственное воспитание всегда и во все времена было основой всякого другого воспитания и образования. Нравственность не столько приучает человека к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами, «высшими» принципами и ценностями в каждодневной жизни. При наличии такой способности к самоопределению человек может не только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, т.е. самосовершенствоваться. Все конкретные достоинства, которые мы находим у нравственно воспитанной личности, проистекают из фундаментальной ее способности поступать как должно, исходить из ценностных представлений, так проявляя свою свободу.
Следует отметить, что выделение определенных функций морали (как и отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом. Мораль одновременно регулирует, воспитывает, ориентирует и т.д. Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека.
Структурно-функциональный анализ морали способствует пониманию всей сложности ее устройства, которое не позволяет трактовать нравственную жизнь как простую самоочевидность.
- «Етика»
- Содержание
- Введение
- Лекция 1. Этика в системе философского знания
- 1.1. Понятие «этика», его происхождение и основные значения.
- 1.2. Этика и другие практические науки
- 1.3. Этика как система знаний
- 1.4. Структура этики как науки
- Лекция 2. Специфика морали
- 2.1. Основные понятия и категории морального сознания
- 2.2. Высшие моральные ценности
- 2.2.1. Смысл жизни как нравственная ценность
- 2.2.2. Счастье как нравственная ценность
- 2.2.3. Свобода как нравственная ценность
- 2.3. Нравственный поступок
- 2.4. Функции морали
- Лекция 3. Религиозные нравственные системы
- 3.1. Нравственность и религия
- 3.2. Религиозно-нравственные системы Древнего Востока:
- 3.2.1. Нравственное содержание индуизма и буддизма
- 3.2.2. Этика конфуцианства и даосизма
- 3.4. Этика ислама
- 4.1.Этика Античности