logo search
ЭДО (лекции)

Психологические аспекты делового общения.

Этапы:

1. Взаимное оценивание.

2. Взаимная заинтересованность (признаком взаимной заинтересованности является появление симпатии на сознательном уровне).

3. Обособление в диаду (выбор общей тематики для активного общения).

4. Стадия дружбы и приятельства.

Факторы, имеющие значение для завязывания контактов:

- невербальное взаимодействие (человек может психологически быть симпатичен, ощущение будущего комфортного общения);

- визуальный контакт (внешний облик собеседника, производящий впечатление);

Основные функции делового общения:

1. Информационно-коммуникативная. Все участники беседы (переговоров) обмениваются друг с другом необходимой информацией. Для этой функции важна способность концентрации внимания.

2. Интерактивная. Состоит из способности правильно спланировать очередность действий между участниками делового общения. Она происходит на основе обмена впечатлениями о ваших действиях со своими коллегами или просто с другими людьми. Мы анализируем себя, оценивая реакцию на наши действия других людей, особенно тех людей, которым мы больше доверяем (например, личные друзья, близкие люди).

3. Перцептивная функция выражает себя через восприятие одного собеседника другим в ходе делового общения. Когда мы наблюдаем за деятельностью коллег, то в результате мы учимся не только запоминать нужную нам информацию, но также анализировать ее, сопоставлять с индивидуальными представлениями и знаниями о жизни.

Основания для продуктивного взаимовыгодного делового общения:

1. Значимость репутации. Важно соблюдать кодекс поведения, свою деловую репутацию, помня, что это имеет непосредственное отношение к деловой деятельности.

2. Конкретность и четкость. Например, руководители всегда должны точно и очень доступно определять свои цели перед подчиненными. Важно наличие основной цели, так как наличие такой цели способствует быстрой самоорганизации, возникновению конструктивных взаимоотношений внутри коллектива, формированию чувства ответственности.

3. Стремление к взаимовыгодному сотрудничеству. Без осознанного стремления взаимовыгодное сотрудничество вряд ли будет возможным. Грамотный специалист, вступая с другими предпринимателями в деловые отношения всегда приводит к такому положение, когда в выигрыше оказываются обе стороны, которые заключили контракт. Главное правило – способность идти на уступки.

Основные особенности деловых отношений:

1. Участники делового общения контролируют ситуацию в бизнесе. Способность контролировать свое поведение часто выражается в том, что нельзя показывать свои искренние эмоции. С другой стороны, крайне важно постоянно контролировать ход дел в компании о новых переговорах, сделках, изменениях на рынке.

2. Умение слышать другого партнера (собеседника, клиента). Умение учитывать потребности и пожелания партнера (собеседника, клиента).

3. Умение сосредотачиваться на главном.

4. Умение отделять личное отношение от деловых.

5. Умение быть честным. При заключении сделки нельзя обманывать или использовать других людей.

Стили делового общения:

1. Авторитарный. Основан на неравенстве участников (начальник – подчиненный, более богатый партнер – менее богатый, старший – младший и т.д.). В деловой области основан на абсолютной власти начальника и полным подчинением ему служащего.

2. Демократический. Основой демократического стиля является слаженная работа всего коллектива, в котором учитываются любые смелые и креативные идеи, которые представляются руководителю интересными. В таком коллективе у каждого сотрудника увеличивается реальный шанс к самореализации.

3. Попустительский проявляется в явном безразличии организации труда и результатом деятельности.

4. Официально-деловой в основном используется для составления контрактов и подписания других деловых бумаг. На важных мероприятиях – это очень важный показатель подготовки специалистов.

5. Научный в основном используют педагоги и руководители образовательных учреждений. Информация доносится сжато, весьма точно и логически. Стиль полезен в учебных семинарах, лекциях и т.д.