18. Этика к. А. Гельвеция. Общее благо
Клод Адриан Гельвеций (1715–1771) интерпретировал человека в психофизиологическом ключе. Человек, преодолевая свой природный эгоизм, становится разумным, начинает правильно понимать свои интересы и следовать за «компасом общественной пользы» в процессе их осуществления. Мораль Гельвеция предлагает установку на общественное благо.
Начальный пункт его рассуждений – это индивид как природное существо. При этом природа у Гельвеция приравнена к физической чувствительности человека, а индивидуальные потребности – к личному интересу. Именно за ними и скрывается желание физических удовольствий. Стремление человека к удовольствиям, а также страх перед страданиями определяют его поведение. Вся деятельность человека, его поступки в нравственном плане необходимо оценивать через призму физических удовольствий. Даже труд людей именно таков.
Личный интерес определяет и пороки. Так как он вынуждает людей отрицать известное золотое правило: не делай другому того, чего ты не хотел бы, чтобы сделали тебе. Интерес принуждает с уважением относиться к порокам благодетелей, побуждает и добродетельного священника не обнаруживать преступлений церкви и т. п.
Гельвеций приходит к выводу, что люди верили и всегда будут верить только тому, что согласуется с их интересами, содержание же таковых изменяется от одной эпохи к другой. Поэтому можно вести речь лишь об относительной, а не об абсолютной нравственности.
Потребность в гуманности возникает только тогда, когда у человека возникает желание объединиться с себе подобными. Люди могут пожертвовать частью своих интересов для того, чтобы не потерять все. Поэтому им и приходится порой признавать общественный интерес выше личных интересов и объявлять его высшим благом.
Для того чтобы сформировать у человека подлинную нравственность, чтобы способствовать общему благу, прежде всего необходимо как можно равномернее распределить собственность и охранять ее, потому что она – основа для существования всего общества.
Деспотизм же пагубно действует на мораль, рождает трусость, раболепие, тщеславие, а также другие пороки, тогда как в процветающем государстве под властью просвещенного монарха создаются благоприятные условия для истинной добродетели. К добродетели каждый стремится в целях власти, которая дает человеку удовлетворение личных интересов, всеобщее уважение.
При этом воспитание необходимо вести с раннего детства. Начинать воспитание необходимо с внушения мыслей о незыблемости частной собственности, являющейся «нравственным Богом» государства. Только она сдерживает внутренние распри и поддерживает мир, справедливость, включая в себя все другие добродетели. Смысл ее в том, чтобы воздать каждому то, что ему принадлежит. Мудрый законодатель, считает мыслитель, должен стремиться к установлению наград за добродетели и наказаний за преступления.
- 1. Основные понятия этики
- 2. Этика и мораль как предмет этики
- Что такое мораль (нравственность)?
- Моральное (нравственное) измерение личности
- 3. Теория гедонизма как части этики
- 4. Этические ценности
- 5. Этика софистов
- 6. Этическое учение Сократа
- 7. Этическое учение Платона
- 8. Аристотель. Понятие о науке
- 9. Этика Аристотеля
- 11. Основные положения христианской этики
- 12. Августин Блаженный и теологическое обоснование морали
- 13. Синтетическая этика Фомы Аквинского
- 14. Антихристианская этика Эразма Роттердамского
- 15. Скептическая этика м. Монтеня
- 16. Этика б. Спинозы
- Аксиоматический метод доказательства морали
- 17. Рациональная этика р. Декарта
- 18. Этика к. А. Гельвеция. Общее благо
- 19. Формулировка категорического императива и. Канта
- 20. Этика и. Канта
- 21. Гегель и метафизические основания этики
- 22. Этика а. Шопенгауэра
- 23. Волюнтаристская этика ф. Ницше
- 24. Этические учения в русской философии
- 25. Этика и философия всеединства. В. С. Соловьев
- 26. Проблема свободы и обоснование этических проблем. Н. А. Бердяев
- 28. Этические искания в экзистенциальной философии
- 29. Свобода, как принцип человеческого существования
- 30. Аналитическая философия. Анализ морального языка
- 31. Принципы справедливости Дж. Ролза
- 32. Мораль и политика
- 33. Проблема взаимодействия политики и морали
- 34. Этика политического лидера
- 35. Новая этика
- Демократический строй и проблема формирования новой этики
- 37. Корпоративная этика
- 38. Благотворительность
- 39. Основные проблемы, возникающие при осуществлении благотворительности
- 40. Природа и общество: эволюция взаимоотношений
- 42. Проблема урбанизации и экологии в больших городах
- 43. Концепция устойчивого развития
- 44. Понятие насилия
- 47. Взгляд различных философов на проблему войны
- 48. Насилие и государство
- 49. Исторические предпосылки возникновения смертной казни
- Рассмотрим же этические аргументы против смертной казни.
- Модель Гиппократа («не навреди»)
- 54. Модели и подходы к проблеме нравственности в медицине