logo
ЭДО (лекции)

Тема I. Деловая этика.

Впервые термин «этика» был введен Аристотелем.

Этика – это совокупность правил, которые необходимо совершать, чтобы делать нравственные поступки.

Мораль – совокупность представлений, основанных на нравственном идеале. Мораль отвечает на самые важные вопросы поведения людей (что есть добро, а что есть зло, в чем справедливость, а в чем нет и т.д.).

Мораль является мощным регулятором общественной жизни и индивидуального поведения человека.

Главным противоречием на пути воплощения нравственного идеала является противоречие между должным и сущим. С одной стороны, люди стремятся удовлетворить свои потребности, но при этом нужно не нарушать нормы морали.

Деловая этика – совокупность норм, правил и взаимоотношений, которые регулируют поведение людей в процессе производственной деятельности.

Деловое общение – процесс обмена информации, способностями, результатами деятельности, эмоциями.

Главная особенность делового общения – общение не является основной целью.

Целью делового общения всегда является получение материальной выгоды, получение прибыли. Основные цели являются внешними по отношению к его участникам.

Деловое общение имеет исторический характер, а это значит, что в разные исторические эпохи оно протекало по-разному.

В рамках традиционного общества (средние века, раннее новое время, эпоха древнего мира) еще нет разрыва между общественными нормами и нормами делового общения. Эта ситуация описывается древней французской поговоркой "Делай, что должно и будь, что будет". В этом обществе исполнение своих любых обязательств рассматривалось как нечто само собой разумеющееся. Нарушение принятых собой обязательств расценивалось как потеря чести, личной репутации, что вело к изоляции индивида от общества.

Ситуация меняется в Новое время. Аристотель (живший в эпоху античной классики до новой эры) утверждал, что в основе делового общения лежит экономическая единая потребность.

Критерий нравственности в деловом общении всегда перемещается в экономическую сферу. Этика бизнеса выдвигает на первое место именно экономический интерес, оставляя за собой моральные, религиозные и прочие ценности. По этой причине предприниматель постоянно находится в состоянии внутренней раздвоенности. С одной стороны, он стремится к прибыли, а с другой стороны он понимает, что несет обязательства перед другими людьми, с которыми он связан. Возникает вопрос о том, как чувствовать предпринимателю себя комфортно. Одной из наиболее радикальных попыток выхода из этого противоречия стала реформа протестантизма. Мартин Лютер считал, что стремление к прибыли угодно Богу, но должно быть полезным. То есть бизнесмен должен быть справедлив, честен, внимателен и самое главное – должен соблюдать принятые на себя обязательства, то есть выполнять договоры.

Реформа реформации, начатая Мартином Лютером, происходит в XVI веке в Германии. До реформации слово "профессия" относилось только к священникам (духовенству), после реформации слово "профессия" стало применяться к любому сложному виду деятельности, которое требует целенаправленного обучения.

О влиянии протестантской этики на социальные отношения писал немецкий социолог Макс Вебер в книге "Протестантская этика и дух капитализма". Вебер считал, что современный дух капитализма возникает из духа христианской религиозной аскезы. То есть для того, чтобы достичь мастерства в любом сложном виде деятельности (например, медицина, политика, юриспруденция и т.д.) человек должен проявить самоотречение, чтобы научиться этому виду деятельности и добиться мастерства. Но первые протестанты хотели этого и учились этому добровольно, побуждаемые своими религиозными побуждениями. Современные люди, в отличие от них, это делать должны. И современный победивший капитализм перестал нуждаться в Веберовском духе аскезы.

В современном деловом общении утрачивается не только мораль, но и самоидентификация личности.

Если в традиционном обществе человек был тем, что он делал ("Я есть то, что я делаю"), современная рыночная личность ведет себя исходя из правила "Я есть тот, каким вы желаете меня видеть".

В современном бизнесе существует два подхода к соблюдению норм этики и морали:

Первый подход заключается в тезисе, что между деловыми людьми этика не нужна (также называют "деловым макиавеллизмом"). Макиавелли считал, что политик имеет право нарушать нормы морали ради политических интересов. В этой среде не возникают разговоры о морали, так как возникают помехи. Крайний случай "делового макиавеллизма" - нарушение законности (например, дача взятки).

Второй подход акцентирует внимание на важности соблюдения этических норм. Сторонники этой точки зрения говорят, что быть честным важно не только с точки зрения ответственности перед обществом, но это также является трамплином для увеличения прибыли компании. В этой среде высоко ценится порядочность деловых отношений партнеров. Считается, что неэтичное поведение сильно влияет на деловой имидж компании, поэтому большое внимание предается доброму имени, созданию благоприятного имиджа компании на рынке и в обществе. В этой среде много говорят о социальной и экологической ответственности перед обществом. Как писал Бенджамин Франклин: "Честность – это лучшая политика".

Нравственный императив Иммануила Канта: "Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь силу принципа всеобщего законодательства".

Имидж компании формируется:

– взаимоотношениями между обществом и компанией;

– взаимоотношениями между компаниями (по горизонтали);

– взаимоотношениями внутри самой компании (руководитель-подчиненные, подчиненный-подчиненный (горизонталь));