12. Августин Блаженный и теологическое обоснование морали
Идея подчинения морали религии очень ярко отражена в творчестве Августина Блаженного (354–430). Его считают одним из самых значительных представителей эпохи патристики. Для этики мыслителя характерно осознание Бога как единственного источника и меры нравственности, объяснение зла как отрицания добра и отступления от божественных предписаний, негативное отношение к активности человека и отрицание нравственной полноценности личности.
В его творчестве значительную роль приобретает осмысление каждой из божественных заповедей в их отношении к миру, что тесным образом связано с этикой. Этическим проблемам посвящены трактаты Августина «О свободном произволении», «О Граде Бо—жием», «О благодати и свободном произволении», «Исповедь». Согласно учению Августина, каждый поступок христианин совершает, думая об исповедальном акте.
Это оказывает влияние на нравственное сознание человека, делает его детерминированным не только прошлым, но также и будущим, уже имеющимся в вечности возмездия: карой или блаженством.
Но вместе с тем этот поступок является совершенно свободным, так как в нем жизнь завершается лишь мысленно, жизнь еще впереди и, совершая тот или иной поступок сейчас, человек сам выбирает и свое будущее, и свою вечность.
Августин Блаженный разработал учение о воле, которое стало стержневым в эпоху Средневековья, так как в нем заключается онтологическое доказательство бытия Бога. В труде «О Граде Божием» воля мыслителем определяется как природа, которая является «духом жизни».
Это животворящий дух, утверждает Августин, «творец всякого тела и дух всякого творения есть сам Бог, дух во всех отношениях не сотворенный». Воля, по его мнению, подтверждает собой именно отношение, в котором она приобретает свою сущность и качество.
У Августина идея предопределения тесно связана с идеей предзнания (прогноза), она доказывается им в тесной связи с мыслью о свободе воли. Предопределение и судьба – это разные понятия.
Мудрость является знанием, которое делает философа блаженным. Душа его при этом проходит ряд ступеней, прежде чем достигает мудрости. Этими ступенями являются сначала страх, потом благочестие, а затем и знание (отличие его от мудрости в том, что оно не обязательно может быть направлено на благо).
Душа, достигшая предела благодатного познания, воспринимает озарение, которое способствует возникновению морального сознания, или совести. Она и является основой, которая придает всеобще—необходимый характер представлениям человека. Таким образом, совесть является согласованием божественного закона и человеческих моральных установок. Мораль же является указателем определенного вида бытия.
Человек может быть свободен от зла, а соответственно и от проблемы выбора между добром и злом. В этом случае он может быть благодатным, использовать не свободу воли, но дары Бога.
Обсуждение идей предопределения, судьбы, свободы воли, блага стало общим для всего Средневековья.
- 1. Основные понятия этики
- 2. Этика и мораль как предмет этики
- Что такое мораль (нравственность)?
- Моральное (нравственное) измерение личности
- 3. Теория гедонизма как части этики
- 4. Этические ценности
- 5. Этика софистов
- 6. Этическое учение Сократа
- 7. Этическое учение Платона
- 8. Аристотель. Понятие о науке
- 9. Этика Аристотеля
- 11. Основные положения христианской этики
- 12. Августин Блаженный и теологическое обоснование морали
- 13. Синтетическая этика Фомы Аквинского
- 14. Антихристианская этика Эразма Роттердамского
- 15. Скептическая этика м. Монтеня
- 16. Этика б. Спинозы
- Аксиоматический метод доказательства морали
- 17. Рациональная этика р. Декарта
- 18. Этика к. А. Гельвеция. Общее благо
- 19. Формулировка категорического императива и. Канта
- 20. Этика и. Канта
- 21. Гегель и метафизические основания этики
- 22. Этика а. Шопенгауэра
- 23. Волюнтаристская этика ф. Ницше
- 24. Этические учения в русской философии
- 25. Этика и философия всеединства. В. С. Соловьев
- 26. Проблема свободы и обоснование этических проблем. Н. А. Бердяев
- 28. Этические искания в экзистенциальной философии
- 29. Свобода, как принцип человеческого существования
- 30. Аналитическая философия. Анализ морального языка
- 31. Принципы справедливости Дж. Ролза
- 32. Мораль и политика
- 33. Проблема взаимодействия политики и морали
- 34. Этика политического лидера
- 35. Новая этика
- Демократический строй и проблема формирования новой этики
- 37. Корпоративная этика
- 38. Благотворительность
- 39. Основные проблемы, возникающие при осуществлении благотворительности
- 40. Природа и общество: эволюция взаимоотношений
- 42. Проблема урбанизации и экологии в больших городах
- 43. Концепция устойчивого развития
- 44. Понятие насилия
- 47. Взгляд различных философов на проблему войны
- 48. Насилие и государство
- 49. Исторические предпосылки возникновения смертной казни
- Рассмотрим же этические аргументы против смертной казни.
- Модель Гиппократа («не навреди»)
- 54. Модели и подходы к проблеме нравственности в медицине